Наверное, многие в своей жизни были свидетелями умерщвления петуха и видели, как его отсеченное от головы тело еще долго бьется на земле или даже бегает по двору. Эту сцену, с содроганием, наблюдал и я, думая, что чувствует при этом петух, и носит ли его предсмертная агония импульсивный, как меня все заверяли, или все же целенаправленный характер.Интересная точка зрения относительно этого вопроса была высказана Эриком Хельмом в его романе «Уцелевший». Там была рассказана следующая история. Некий бродяга-викинг по имени Торбьерн, попав в ХI веке, во времена Вильгельма 1 Завоевателя, в Англию, когда она была захвачена нормандцами, сколотил шайку разбойников и пошел грабить страну. Свободная жизнь его продолжалась недолго, вскоре его с приятелями поймал граф де Монсератт и приказал повесить всех разбойников, а главарю - отрубить голову. Услышав это, Торбьерн предложил ему пари: если его тело после казни встанет и пробежит мимо выстроенных в ряд разбойников, то граф их освободит. Де Монсератт согласился, ему было любопытно, и в любом случае он ничего не терял. Викингу отсекли голову, и тело его, разбрызгивая вокруг фонтаны крови, прошло свой посмертный путь мимо восьми человек, расставленных на расстоянии пяти шагов друг от друга. Оказалось, что это повествование списано с натуры. В германских хрониках ХIУ века имеется история казни некоего Дица фон Шаунбурга из Баварии, в точности соответствующая описанному в «Уцелевшем». Смертная казнь путем отсечения головы была самым популярным видом наказания в древнем мире. Она широко практиковалась в Османской империи, Риме и средневековой Европе. Суть этого метода сводилась к следующему: осужденного ставили на колени, укладывали его голову ва плаху и мощным ударом топора или меча перерубали шейные позвонки, что, как считалось до недавнего времени, влекло за собой мгновенный шок и потерю чувствительности.
Так появился миф о гуманизме обезглавливания, что отнесло эту экзекуцию к разряду самых простых и безболезненных типов казней. Наибольший размах обезглавливание имело место в разгар Великой французской революции, когда она приняла вид массового террора. Глобальная нехватка палачей и постоянно тупящихся мечей, подвела депутата Национального собрания Жозефа Гильйотена к изобретению специальной машины, которая позволяла казнить до сотни приговоренных в день, что ни одному палачу было не по силам.
Машина для обезглавливания, позднее названная именем изобретателя - гильотиной, имела вид двух столбов, по специальным пазам которых опускался 16О-килограмовый нож со скошенным лезвием. Приговоренного к смерти привязывали к вертикальной панели, которая, оказавшись затем в горизонтальном положении, четко фиксировала шею на линии падения ножа. В 1789 году Национальное собрание всесторонне обсудило это приспособление для убийства и одобрило его. 20 марта 1792 года окончательная постройка гильотины была завершена, а 25 апреля того же года состоялось ее практическое применение. Новшество настолько пришлось по вкусу революционерам, что они даже брали его, наравне с порохом и провиантом, в далекие походы против непокорных городов юга. Гильотина исправно работала около двух столетий. Последний взмах своего ножа она сделала 10 сентября 1977 года, а 9 октября 1981 года, после отмены во Франции смертной казни, “ушла” в частные коллекции и музеи. В России обезглавливание осуществлялось посредством топора, пока в ХУIII веке, согласно соответствующему указу Петра I, топор не был заменен на меч. В 1917- 20 годах меч уступил место кавалерийской шашке, что сделало этот вид казни менее “гуманным”, поскольку отсечь голову с одного удара легкой шашкой было довольно непросто.
Смертная казнь путем обезглавливания в 1920-30 годы широко практиковалась и в коммунистическом Китае, продержавшись на волне общегосударственного наказания вплоть до 1949 года. Сегодня этот вид наказания используют Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Йеменская Арабская Республика, в которых эта церемония возведена в ранг священных. “Я провел несколько сот казней, - хвастается главный палач Саудовской Аравии Сауд Эль Саэф, - и благодарю Всевышнего за то, что он даровал мне силы наказывать преступников за их злодеяния”. Это заявление можно было бы оставить без комментариев, если бы не тот факт, что в странах Аравии и Иранского нагорья смертной казнью караются даже такие правонарушения, которые всем остальным цивилизованным миром за правонарушения не признаются. Но еще в том же 1792 году, когда была изобретена гильотина, возникли вопросы. насколько гуманна смертная казнь через отсечение головы и что чувствует при этой процедуре сам осужденный? Первые квалифицированные исследования в этой области производились именно французскими экспериментаторами, благо голов для этого хватало. Причиной к этому послужили, многочисленные, граничащее с мистикой, сплетни, ходившие в народе, и откровения некоторых палачей, участвовавших в экзекуциях.
Вот, например, сообщение некоего Легро, который угодил в тюремную камеру за несанкционированную пощечину, нанесенную голове казненной им мадемуазели Шарлотты Корде. “Вот и видно, что вы (обыватели не смотрите в корзину (по обыкновению, головы гильотинированных сваливали в плетеные корзины), когда они там все вместе; что вы не видите, как они там ворочают глазами и скрежещут зубами в течение еще пяти минут после казни, нам (палачам) приходится каждые три месяце менять корзину, до такой степени они портят дно своими зубами.
Это, видите ли, куча голов аристократов, которые не хотят умирать; я не удивился бы, если бы в один прекрасный день какая-нибудь из этих голов закричала бы: «да здравствует король» Доктор Соммеринг в своей диссертации писал: “Некоторые доктора, мои коллеги, уверяли меня, что голова, отсеченная от туловища, скрежетала от боли зубами, и я убежден, что если бы воздух циркулировал еще в органах речи, голова бы заговорила”. Доктор Сю также соглашается с утверждением, что казненный чувствует свое существование до тех пор, пока мозг сохраняет жизненную силу.
Галлер в своих “Элементах физиологии” констатировал следующее: “Отсеченная голова открыла глаза и смотрела на меня сбоку, потому что я тронул пальцем спинной мозг”. Темой казней был увлечен и известный писатель Александр Дюма, посвятивший этому разделу человеческих взаимоотношений свою полудокументальную повесть ‘Тысяча и один призрак”. От мэра общины Фонтене доктора Лендрю Александр Дюма узнал, что когда-то он сам проводил исследования гильотированных трупов с помощью гальванизма и электричества. Это продолжалось до тех пор, пока к нему на стол не попала голова его возлюбленной - Солаиж: «Вдруг мне показалось, я услышал тихий умоляющий голос, мне показалось что голос этот, произносил мое имя – Альбер! Я вздрогнул: “Альбер!” Одно только лицо на свете называло меня так. Я увидел в углу мешок, окровавленный холст и выпуклость указывали на зловещее его содержимое. Я стал щупать себя, - во сне я или наяву; затем застывший, как бы окаменев, с протянутыми руками я пошел к мешку и погрузил в него одну руку. Мне показалось, что еще теплые губы коснулись моей руки. Я взял эту голову и, подойдя к моему креслу, в которое я упал, положил голову на стол. О! Я испустил отчаянный крик. Эта голова, губы которой казались еще теплыми, глаза которой были наполовину закрыты. Эта голова была головой Соланж!
Глаза открылись, взглянули на меня, с них скатились слезы, и сверкнув влажным блеском, словно пламенем отлетающей души, глаза закрылись, чтобы больше уже никогда не открываться” Примерно в 1902 году русский профессор А. Кулябко пытался оживлять головы, правда, не людей, а рыб. В кровеносные сосуды закачивалась специальная жидкость, заменяющая кровь, и рыбья голова начинала двигать глазами и жабрами, открывать и закрывать рот. Последователи Кулябко С. Брюхоненко и С. Чепулин пошли дальше: в 1928 году они демонстрировали ожившую собачью голову. Когда ей клали в рот ватку, смоченную кислотой, она морщилась, пытаясь выплюнуть ее. Потом кислоту заменяли куском колбасы, и голова начинала облизываться. В середине 80-х годов опыт с человеческой головой провели немецкие нейрохирурги В. Крайтор и Г. Куридж. В течение целых ‚двадцати дней они поддерживали жизнь в голове мужчины, попавшего в автокатастрофу. Когда его тело привезли в клинику, голова держалась буквально на нескольких жилах. О спасении не могло быть и речи. Тогда врачи попытались удержать жизнь хотя бы в одной части тела. Поскольку у головы не было горла. она не могла говорить. но по движению губ ученые поняли, что она осознает происшедшее с ней.
Голова профессора Доуэля - не миф, рассказанный фантастом Александром Беляевым, Известно, что немецкие ученые занимались исследованием гильотинированных трупов во время второй мировой войны в тюрьме Бранденбурга. К сожалению, протоколы их исследований не сохранились либо сокрыты в одном из секретных архивов. Любопытно, что и французы помалкивают о своих изысканиях в этой области, хотя у них-то фактов набралось больше, чем в любой другой стране.
Бесспорным остается лишь одно - казнь через обезглавливание является отнюдь не самым безболезненным видом смерти, как утверждал Жозеф Гиойтен, даже если осознание остается только на минуту. Ведь за эту минуту осужденный человек переживает весь ужас своего положения и для него эта минута может показаться вечностью, в которой все существо заключено в валяющейся в пыли голове О. Диксон.