Стигматы

Категория: Страшно интересно, Дата: 19-07-2011, 00:00, Просмотры: 0

Стигматы - (греч. stigma, stigmatos - укол, рубец, пятно, знак) - покраснения кожи, кровоподтеки или язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих людей в тех местах, где, согласно Евангелиям, у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей.

Уже более 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы - знаки страданий Христовых. Они могут иметь вид кровавых ран на ладонях - как будто в них забивали гвозди, иногда такие же раны появляются на ступнях.

Некоторые носители стигматов имеют раны на лбу, напоминающие уколы и царапины от тернового венца, другие - кровавые полосы на спине, следы бичевания.

Кроме того, у многих стигматиков отмечается деформация одного плеча, словно опущенного под тяжестью огромного креста.

Появление стигматов рассматривается Церковью как чудо. Тысячи людей веруют, что стигматы - дар Божий.

Считается, что первым носителем стигматов был святой Франциск Ассизский. Стигматы на нем появились в 1224 году, во время праздника Воздвижения Святого Креста.

Легенда утверждает, что святому Франциску явился в видении ангел, который пятью лучами света иссек стигматы на руках и ногах подвижника.

Согласно описанию в «Трактате о чудесах» (авторство приписывается Томасу де Челано, трактат написан не позднее 1230 г.), они были похожи на выступающие с обеих сторон черные гвозди, как будто конечности были пробиты насквозь настоящими гвоздями, шляпка и острие которых торчали наружу.

Челано пишет, что эти метки долго оставались на теле св. Франциска уже после его смерти, и рисует причудливую картину того, как паломники проходили мимо светящегося и все еще не окоченевшего тела и видели «не следы гвоздей, а сами гвозди, состоявшие из его плоти и сохранявшие цвет железа... чудесно выкованного силой бога, вставленного в его плоть так, что, если на них надавить с одной стороны, они тут же выдвигаются с другой, как будто состоят из одного целого сухожилия».

В книге Бонавентуры «Малая легенда» (до 1274 г.), где приводятся дополнительные подробности о выступающих остриях, отмечается, что они были загнуты и выступали так сильно, что ступни ног едва можно было ставить на землю.

Правда, есть утверждение, что первое свидетельство о стигматах относится к гораздо более ранним временам - к первым годам христианства. В одном из посланий святого апостола Павла говорится, что Павел «после распятия Христа обрел раны, как и Иисус».

Слова Павла можно толковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафорически.

Однако это единственное свидетельство из первых веков христианства - после этого около тысячи лет о появлении стигматов ничего не было слышно.

Существует несколько версий по поводу того, почему стигматы начали появляться только в начале первого тысячелетия.

Первая из них связывает появление стигматов с обострившимися в XI-XII веках теологическими спорами. После оформления раскола христианства в 1054 году на католическую и православную церкви, католики провозгласили так называемую «доктрину Воскресения».

Теологические размышления сосредоточились на разработке идей человеческой природы Иисуса Христа. Был установлен новый церковный праздник Тела Христова (Corp Christi) - в воспоминание земной, телесной жизни Спасителя, от Рождества до распятия.

Именно к этому времени и относятся первые сведения о появлении стигматов.

Другая теория объясняет распространение стигматов общей напряжённостью и экспрессивностью церковного искусства той поры. В моду вошли натуралистические, полные кровавых сцен изображения страстей Христовых, весьма впечатлявшие и возбуждавшие эмоции верующих.

Еще одна гипотеза предполагает, что миряне, особенно женщины, чувствовали себя исключенными из таинства претворения хлеба и вина в теле в кровь Христову. Эта обида усугублялась общим мнением о коррумпированности церкви.

Появление стигматов укрепляло мирян в мнении, что Христос сам пасет свое стадо, дает верующим непосредственный контакт с Телом Христовым.

Французский врач Амбер-Гурбе в XIX веке описал около 300 случаев стигматизма, основанных на исторических записях и современных ему известиях, однако большинство его сообщений признаны сегодня недостоверными.

Он был фанатичным католиком и создавал свой труд как энтузиаст, без критического подхода.

По сегодняшним оценкам специалистов, за последние 800 лет можно назвать 406 относительно достоверных случаев стигматизма. Большинство носителей стигматов были католиками (68 процентов), остальные - членам религиозных различных сект.

Раны имеют различные формы — начиная от небольших красных, некровоточащих пятен и кончая глубокими и в отдельных случаях сквозными отверстиями, как, например, у св. Марии Фрэнсис. Пять Ран (1715—1791 гг.), о которой ее исповедник писал: «Так же, как и апостол св. Фома, я просовывал палец в раны на ее руках. Отверстие было сквозным, так как указательный палец встретился с большим... с другой стороны».

В одних случаях «шляпки гвоздей» якобы появлялись на ладонях, в других — на тыльной стороне кисти или на ноге.

На правом же и на левом боку появлялись «копьевые раны» также различных форм — начиная от глубоких разрезов и отверстий и кончая кровоточащим по краям крестообразным рубцом.

У Екатерины Эммерих (1744—1824 гг.) на груди появилась своеобразная рана в форме буквы V, напоминавшая крест, который она видела, будучи ребенком, в церкви Косфельд.

У Джеммы Гальгани (1878-1903 гг.) были кровоточащие «следы бичевания», идентичные со следами, изображенными на большом распятии, перед которым она часто молилась.

В 1837 г. в Милане в сборнике «Аннали универсали ди медичина», том 84, был опубликован доклад доктора Деи Клоке о девочке, обследованной им тремя годами ранее, у которой после травматического шока развилась повышенная болевая чувствительность (гиперестезия).

Все ее чувства были обострены настолько, что она постоянно испытывала боль, ее слепил дневной свет и оглушали звуки.

До конца жизни (она умерла в 1848 г.) девочка была прикована к постели.

В год выхода в свет сборника Деи Клоке был вновь вызван в местечко Каприана, расположенное в Итальянских Альпах, чтобы еще раз осмотреть эту девочку, Доменику Лаззари, у которой появились стигматы.

Он обнаружил раны на кистях рук, ступнях и боку, а по лбу проходила как бы цепочка проколов. На тыльной стороне ладоней, которые все время были крепко стиснуты, между средним и безымянным пальцами он заметил черные круглые выступы, напоминавшие почерневшую шляпку гвоздя диаметром около дюйма. На соответствующих местах на ладонях были видны разрезы, из которых обильно текла кровь.

Лорд Шрэзбери, который тоже осматривал девочку, отмечал в «Письмах» (1842 г.), что нисколько не сомневается в том, что раны на ее ладонях были сквозными. Убедив Доменику показать то, что постоянно причиняло ей боль, он «отчетливо увидел вполне свежие раны, кровь и сыворотку, стекавшие по запястьям».

Осмотрев ее ноги, Шрэзбери заметил, что «вместо того, чтобы нормально стекать вниз, кровь шла по направлению к большим пальцам и по ним, как будто девочка была распята на кресте». Это любопытное явление неоднократно повторялось.

В книге Т. У. Аллиз «Путешествие во Францию и Италию» (1849 г.) рассказывается о посещении Доменики автором и двумя его спутниками. Один из них, Д. X. Винн, писал: «Доктор осматривал не менее ста раз ее ноги, на которых имеются такие же метки, как и на руках. Мы видели, что кровь течет в сторону пальцев ног точно так же, как и вверх, к кончику носа».

У Доменики, как и у многих других стигматиков, кровь шла каждую пятницу. Одиннадцать лет она страдала от болезненных стигматов, и за это время никто не заметил никаких признаков обмана. Напротив, у всех, кто ее видел, возникало впечатление, что она испытывает тяжелые страдания. Состояние гиперестезии продолжалось.

Однажды лорд Шрэзбери увидел, что ее лицо покрыто кровью, струившейся со лба из проколов, как будто бы сделанных невидимым терновым венцом. Он писал, что ей не мыли лицо, потому что она не переносила ни воды, ни прикосновения полотенца, и что кровь исчезала как бы «сама собой».

С осени 1911 по 1968 год руки и ступни одного из известнейших обладателей стигматов, Падре Пио, постоянно кровоточили. Рубцы доставляли ужасную боль; его раны бинтовали, а на руки надевали перчатки; его ботинки, сейчас хранящиеся как реликвия, были специально увеличены, чтобы для перевязки было достаточно места.

В письме своему духовному наставнику от 8 сентября 1911 года Падре Пио написал о своем недуге: «Вчера вечером со мной что-то произошло, чего я не могу ни объяснить, ни понять. В середине моих ладоней появились красные точки, размером примерно с цент, а в самом центре этих точек я чувствовал очень резкую боль... у алтаря мне иногда кажется, что все мое тело горит и лицо, кажется, особенно пылает».

20 сентября 1918 года, вскоре после празднования Дня святого Франциска (который также был подвержен стигматам), на теле Падре Пио, который в одиночестве молился в часовне деревни Сан - Джованни Ротондо, появились раны, сохранившиеся до конца его жизни, которые, не прекращая, кровоточили.

Эти стигматы появились на кистях его рук, и спереди, и сзади, и на обеих ступнях. Через некоторое время на его груди появился рубец, по форме напоминающий перевернутый крест.

Наибольший интерес представляет тот факт, что обильнее всего его раны кровоточили начиная с вечера четверга до субботы, и существовала реальная опасность смерти от потери крови.

Этого выдающегося человека, известного также своей способностью предсказывать будущее, исцелять людей и билокацией (способностью находиться сразу в двух местах), в течение всей его жизни посещали сотни тысяч паломников.

Однако Ватикан категорически запретил ему писать о своих стигматах и даже покидать монастырь. Ему не разрешалось проводить публичные богослужения или исповедовать.

Те, кто хорошо знал Падре Пио, также знали и о степени его страданий. Но говорят, что самые ужасные страдания причиняли ему те, кто считал его стигматы самоистязанием.

Тереза Ньюманн, жительница Баварии, подверженная стигматам, которая в течение всей своей жизни (1898-1962 гг.) являлась предметом интереса докторов и исследователей паранормальных явлений, кровоточила каждую пятницу и четверг, испытывая так называемый «религиозный экстаз».

В 1925 году она чудом излечилась от слепоты и паралича и вслед за святой Терезой из Лизо была причислена к лику блаженных; вскоре после этого начались загадочные кровотечения.

Очнувшись от глубокого сна, она внезапно садилась и вытягивала руки. В такие моменты ее полузакрытые глаза наполнялись кровавыми слезами, которые стекали по ее бледным щекам, прежде чем свернуться прямо на лице.

Казалось, что каждый раз она переживала всю историю распятия, и, пока она находилась в состоянии транса, на ее руках, ступнях и лбу появлялись стигматы.

Скептики утверждали, что это могли быть раны от самоистязания, но несколько свидетелей были уверены, что это действительно раны Христа.

Официальный Ватикан весьма настороженно относится к фактам появления стигматов. Обычная процедура требует, чтобы прошло некоторое время - иногда до 100 лет - со дня смерти стигматика, чтобы церковь смогла канонизировать его.

Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все детали «за» и «против».

Церковь признает, что стигматы могут появляться на людях и иметь чудесную или необъяснимую природу, однако в большинстве случаев, по мнению церковных экспертов, источник появления стигматов следует искать психиатрам: многие носители стигматов обладают выраженными признаками истерии.

В ряде случаев у стигматиков отмечалось наличие различных клинических синдромов, склонности к самоистязанию, экстремально низкая самооценка, граничащая с ненавистью к самому себе. Отдельную группу носителей стигматов составляют те, кто объясняют происхождение своих ран контактом с инопланетянами.

В XIX веке Бельгийская академия наук создала специальную комиссию для наблюдений за стигматами, возникавшими в страстную пятницу у девушки по имени Луиза Лато. Чтобы исключить обман, одну из рук девушки накануне этого дня тщательно забинтовали и опечатали.

Когда в воскресенье сняли повязку, на руке обнаружили кровоточащую язву...

Один из наиболее известных сегодняшних стигматиков, итальянец Джорждо Бонджованни, в своих рассказах преподносит слушателям причудливую смесь католицизма с уфологией и объясняет, происхождение стигматов на себе встречей с инопланетянами.

Вот что в своей статье рассказывает Кузина Е.:«Я была знакома с настоящим стигматиком Джорджо Бонджованни. Он приехал из Италии в Москву, чтобы продемонстрировать свои кровоточащие раны российским верующим.

На интервью я приехала к нему в гостиницу «Россия». В своем маленьком номере он, бледный и беспомощный, лежал среди окровавленных бинтов и стонал от боли.

Из крошечных отверстий на кистях струилась кровь, а на лбу проступала рана в виде креста.

Рядом с ним хлопотала жена, меняя примочки. Кровотечения открывались почти каждый день, в разное время и могли длиться по часу. Врачам не удавалось залечить эти раны.

Кроме того, медики отмечали необычные свойства крови Джорджо: она пахла розами. Стигматы у него появились не вдруг.

- В Италии мне было явление Богородицы, которая приказала немедленно ехать в португальский городок Фатима - там, где около ста лет назад она явилась миру, - рассказал мне Бонджованни. - Я уже стоял у священного дуба, куда каждый год стекаются паломники со всего света, и неожиданно потерял сознание. А когда очнулся, то мои руки уже кровоточили.

С тех пор это продолжается уже десять лет».

А вот что пишет о нем российский уфолог Шуринов Б.:

«Мне трудно писать о Джорджио Бонджованни. Трудно, потому что первый его приезд в Москву с большой группой сторонников из Италии, Испании и Швейцарии состоялся по моему приглашению.

Я принимал самое активное участие в рекламной компании в средствах массовой информации, я сопровождал Бонджованни на запись в передаче В. Молчанова «До и после полуночи», я участвовал вместе с Бонджованни в двухчасовом прямом эфире в программе Д. Диброва, я встречался с ним в Италии во время записи телевизионной программы «Тайны», мы виделись в Сан-Марино, Цюрихе, Бразилии...

Увиденное мною в первый приезд Дж. Бонджованни в Москву насторожило и в дальнейшем, в последующие его посещения России, я всегда оставался в стороне, ограничивая контакты одной встречей.

Должен сказать, что Джорджио Бонджованни очень приятный в общении человек, думаю, что двух мнений тут быть не может, но не могли не насторожить его контакты с Христом по желанию самого Бонджованни.

«В пятницу у меня будет контакт с Иисусом», сказал он во вторник, распланировав свою рабочую неделю. Сказано - сделано: во время встречи с людьми, пришедшими послушать его последнее выступление, а это была пятница, он упал на колени и, поддерживаемый своим братом - очень большим оригиналом, вдоволь пообщался с Иисусом на глазах у изумленной публики.

Проглотить это я не сумел...

Так уже получается, что природа не терпит пустоты, а не лишенные способностей люди, занимающиеся поиском свободной ниши для успешной активизации своего «я», в конце концов находят ее и разворачивают кипучую деятельность, если ничто и никто тому не противостоит. Джорджио Бонджованни ударился в уфологию, в профанацию (искажение - прим. автора сайта) российской уфологии.

Итак, однажды наступил момент, когда Дж. Бонджованни почему-то решил выступать от имени российской уфологии, тесно переплетая ее с фальшивками, пустыми откровениями Э. Сирагузы, своего духовного отца, и тайной третьего послания Фатимы.

На уфологическом конгрессе в Акапулько (11 декабря 1999 года) он «углубил» третье послание в связи с посещением Земли инопланетянами и показал документальные фильмы об НЛО, привезенные им из России.

Надо сказать, что к этому времени Дж. Бонджованни сумел подобрать в России группу людей, которая решила подзаработать на российской уфологии, превратившейся в редакции бонджованниевских помощников в откровенную, простите, фигню...

Несколько ранее Бонджованни, без конца рассказывавший якобы только одному ему известные откровения по поводу Третьего послания Фатимы, угодил в лужу после того, как Папа римский раскрыл секрет этого послания на весь мир. Естественно, что суть послания никак не вписывалась в домашнюю заготовку Джорджио Бонджованни, и вся уфологическая и оккультная Италия веселилась до упаду.

После того, как все уфофатимские неувязки разом обрушились на Бонджованни, 26 июня 2000 года он заявил на весь мир об окончании миссии, порученной ему «Девой Марией и сыном Иисусом Христом», в соответствии с которой ему было предписано распространять информацию о присутствии на Земле «существ света», прибывших из других миров.

Отныне все группы, образованные им в разное время в различных частях земного шара, могут заниматься чем угодно, но никак не связывать свою деятельность с именем Бонджованни.

Вот и всё. От одного несчастья вроде бы избавились, и претензий к Джорджио Бонджованни более нет.

Чтобы не зачахнуть без дела, Дж. Бонджованни решил приступить к выполнению третьей части своей, как он сказал, миссии - разоблачению деяний Антихриста.

Таким образом, речь идет не о полном уходе со сцены, а о кардинальном изменении направления деятельности...»

В 1972 году 10 летняя Клоретта Робертсон из Окленда, штат Калифорния, начала кровоточить после просмотра фильма о распятии.

Ученые, стоящие на естественнонаучных позициях, объясняют стигматизацию повышенной склонностью к самовнушению и болезненной чувствительностью некоторых людей, у которых изменения в состоянии нервной системы могут вызывать нарушения процессов обмена веществ в тканях, что выражается в покраснении, отеках кожи и т.п.

Установлено, что многие вегетативные функции организма (те, которые обычно не подчиняются воле и желаниям человека) зависят от психического состояния людей, их индивидуальной способности к внушению.

Широко известный факт — появление ожога от прикладывания холодного предмета. Но для этого требуется одно обязательное условие — человек должен быть под гипнозом или в состоянии сильнейшего нервного потрясения.

Недаром первыми обнаружили это явление инквизиторы во время пыток!

Французский врач Л. Шерток проводил строго контролированные медицинские исследования этого явления (результаты опубликованы в его книге «Непознанное в психике человека», вышедшей в 1982 г. на русском языке).

Интересно, что иногда под влиянием внушения человек даже стремился сам себе нанести повреждение, напоминающее ожог (ногтями, иглой через повязку), чтобы выполнить внушенное (это в случае, если не было очевидных результатов после сеанса гипноза).

Причем был выяснен еще один любопытный факт: под действием внушения возникали ожоги только I и II степени (покраснение кожи, волдыри), а вот ожоги, при которых происходит обугливание или сгорание тканей от действия огня, в результате чего остаются рубцы на коже (III степень), никаким внушением не могут быть вызваны.

Еще такой факт: были случаи, когда на глазах матери избивали ее ребенка и у нее на спине вздувались синие рубцы, словно от ударов. Но по сути своей это были не настоящие синяки — повреждения тканей не было, не появлялся гемосидерин (вещество, образующееся в кровоподтеке и окрашивающее его в синий цвет). А имитировали эти рубцы вздувшиеся вены — синяя венозная кровь просвечивала через кожу и создавала полную иллюзию следов побоев.

Но вот откуда организм «знает», что именно так должны выглядеть следы ударов, и как он «догадался» заменить их расширением вен — пока еще загадка.

Существует несколько гипотез, объясняющих это явление. Сводятся они к тому, что можно внушить то, что воспринимается эмоционально. Если просто говорить человеку: будет ожог, сердцебиение и т. п., — ничего не произойдет. Но, когда есть ожидание чуда, вера, эмоциональная взволнованность, настроенность, тогда возможно внушение.

В мозгу человека, как, впрочем, и у животных, есть область, «вырабатывающая» эмоции — так называемая лимбическая система. Она тесно связана с гипоталамической областью, «отвечающей» за вегетативные функции.

Именно благодаря совместной «работе» этих двух областей мы краснеем и потеем, когда жарко, покрываемся «гусиной кожей» и бледнеем, когда холодно.

И когда гипнотизер говорит: «Вам жарко», пациент начинает краснеть, потеет, расстегивает одежду. Кстати, внушение удается лучше, когда рисуется как бы зрительная, чувственная картинка. Но благодаря связи лимбической и гипоталамической областей мы краснеем не только когда нам жарко, но и когда смущены, бледнеем, когда испуганы и т. п.

Известно, что в мозгу человека имеется также центр, способствующий выработке веществ, влияющих на свертываемость крови.

По свидетельству очевидцев, Григорий Распутин мог останавливать кровотечения у наследника престола, страдавшего наследственной болезнью несвертываемости крови.

Но если можно воздействием внушения останавливать кровотечения, то почему нельзя их вызывать?

Ж. М. Шарко, крупнейший психоневролог XIX века, считал, что с помощью гипноза можно вызвать у людей те состояния, которые у натур, склонных к истерии, проявляются самопроизвольно, — паралич, слепота, кожные заболевания неинфекционного типа (они-то, кстати, и поддавались излечению «святыми»).

Эмоциональные переживания, особенно у женщин, часто сопровождаются нарушением работы желез внутренней секреции, гормонального равновесия.

А у экзальтированной, способной к сопереживанию женщины может (причем даже без ее осознанного желания!) возникнуть модель состояния Христа, его страданий. Как результат — язвы, раны.

Может это произойти и тогда, когда человек чего-то не хочет, боится (современные болезни сердца невротического характера).

М. Ладыженский в книге «Свет незримый» исследовал процесс стигматизации с точки зрения психологической и физиологической: «Следует признать искренность стигматизированных и самопроизвольное появление стигматов; раны, образуемые при стигматизации, объясняются мысленными внушениями; раны эти вызываются известным экстазом, когда сознательная жизнь поглощается одним каким-нибудь всемогущим образом.

Стигматы появляются не вследствие только пассивного представления в своем воображении раны на теле, но это представление сопровождается другим, активным представлением – образом огненного луча или копья, исходящего из созерцаемой раны.

Часто этот результат получался не при первом видении, а достигался постепенно, по мере того, как образ, представившийся в экстазе, окончательно овладевал созерцающим субъектом».

И светские, и церковные эксперты считают, что однозначно относиться к феномену стигматизма нельзя. Этот загадочный феномен, возможно, когда-нибудь будет объяснен, а пока люди верят в чудо...