Описания часто разнятся, и единой карты ада до сих пор никто не составил. Есть, однако, некоторые данные, которые ни у кого не вызывают сомнений. Отличительная черта ада - это наличие огня (геенны огненной), серы и дыма, большинство писателей указывают на нестерпимый жар. «Темень», «сумрак» - такие слова употребляют писатели и богословы для описания обстановки в подземном царстве.
В аду помимо душ грешников обитает Сатана, собственно он является повелителем ада, это его царство. Князя тьмы, собравшего воинство для борьбы с Богом, окружают приближенные ангелы, которые помогают управлять подземным царством. Обитает там также множество демонов.
Чтобы вредить людям, они выходят на землю. Ад создал Бог, именно он низверг туда Сатану и его приспешников. Об этом сказано в Библии. Один из первых христианских теологов и церковных деятелей, Блаженный Августин, впервые попытался описать ад в V веке следующим образом: «Ад, по-иному называемый озером из огня и серы, - это настоящий огонь. Он будет жечь и истязать тела и души проклятых людей и дьяволов. И участью всех будет один и тот же огонь».
В 1149 году неизвестный ирландский монах описал ад в трактате «Видение Тундала». Отцы Церкви считают, что монах был избран Богом и ему была дана особая милость при жизни увидеть ад. Свои реальные приключения он описал на бумаге. Герой трактата рыцарь Тундал вел неправедный образ жизни. Его ангел-хранитель показал грешнику мир, куда он попадет, если не исправит своего поведения.
Первое, что увидел Тундал, - огромная равнина, усеянная дымящимися угольями. Там на решетках демоны поджаривали грешников. Равнину окружали раскаленные горы. Там демоны острыми крюками кромсали плоть язычников и еретиков.
В аду Тундал увидел Ашерона, огромное чудовище с пылающими глазами. Тундалу пришлось перебраться через реку по мосту длиной в несколько километров и шириной с ладонь. Под мостом протекала река, где плавали голодные чудовища, ожидавшие, что рыцарь упадет вниз, и они сожрут его. К счастью, Тундалу удалось перейти мост. Однако на другой стороне реки его поджидала офомная птица с железным клювом. Она сотворила с рыцарем то же самое, что делала с грешниками. Птица пожрала его и полетела над адом, а затем испражнилась им в замерзшее озеро. Чудом выбрался Тундал из ледяной воды. Согласно автору трактата, Сатана обитает в столице ада, расположенной на дне огромного котлована. Тундал вернулся на землю, перестал кутить и развратничать, раздал свое имущество бедным и отправился странствовать. Благочестивый рыцарь разносил весть о страшном возмездии тем, кто не отвернется от дьявола. По-видимому, то же самое сделал и монах, написавший книгу о рыцаре.
Пожалуй, самым известным описанием ада является «Божественная комедия». По версии Данте, ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли. Воронка образовалась от удара о землю низвергнутого с небес Сатаны. В ад можно попасть через большие ворота. Сразу за воротами располагается огромная равнина, где носятся души тех, кто не грешил особо, но и праведных дел не совершил. Их преследуют тучи шершней. За равниной течет река Ашерон, окружающая ад. Переплыв ее, Данте и его проводник Вергилий оказываются в первом круге ада. Весь ад разделен на девять кругов, в каждом круге совершается казнь над особой категорией грешников. Обитатели первого круга, души некрещеных младенцев и праведных язычников избавлены от мук.
Во втором круге мучаются те, кто нарушил заповедь «Не прелюбодействуй». Их души вечно носит ветер. В третьем круге находятся чревоугодники, которых побивает град и дождь. Трехголовый пес Цербер беспрерывно кусает их тела, отрывая куски плоти. В четвертом круге скупые и расточители вечно таскают огромные глыбы, наподобие Сизифа.
В пятом круге протекает река Стикс. На ее берегах в болоте пребывают гневливые и угрюмые. Первые рвут друг друга на части, вторые вечно плачут.
За Стиксом начинаются нижние круги ада, где обитают самые ужасные грешники. Там располагается город Дис, где отдыхают демоны после своих грязных дел на земле. Шестой круг представляет собой широкую равнину, усеянную горящими могилами. Здесь вечно горят в огне еретики. За равниной течет река Флегетон. В ней вместо воды течет кипящая кровь, в которой плавают души насильников и убийц. На берегу Флегетона, по версии Данте, находится Лес самоубийц, там растут превратившиеся в карликовые деревья души суицидников. За лесом простирается пустыня. Здесь в пышущем жаром песке мучаются души совершивших преступления против природы. Восьмой круг представляет собой амфитеатр, где мучаются души обманщиков и мошенников. Демоны хлещут их кнутами и окунают в кипящую смолу. Выход из восьмого круга расположен на дне амфитеатра, его охраняют сороканогие великаны.
Ниже амфитеатра находится Коцит, девятый круг ада. Там восседает сам Сатана. Он навеки вмерз в замерзшую болотистую реку. Сатана лично наказывает самых ужасных грешников, предателей, он вечно жует их тела.
Английский поэт Джон Мильтон описал ад в своей поэме «Потерянный рай» (1667). Автор подчеркивает, что в аду нет места свету, началу божественному. Здесь властвует «зримая тьма». Мильтон почти полностью потерял зрение. Он утверждал, что мир, описанный в «Потерянном рае», он видел своим внутренним взором. Там пылает огонь, не дающий света. Там простираются выжженные равнины и ледяные пустыни, избитые градом. Столицу ада Мильтон называл Пандемониум. Там проходят совещания Сатаны со своими приближенными ангелами. Мильтон описывает реки, текущие в аду, кроме упомянутых Данте он пишет еще и о Лете. В аду много полезных ископаемых, в частности много золота, которое на земле заставляет человека совершать различные преступления. По приказу Сатаны его подчиненные ангелы построили сверкающий дворец в аду, где они будут жить. У дворца множество ворот и крылечек, галерей, башен и мостов. Внутри есть огромный рыцарский зал и зал заседаний в виде амфитеатра с куполообразным потолком. Залы дворца украшены драгоценными камнями, золотом, жемчугом. Сатана является единоличным властителем ада. Он имеет много имен, одно из них - Люцифер, что значит «сын зари».
Приближенные Люцифера помогают ему управлять подземным царством. Подобно тому, как у Бога на службе состоят ангелы, злой дух окружил себя помощниками, демонами. Правой рукой Сатаны является ангел по имени Вельзевул. Он первым поддержал Сатану в его бунте против Всевышнего. Вельзевул повелевает ведьмами и колдунами и появляется перед ними в виде мухи. По этой причине его величают Повелителем мух. С помощью мух Вельзевул насылает эпидемии на людей.
Второй по значимости помощник Сатаны - Левиафан. В Библии о нем сказано как о «змее изгибающемся, чудовище морском» Он имеет вид змея, дракона или огромного крокодила. Именно с этим чудовищем Бог сражался в начале времен. Некоторые теологи считали, что пасть Левиафана служит входом в ад. Именно так изобразил ворота в преисподнюю Эль Греко на своей знаменитой картине «Сон Филиппа II». В аду Левиафан занимает должность секретаря по морским делам.
Бегемот является сухопутным аналогом Левиафана. Он огромен. Его изображают обычно в виде слона с огромным животом. Бегемот несет ответственность за грех обжорства, а в аду заправляет пирами.
Следующий ангел, прислуживающий силам зла, Асмодей. Он является зачинщиком семейных неурядиц, похоти. Он также ответствен за человеческую алчность и игровую зависимость. Перед людьми он появляется верхом на драконе со шпагой.
У Асмодея три головы: бычья, баранья и человеческая, ноги петушиные.
Астарот является в аду министром финансов, а в людях этот падший ангел пробуждает лень. Обычно его изображают верхом на драконе с уродливой головой и с гадюкой в руке.
Велиал очень могущественный ангел, который покровительствует лжецам и лицемерам.
Мы не знаем, насколько все эти описания соответствуют действительности. Согласно религиозным понятиям, из ада очень трудно выбраться. Единственный путь лежит по спине Сатаны, но он очень опасен. Лишь нескольким смертным за всю историю человечества удалось это сделать, в частности автору трактата о Тундале. Если б люди поверили очевидцам и осознали, что их ждет на том свете, они, возможно, перестали бы грешить.