В семье пьющего сапожника и неграмотной забитой прачки, проживавших на берегах Гудзона, в 1826 году родился один из самых известных сынов Америки — Эндрю Джексон Дэвис. Казалось бы, жизнь среди грубых, необразованных людей ничего не сулила в будущем хилому, болезненному и тихому мальчику, ан нет... Его природный ум, любознательность и... обыкновенное чудо сделали свое дело. Он стал знаменит. Еще одна реализованная американская мечта…
Говорят, с детства в нем кипела неуемная жажда познания. Хотя к 16 годам он прочитал только «Катехизис», в возрасте двадцати уже написал один из своих наиболее оригинальных философских трудов. Нет-нет. Годы от 15 до 20 он не провел в университете. Просто от самого рождения мальчик этот был вместилищем всех человеческих знаний. Их дали, разумеется, не родители и не грязные обитатели пригородов Нью-Йорка. Эти знания Эндрю получал из каких-то иных сфер. Он с детства слышал голоса, мог предсказать события, видел болезнь в еще здоровом человеке... Он увидел смерть своей матери за неделю до кончины бедной женщины и точно знал, как именно станет ругать покойницу пьяный отец, что будут шептать безутешному сыну соседи и сколько возьмет за отпевание тщедушный священник...
РОЖДЕНИЕ ЯСНОВИДЦА
Однажды он попал на выступление фокусника, представлявшегося магом и предсказателем, и даже вызвался помочь артисту в его опытах, и тут внезапно у подростка открылся собственный дар... Притом настоящий. Он стал видеть все: язву в животе у соседа, плод во чреве незамужней девицы и даже зарождающиеся клетки рака в груди на вид совсем здорового мужчины... Его предсказания сбывались раз за разом, к нему выстраивались очереди хворых... Впечатлительный местный портной по имени Ливингстон так поражен был прозрениями мальчика, что забросил свое ремесло и полностью посвятил себя Дэвису: стал его помощником и ассистентом. Они зарабатывали опытами по чтению писем, запечатанных судеб окрестных крестьян, приносивших чудо-мальчишке свои центы. Но главное — это, конечно, диагнозы. За ними к Эндрю стали приезжать со всех концов Америки.
СИЛА ВЕРЫ
Когда Дэвиса спрашивали, как именно он ставит диагнозы, юноша объяснял: человеческое тело становится прозрачным для его «духовных глаз». «Я ясно вижу каждый орган, от них идет какое-то излучение... А если в организме гнездится болезнь, оно тускнеет...» Разумеется, опыты Дэвиса не вызывали доверия со стороны медиков, но и они часто прибегали к его помощи, не афишируя своих визитов. Гиппократ говорил: «Болезни, терзающие тело, душа видит с закрытыми глазами...» Не эти ли прозрения он имел в виду? Между прочим, Дэвису, чтобы помочь больному, не требовалось находиться рядом с ним: он лечил с помощью магнетических манипуляций на расстоянии, вводя себя в транс. Говорят, выходя из транса, Дэвис не мог вспомнить своих «впечатлений» сразу, но со временем его подсознание восстанавливало картину до мельчайших подробностей.
В его автобиографии есть замечательный эпизод: однажды вечером — случилось это в 1844 году — на Дэвиса неожиданно снизошла сила, под воздействием которой он улетел за пределы своего маленького городка и оказался где-то в долине среди гор, в обществе двух незнакомцев. С ними он всю ночь вел интереснейшие беседы о медицине, о нравственности, о своем даре...
Когда юноша очнулся, оказалось, что находится он в сорока милях от дома. Эта «встреча в горах» многое изменила в жизни Дэвиса.
НЕТ, НЕ ШАРЛАТАН!
После этой встречи он написал книгу, которая стала его манифестом. Конечно, находилось много людей, готовых под присягой показать, что Дэвис — обыкновенный шарлатан. Но были и другие. Доктор Джордж Буш, профессор-преподаватель иврита Нью-Йоркского университета, не раз посещал сеансы Дэвиса, и вот что он говорит: «Я могу со всей ответственностью подтвердить, что слышал из уст Дэвиса высказывание на древнееврейском языке, представляющее собой изложение географических представлений той эпохи, которую он в своем возрасте не мог изучить за столь короткое время. Он рассуждал о древней библейской истории и мифологии, о происхождении и корнях языка, о развитии цивилизации у различных наций земного шара. Такими познаниями могла бы гордиться любая прославленная школа. Подобную глубину знаний невозможно получить, даже прочитав книги всех библиотек христианского мира. Ни один ум в мире не мог бы сравниться с ним в полноте и глубине продемонстрированных им знаний».
УЧЕНЫЙ НЕУЧ
Между тем описания Дэвиса, которые оставили люди, знавшие его, довольно странные: он неуклюж и неотесан... совсем не читает книг и не имеет представления о грамматике... некрасив и дерзок... равнодушен к комфорту, не от мира сего... Словом, общая картина не самая приятная. Некоторые писали, что он религиозен, другие — что совсем нет. Наверное, в общепринятом смысле он все же не верил в Бога: во всяком случае, о библейских Откровениях он всегда отзывался критически. Но его вера в потусторонние силы была исключительной. И еще — его прозрения в науке были потрясающи: например, именно Дэвис ввел термин «атмосферная навигация», поясняя, что «глубоко убежден в необходимости изобретения специального механизма, способного использовать противоположно направленные потоки воздуха для легкого, безопасного и приятного полета, подобного полету птиц...» Кстати, во время транса он «увидел» и еще несколько вполне материальных открытий будущего: в 1856 году Дэвис предсказал во всех подробностях появление автомобиля и пишущей машинки. Согласитесь — странное прозрение для неуча!
ВОСПЕВШИЙ СМЕРТЬ
Он проводил много времени у постели умирающих, внимательно наблюдая за тем, как отходит душа. Результаты этих наблюдений вошли в книгу «Великая гармония». Дэвис уверял, что однажды отчетливо увидел, как эфирное тело покинуло телесную оболочку, оставив ее пустым сосудом. Он рассказал и о предсмертной концентрации духовной энергии в мозгу, который вдруг стал сильно светиться. Подробно описал момент, когда начинает формироваться эфирное тело, которое остается «...связанным с корпусом мерцающей, напоминающей пуповину». «Я наблюдал, как оно пролетело через соседнюю комнату и вышло через дверь в атмосферу», — пишет Дэвис. Так описал он смерть — как полет, освобождение, и многим его видение облегчило ожидание конца.
В 1923 году в Цинциннати произошел потрясающий случай с госпожой Монк, смерть которой констатировали врачи. Она пробыла мертвой час, а потом была возвращена к жизни. Монк рассказала, что все происходило с ней ровно так, как описал Дэвис. На дружный вой скептиков: «Она начиталась этого Дэвиса!» — медиум мрачно заявил: «Слепой фанатизм — страшный грех!»
МОРАЛИСТ И ПРОПОВЕДНИК
О грехе он вообще писал много. Например, что лучший метод достижения прогресса для человечества — борьба с грехом. Ему была ненавистна жизнь обывателя: деньги, алкоголь, насилие, полное отсутствие умственных интересов — вот они, препятствия на пути к гармонии. Нужно отметить, что Дэвис жил именно как праведник: он был беден, честен и полон сострадания к несчастным. Говорят, все свои личные неприятности он переносил с безмятежной улыбкой. А неприятности, разумеется, были — например, два несчастных брака.
Умер он в возрасте 84 лет в 1910 году, будучи владельцем небольшого книжного магазинчика в Бостоне.
Можно верить или не верить его книгам, тем более что работы Дэвиса — нелегкое чтение. Здесь столько длинных и непонятных терминов, что разобраться под силу человеку, посвященному в таинства природы, в духовные практики... Но очевидно, что его собственные силы — как духовные, так и физические — были сверхъестественными. Его мозг был мощным приемником, способным воспринимать видения, приходящие из разных миров... Космические или потусторонние, они в равной степени заставляли его переживать и делиться впечатлениями с человечеством. Он сумел описать сущность смерти и истинную природу мира духов. Он первым рассказал о явлении полтергейста: «Духи являлись мне многократно, но никогда не контролировали ни меня, ни мои побуждения. Они выполняли функцию добрых посланников». Мир уже 150 лет находится под влиянием его идей, что доказывает: Дэвис был обыкновенным гением...