23 января 1959 года группа студентов лыжников турклуба Уральского политехаво главе с опытнейшим туристом Игорем Дятловым отправилась в лыжный поход по Свердловской области. Спустя неделю, 1 февраля, группа остановилась на склоне горы Холатчахль (в переводе с мансийского — «Гора мертвецов»), неподалеку от безымянного перевала, получившего впоследствии имя Дятлова.
Ожидалось, что 12 февраля группа дойдет до поселка Визжай, откуда сообщит о прибытии, телеграммой в институт. Однако в поселке так никто и не появился. 20 февраля начались поисково-спасательные работы. 26 февраля обнаружили пустую палатку с разрезанной изнутри стенкой, в которой осталось верхняя одежда, обувь и снаряжение туристов. На следующий день нашли первое тело. Кто-то погиб от переохлаждения, у некоторых имелись черепно-мозговые травмы, а у одной из девушек был отрезан язык.
По какой причине студенты покинули палатку в нижнем белье, и по сей день это остается загадкой. Предположения самые разные — от схода лавины до встречи с медведем и воздействия инфразвука. Имеются криминальные версии (например, нападение беглых заключенных) и версии конспирологические (испытания секретного оружия, встреча с агентами иностранной разведки).
Разумеется, не обходится без предположений о паранормальных явлениях, якобы группа наткнулась на некие артефакты и была уничтожена их владельцами или же стала жертвой снежного человека, духа горы или НЛО. По всей видимости, фильм сделает упор на паранормальную природу событий.
Что их смертельно испугало?
Впрочем, сорок лет назад все было гораздо страшнее. Итак, 1 февраля 1959 года группа Дятлова начала подъем на вершину “1079″, в то время безымянную. Как раз ее сейчас все знают как Гору мертвецов (на языке манси “Холат Сяхыл”) или – догадываетесь почему – именуют еще перевалом Дятлова. Именно здесь 2 февраля (по другим данным – 1 февраля) при весьма загадочных обстоятельствах и произошла трагедия… Подняться до темноты не успевали, и приняли решение раскинуть палатку прямо на склоне. Одно это подтверждает, что туристы не боялись трудностей: на высоте, без прикрытия леса гораздо холоднее, чем у подножия. На снег положили лыжи, на них установили палатку по всем туристско-альпинистским правилам, поели… В рассекреченном уголовном деле сохранилось заключение, что ни установка палатки, ни сам пологий 15-18-градусный склон не представляли угрозы. По расположению теней на последнем фотоснимке эксперты заключили, что к 6 часам вечера палатка уже стояла. Начали устраиваться на ночлег… И тут произошло что-то страшное!..
…Позже следователи начали устанавливать картину произошедшего. В паническом ужасе, разрезав палатку ножами, туристы бросились бежать по склону. Кто в чем был – босиком, в одном валенке, полураздетые. Цепочки следов шли странным зигзагом, сходились и снова расходились, словно люди хотели разбежаться, но какая-то сила снова сгоняла их вместе. К палатке никто не подходил, не было никаких следов борьбы или присутствия других людей. Никаких признаков какой-то природной катастрофы: урагана, смерча, лавины. На границе леса следы исчезли, занесенные снегом.
Два тела летчик Г.Патрушев заметил с воздуха, сделал над ребятами несколько кругов, надеялся, что они поднимут голову. Подоспевшая поисковая группа (одного из той группы, ныне пенсионера Сергея Антоновича Верховского, нам даже удалось отыскать) попробовала копать снег в этом месте, и вскоре начались ужасные находки.
Двое погибших лежали у плохо разведенного костра, раздетые до нижнего белья. Они замерзли, не в силах двигаться. В 300 метрах от них лежало тело И.Дятлова: полз к палатке и умер, с тоской глядя в ее сторону. На теле не было никаких повреждений… Еще один труп найден ближе к палатке. При вскрытии обнаружена трещина в черепе, этот страшный удар нанесен без малейшего повреждения кожи. Умер не от этого, а тоже замерз. Ближе всех к палатке подползла девушка. Она лежала лицом вниз, и снег под ней окрасился кровью, вытекшей из горла. Но на теле – никаких следов. Еще большую загадку представили три трупа, найденные в стороне от костра. Их оттащили туда еще живые участники злополучного похода. Они погибли от ужасных повреждений: переломанные ребра, пробитые головы, кровоизлияния. Но как могли появиться внутренние повреждения, не затронувшие кожу? Кстати, рядом нет обрывов, с которых можно было упасть. Последний из погибших найден неподалеку. Его смерть, по материалам уголовного дела, “наступила от воздействия низкой температуры”. Иными словами, замерз. [Герштейн М. Трагедия в горах / "Перекресток Кентавра" 1997, N 3(8), с.1-6]. Впрочем, ни одна из выдвигавшихся версий гибели до сих пор не считается общепринятой. Не смотря на многочисленные попытки найти объяснение трагическим происшествиям, они продолжают оставаться загадкой как для исследователей аномальных явлений, так и для правоохранительных органов…
Мы долго искали тех, кто проводил вскрытие тел. Хирург Иосиф Прутков, первый проводивший вскрытие, к настоящему моменту уже погиб, остальные, с кем мы встречались (родственники Пруткова, врачи А.П.Таранова, П.Гель, Шаронин, члены областной комиссии), вспомнить подробности не смогли. Зато неожиданно (о чудеса проведения!) в купе поезда встретилась бывшая ассистентка Пруткова, фактически единственная живая из тех, кто помогал вскрывать те трупы, врач Мария Иванова Солтер. Тех ребят она запомнила очень хорошо, мало того, помнила их еще живыми (ей, молодой, тогда приглянулся крепкий статный проводник). Но, по ее словам, “трупов было не 9, а 11, откуда взялись еще двое – не знаю. Я их сразу же узнавала, в этой одежде их и видела в последний раз на остановке. Вскрывать всех привозили к нам, в закрытую военную больницу, но одно тело даже не показали, увезли сразу же в Свердловск. Какой-то военный присутствовал во время вскрытия, показал на меня и говорит доктору Пруткову: “А зачем вам она?” Прутков был очень вежливым человеком, но в тот раз сразу же: “Мария Ивановна, можете идти!” Подписку “о неразглашении и необсуждении происшествия” с меня тогда все равно взяли. Их брали со всех, включая водителей и летчиков, возивших тела…”