Археологи нашли вход в загробный мир майя – систему из 14 пещер и бетонную дорогу, заканчивающуюся огромной колонной на берегу подземного озера. Пещеры могли стать прообразом лабиринта, по которому майя должны были пройти полный кровавых испытаний путь в загробную жизнь.
Коренные жители Центральной Америки, основавшие в свое время великую цивилизацию майя, имели развитую письменность и систему счисления, календарь, сложную экономическую систему и в период своего расцвета жили в государстве, представлявшем собой союз отдельных городов. Почему примерно 1100 лет назад цивилизация майя пришла в упадок, учёные спорят до сих пор. Есть, например, версия, что конец классического периода может быть связан с климатическими изменениями.
Куда же люди майя отправлялись после окончания земного цикла жизни, ученые узнали, обнаружив в Мексике на полуострове Юкатан целую систему подземных пещер, которые, как выяснил археолог Гильермо де Анда из Юкатанского университета, являлись для майя едва ли не более священными местами, чем многочисленные наземные храмы.
О верованиях майя, да и всех мезоамериканских народов современные историки во многом судят по священной для этих людей книге «Пополь–Вух». Она вобрала в себя истории, легенды и мифы о богах, знатных семействах людей и вымышленных персонажах, а также представления о всеобщем порядке мироустройства.
Согласно этому порядку, душа человека, расставшегося с жизнью, далеко не сразу попадает в иной мир, где обретает вечный покой. Перед тем как попасть в подземное царство Шибальбу, душа следует за собакой, видящей в темноте, и должна проделать кровавое и ужасное путешествие, в течение которого ей придется выдержать несметное количество испытаний на прочность, справиться с летучими мышами, пауками и змеями.
Де Анда выяснил, где именно проходило это путешествие – он нашёл подземный лабиринт, включающий в себя 14 пещер, в которых повсюду встречаются пирамиды и храмы.
Теперь историкам и археологам придется потрудиться, чтобы выяснить, стали ли эти пещеры прототипами мифического подземного царства, или люди пришли сюда, уже обладая законченным комплексом верований.
В одной из пещер группа де Анды обнаружила даже бетонную дорогу протяженностью почти 100 метров, заканчивающуюся у колонны, построенной на берегу подземного водоема. По словам самого лидера группы археологов, им все чаще попадаются храмы на берегу подземных озер или вовсе подводные сооружения, свидетельствующие о том, что пещеры были едва ли не главной частью религиозной культуры майя.
Судя по всему, лабиринт из четырнадцати пещер представлял собой законченное сооружение, использовавшееся в неком большом ритуале, связывающем представления майя о жизни и смерти и применявшемся для совершения человеческих жертвоприношений.
Раскопки группы археологов из Юкатанского университета проходят вблизи деревушки Тахсибичен, находящейся недалеко от Мериды – столицы штата Юкатан. Здесь археологи нашли останки статуэток и глиняной посуды, большинство из которых относятся к середине VIII – IX векам н. э. Среди прочего исследователи смогли обнаружить глиняный сосуд возрастом около 1900 лет, что может говорить о древности всех подземных сооружений. Иногда ученые находят и человеческие останки.
Сам де Анда уверен, что именно пещеры могли вдохновить майя на создание легенд и мифов о подземном царстве.
Здесь темно и страшно, здесь обитают существа, не встречающиеся на поверхности. Впрочем, такое предположение не опровергает идей о том, что строительство подземных храмов и религиозных сооружений было развернуто под влиянием уже отточенных народным творчеством легенд, мифов и верований.
Майя верили в существование нескольких реальностей мироздания и в то, что попасть из одной в другую можно с помощью особых порталов. Сила этой веры отчетливо ощущается при изучении подводных сооружений. Они свидетельствуют о небывалых усилиях, которые майя предпринимали для наиболее достоверного соответствия подземного ансамбля представлениям о портале в иной мир.