Открытие того, что корни человеческого насилия и ненасытной алчности проникают много глубже, чем могла даже представить себе академическая психиатрия, и что их запасы поистине чудовищны, могло бы само по себе оказаться невероятно обескураживающим. (Станислав Гроф. Психология будущего) Пресуществление, каннибализм, химия. В конце концов все сводится к химии. (Олдос Хаксли. Контрапункт)
Что, казалось бы, может быть общего между "гормоном радости" и каннибализмом?
То, что низкий уровень серотонина коррелирует с повышенной агрессией проверено уже многократно. Сначала корреляция была отмечена у животных. Наблюдения Мелмана (Mehlman et al., 1994) за макаками-резус показали, что импульсивность и агрессивность связаны, в том числе, с низким уровнем серотонина у этого вида. Согласно работам Т. Бахура у крыс с повышенной агрессивностью отмечается более низкий уровень общего содержания в мозгу серотонина. В других исследованиях у мышей, отличающихся особой агрессивностью, было обнаружено низкое содержание серотонина в переднем мозге. У забитых жизнью особей, находящихся внизу иерархической пирамиды, агрессивность повышена и только ждет случая проявиться. Это хорошо известно этологам. Теперь получены данные не только по высшим млекопитающим, но даже для пауков и скорпионов: уровень серотонина был значительно ниже у подчиненных особей по сравнению с доминантами (Fred Punzo: Dept. of Biology, Box 5F, University of Tampa). В процессе доместикации животных эмпирически всегда отбирались особи с более низкой агрессивностью. Теперь доказано, что у таких животных повышено содержание серотонина.
Получив такие данные о животных, ученые заинтересовались аналогичной связью и у людей:
Р?.Рњ. Кветной указывает, что Сѓ больных депрессиями, покончивших жизнь самоубийством, содержание серотонина РІ РјРѕР·РіРµ было значительно ниже, чем Сѓ людей, умерших РїСЂРё РґСЂСѓРіРёС… обстоятельствах. Зависимость между склонностью Рє деструкции Рё уровнем серотонина подтверждают Рё экспериментальные исследования животных. ...
Таким образом, концентрация серотонина РІ ткани РјРѕР·РіР° человека оказывает определенное влияние РЅР° деструктивную деятельность. (Р?.Р’. Лысак ЧЕЛОВЕК - Р РђР—Р РЈРЁР?ТЕЛЬ: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен Таганрог 1999 ББК)
О связи агрессии с пониженным уровнем серотонина уже достаточно писалось выше. Но это депрессия и агрессия, а как обстоит дело с каннибализмом? Биохимическая связь плохого питания и возникновения каннибализма у животных прослеживается часто. Например, к каннибализму приводит недостаток витаминов в рационе питания хомячков: "За свою жизнь самка имеет до 19 родов. При этом ее организм переносит большие физиологические нагрузки, поэтому она должна получать молоко и дополнительную пищу, богатую витаминами. Их недостаток может стать причиной каннибализма. Самки, поедающие своих детенышей, непригодны для разведения и племенной работы" (zoo-eco.zooclub.ru/0-dom2-1.)Были также исследования, показывающие аналогичную связь непосредственно для серотонина.
Работы, показывающие связь каннибализма и низкого уровня серотонина, проводились, например, по очень важному для животноводства поводу - предотвращению каннибализма у куриц. Тот, кто не жил в деревне и не наблюдал за курицами, возможно даже не представляет, что такое "расклев". Расклев (каннибализм) существует у многих птиц, но если аналогичная проблема у, скажем, фазанов, волнует только небольшой круг разводящих их людей (http://www.dni.ru/vp/literature/article2.html), то курицы - один из основных продуктов питания. Тема куриного каннибализма очень серьезная, научные работы пишутся, диссертации защищаются, на птицефермах эмпирический опыт - чтобы предотвратить каннибализм, у цыплят проводится очень болезненная операция - отрезается часть клюва. Причины расклева до конца не понятны, известно только, что, например, можно значительно снизить риск каннибализма введением в комбикорма поваренной соли. Недавно ученым удалось проследить обратную корреляцию расклева с пониженным уровнем серотонина. Научный журнал "Журнал домашней птицы" в 2001 напечатал статью с данными этих исследований: "Эффект генетического отбора для производительности по концентрации серотонина в крови".
Ну курицы курицами, а как насчет людей? Чем был вызван столь широко распространенный каннибализм? И, кстати, какие части тела являлись наибольшим деликатесом? В случае, например, асматов их название - "охотники за головами" - как раз и произошло из за предпочитаемой ими диеты.
Почему каннибалы часто едят именно мозг? Может им просто не хватает каких-нибудь находящихся там веществ? Точно также, как иногда детям и беременным не хватает кальция и они начинают есть мел? Может дело вовсе не в символической плаценте, как полагает Ллойд де Моз, а в простой биохимии? Обратимся за примером к цивилизации ацтеков. Ученые давно пытались выяснить, на чем основывалась эта каннибальская цивилизация, ежегодно приносившая 20 000 человек только в жертву Тлалоку - богу дождя, грома и властелину съедобных растений. Боги ацтеков требовали человеческих жертвоприношений ежедневно - иначе миру грозила бы гибель, а богов у них было множество. Чтобы добыть нужное количество жертв, ацтеки совершали набеги на соседние племена; это называлось священной "войной Цветов". Ацтекские войны устраивались с единственной целью - для захвата пленных. Эти войны были до предела ритуализированы - два императора заранее договаривались о сроках начала военной кампании для того, чтобы добыть в бою больше пленных, так называемых "возлюбленных Сыновей", которых затем приносили в жертву богам (точно как и христианская жертва: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение"(Мк. 9-7) - видимо, доктор Карл Меннингер был в чем-то прав: "этот обычай [каннибализм] - РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как примитивный, биологически обусловленный СЃРїРѕСЃРѕР± проявления любви"). Многих захваченных пленников предварительно откармливали, посадив для этого в деревянные клетки, а затем уже использовали "по назначению". Ацтеки считали, что боги питаются людскими органами. И, если жертвоприношения сокращаются, то наступает голод. Характерно, что эти жертвоприношения сопровождались каннибализмом. Солнце, являющееся покровителем воинов, также "требовало" себе в пищу человеческие сердца и кровь. На вершинах сакральных пирамид, перед статуями верховных богов, четверо жрецов держали за руки и за ноги жертву, в то время как пятый разрывал ее грудь и вырывал еще бьющееся сердце "возлюбленного Сына" (опять же вспомним католическую христианскую молитву: "Отец Небесный, жертвую Тебе Пресвятое Сердце Иисуса, Твоего премного возлюбленного Сына" / Вечером РІРѕ искупление, Р?здание Канизиуса, Katolik.ru). Также, как и в христианстве, жертва должна была быть "без порока" (не должна была иметь каких-либо физических недостатков). При одних обрядах в жертву приносили избранника - "возлюбленного Сына", которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников. Конечности и другие части тела готовились в пищу как знатным и богатым последователям религии ацтеков, так и народу - с высоты знаменитых пирамид по специальным желобам вниз, на площадь, скатывались трупы людей с вырванными сердцами. Благочестивые горожане разрывали их на кусочки и поедали. Так ацтеки освящали свои пирамиды, воздавая дань богам. В один из таких культовых праздников в течение четырех дней было съедено более 80 тысяч людей. Характерно, что боги ацтеков не особенно персонифицированы - это не личностный бог христиан, а могущественные силы, не понятные самим ацтекам, но требующие убийств и жертв. Храмовая скульптура ацтеков, отличавшаяся великолепием, естественно, была уничтожена и разграблена христианами, но, например, сохранилось изваяние высотой два с половиной метра, изображающее богиню земли и смерти Коатликуэ, чья форма лишь отдалённо напоминает человеческую фигуру: "Ни лица, ни головы вообще нет: перед зрителем не личность, а сила — рождающая и убивающая. Вся статуя состоит из символов рождения и смерти: початков кукурузы, бобов какао, когтей и клыков ягуара, человеческих ладоней и черепов. Черепа и кости — символы смерти — частые мотивы в этом искусстве"(Рнциклопедия искусства).
Можно ли принять упрощенные объяснения ацтекского каннибализма нехваткой пищи или перенаселенностью? Давно стало ясно, что следует повнимательнее присмотреться к рациону питания каннибалов. Главным культурным растение ацтеков была кукуруза. Кукуруза, по их мнению, проросла из тела погребенной девушки (отметьте архетипичное сходство с темой евхаристической мельницы). Харнер (1977) утверждал, что широко распространенный у ацтеков каннибализм происходил из-за недостатка в необходимых ресурсах протеина. Ортиз (1978) возражал, что людоедство среди ацтеков служило формой благодарения для обильного урожая. Он выдвинул эту версию, демонстрируя совпадение ежегодного цикла жертв с урожаем кукурузы, а не вероятными временами голода.
Ритуальное применение галлюциногенов известно именно со времен ацтеков (ассирийцы использовали спорынью только как оружие, а применение той же спорыньи в элевсинских мистериях, хоть и убедительная, но все же пока еще только теория), которые использовали псилоцибин и мескалин при религиозных обрядах. Пониженный уровень серотонина плюс галлюциногенное восприятие - это именно то, что испытывали средневековые христиане, отравленные спорыньей. Только христианам вся услуга подавалась "в одном флаконе". Одна рожь заменила кукурузу с грибами (или кактусами, или мексиканским вьюнком ололиукуи (ololuiqui), почитаемым индейцами божеством, семена которого содержат непосредственно алкалоиды спорыньи (Lysergic Acid Amides - LSA). "Кроме сходства психологических эффектов, вызванных галлюциногенами, мы обнаруживаем у многих обществ, сходства в системах верований. Например, вера в оживших духов галлюциногенных растений встречается во всех описаниях" - считают врачи немецкого госпиталя Bayern-Osteuropa. Стоит ли удивляться такой настолько "странной" схожести религиозных обрядов, что христиане приняли богослужения ацтеков, как пародию на собственную евхаристию и прочие "таинства". За что ацтеки и были уничтожены. Святая инквизиция не могла согласиться ни с подобной "евхаристией" из кукурузных лепешек с кровью, ни с употреблением галлюциногенных "сатанинских растений". Испанские конкистадоры и христианское духовенство считали пейотль и другие галлюциногенные наркотики орудием сатаны. Кактусу сразу же было дано испанское название riaz diabolika (корень дьявола). Характерно, что в инструкции 1760 г. среди вопросов к новообращаемым христианам был такой: "Занимались ли Вы когда-либо каннибализмом или употребляли пейот?"
Многие индейцы встретили свою смерть на виселице или на костре из-за того, что употребляли эти растения. Стандартная христианская процедура наказания за прием гриба теонананкатль (teonanactl, "плоть бога") - выкалывание глаз после трех дней пыток - оказалась бессильной. Даже у немногих выживших потомков ацтеков и майя пристрастие к галлюциногенам христиане выбить не смогли и ...сдались - были вынуждены пойти на компромисс и в начале 20 века построить в Оклахоме национальную церковь пейоты (или правильно называть Церковь св. Пейота?), где богослужения с христианскими песнопениями сопровождались приемом кактуса пейота (мескалин) и священного гриба теонананкатль, (псилоцин и псилоцибин). Христианом пришлось объединить свое "тело бога" с ацтекским "телом бога" - галлюциногенным грибом. Индейцы, которые были не в силах оказывать физическое сопротивление конкисте, по-своему переиначили христианство и сегодня современные уичоли, ассимилировавшие христианские образы, теперь духом пейота считают не кого-нибудь, а… Франциска Ассизского (того самого сумасшедшего, любителя проповедовать птичкам - он хорошо вписался в галлюциногенный образ). По этой причине изображения святого пользуются необычайной популярностью, а гимны Франциска Ассизского считаются важными заклинаниями. Церковь Коренных Американцев (The Native American Church) сплотила несколько десятков индейских племен. Главным ритуалом этой церкви стала вариация раннехристианского Праздника Любви, во время которого кусочки пейотля используются вместо сакраментального хлеба и вина для причастия. Индейцы относятся к пейотлю как к ценнейшему дару Бога и сравнивают его действие с действием Божьего Духа. Пейотист принимает таинство-пейот так же, как белый христианин приобщается таинству-вину и таинству-хлебу, и делает он это, чтобы получить силу апа (Хана) – эквивалент новозаветного Святого Духа. Кредо Церкви: "Белый человек говорит об Иисусе. А мы говорим с Иисусом". С запретом с начала 60-х годов в большинстве штатов США хранения и употребления пейоты, такую христианскую деятельность пришлось подсвернуть. Теперь даже содержание этого кактуса в коллекциях кактусоводов преследуется в уголовном порядке. Но и на сегодняшний день индейцы не сдаются и судятся за право кормить детей пейотом, считая, что власти нарушают гарантированную каждому свободу вероисповедования (дело Jonathan Fowler http://www.news.ru/info_medicine.php?id=/n...2/11/26/donjuan). Кровавые ацтекские жертвоприношения тоже редуцировались и, хотя и поныне во многих селениях в период сбора урожая или в сезон дождей проливают кровь, но, во избежание проблем с властями ограничиваются петухами. В целом же, христианство прекрасно вписалось в психотип бывших каннибалов - набожность мексиканцев, передвигающихся по церкви только на коленях, давно стала притчей во языцех. И если бы Дон Хуан Кастанеды, пренебрежительно отзывающийся о христианстве и Деве Гваделупской, существовал в действительности, то мачо его давно бы завалили...
Как в свете вышеизложенной серотониновой теории оценивать описанное выше людоедство в средневековой Европе? Описывая симптомы эрготизма, доктор Шаретт писал: "Ненасытный голод в этих случаях почти постоянный симптом". Это понятно - спорынья понижает уровень серотонина, который и так был низкий из-за плохого питания. А серотонин не только "гормон радости", но и нейрорегулятор чувства голода. Плюс это накладывается на то, что люди тогда голодали и без всякого эрготизма (хотя связь с эрготизмом есть и в этом случае - непросто сеять, исполняя па в пляске св. Витта, трудно сеять, если "огневица" сжигает изнутри, а руки и ноги уже отвалились, нет смысла сеять, если в религиозно-галлюциногенном экстазе ждешь апокалипсиса и т.д.). Вспомним также тот факт, который так не любят признавать романтики и гуманитарии, но факт уже многократно доказанный - люди прирожденные каннибалы и несут в себе инстинкт каннибализма. "Если людоедство - свойство нашего с вами вида, то понятно, что только жестокое подавление этого инстинкта сдерживает его реализацию." - писал профессор Дольник. А если такого подавления нет? Если люди в таком состоянии, что моральные запреты не действуют (а с учетом галлюциногенного отравления вообще не осознаются)? Есть ли что-то странное в массовом средневековом людоедстве в Европе? Нет, подавленный инстинкт рвется наружу. Сложно только сделать правильный вывод - это христианство спровоцировало каннибализм своим догматом пресуществления и призывами есть "плоть сына человеческого" или само появление такого догмат было вызвано необходимостью перенаправить уже существовавшее в Европе массовое людоедство на поедание безобидного "Хлеба-Тела"? Ведь настоящий христианин должен искренне верить, что причащается не вином и хлебом, а кровью и мясом, (псевдо)реализуя таким образом каннибальские инстинкты. Но если закон о запрещении "поедания ведьм" не смог остановить каннибализм, то могли ли это сделать облатки? Судя по последовавшему описанному во всех хрониках людоедству в Европе и во время Первого Крестового Похода, поедание "Тела Христа" панацеей тоже не явилось.
Уйдем теперь немного в сторону от христианства, или точнее в глубину веков, к вопросу, так волновавшего Теренса Маккенну - что же именно, способствующее возникновению разума, ели наши обезьяноподобные предки. О том, что таким фактором была именно еда, задумывался не только именитый этноботаник. Нетрадиционный ответ на такой вопрос был представлен немецким ученым Оскаром Киссом Маэртом еще в 1971 году в книге "Начало было концом" (Am Anfang war das Ende):
Предлагаем вашему вниманию теорию Оскара Кисса Маэрта о том, что человек по существу настоящий монстр. В книге "Начало было концом" он говорит, что эволюция человека началась благодаря каннибализму . Он основывается на доказанном факте, что каннибализм был распространен во всех частях мира. В соответствии с теорией Маэрта начало его следует искать среди человекообразных обезьян - предков человека, которые поедали мозг своих жертв, что делают некоторые охотники и сегодня.Мозг человека ценился из-за того, что усиливал сексуальную потенцию, говорит Маэрт. Только позже выяснилось, что поедание мозгов положительно влияет на умственные способности, причем эта тяга остается на всю жизнь и передается по наследству. Различные биологические перемены, например потерю волос, автор связывает с химическим дисбалансом, возникшим в результате поедания гипофиза тысячу лет назад. (Непомнящий Н.Н. Необъяснимые явления)
Таким образом, мысль о том, что человеческая история в немалой степени зависит от того, что этот человек ест, порой принимает совершенно неожиданные формы. По Маэрту, такая специфическая диета увеличила размер мозга, сексуальную активность и психические возможности обезьян, хотя часто сопровождалась безумием.
Книге Маэрта, хотя совершенно неизвестной в России в отличии от аналогичной работы Поршнева, на западе повезло больше. В 1973 году она была переведена на английский (The Beginning Was the End) и стала достаточно хорошо известна, в основном благодаря модной тогда группе "Дево" (The De-Evolution Band), участники которой еще раньше прониклись идеями Маэрта и именно на этом выстроили кредо группы. На их концертах книга даже раздавалась бесплатно. Лозунг Маэрта "Разум можно съесть!" ("Intelligence can be eaten!") стал очень популярен.
Обратной стороной такой популяризации, естественно, явилась профанация идеи, и книга стала считаться псевдонаучным вымыслом. Отнюдь не утверждая, что она таковым в действительности не является, попробуем все же поискать рациональное зерно. На чем именно основывались утверждения как Поршнева, так и Маэрта? Только ли на больном воображении?
Первый их общий постулат - распространенность каннибализма в доисторические времена - сомнений не вызывает. Не найдено ни одной стоянки древнего человека, где бы не было разделанных для вынимания мозга костей, в том числе и человеческих. За последнее время таких археологических находок добавилось очень много: в Испании (нагорье Сьерра Атапуэрка - Eudald Carbonell), Франции (П. Вилла), Англии (Dr Mark Horton) и в России - (грот Еленева - Тернер, на Валдае и в Прикарпатье - Русанова) и т.д. Известно, что наши прямые предки - кроманьонцы, придя в Европу, решили проблему уже живших там неандертальцев быстро - их попросту съели. Людей продолжали поедать и в последующие тысячелетия, о чем свидетельствуют анализы, проведенные недавно группой Ричарда Марлара и доказывающие присутствие человеческого миоглобина в кухонных горшках, найденных на территории нынешнего юго-западного Колорадо. Марлар обнаружил гемоглобин людей также и в человеческих копролитах – окаменелых испражнениях. Более убедительного доказательства существовавшей практики каннибализма найти было бы трудно. Стоит добавить, что Маэрту в то время также были не известны такие доказательства, как связь каннибализма и болезни "куру" на Папуа Новая Гвинея - доктор D. Carleton Gajdusсk получит Нобелевскую премию за вскрытие такой связи лишь в 1976 году - через пять лет после выхода книги Маэрта. Прекратить эпидемию куру оказалось очень просто - власти Папуа Новая Гвинея строго запретили населению есть мозг умерших родственников. Болезни не стало. Недавние же исследования Саймона Мида и Джона Коллинджа из Центра изучения прионовых инфекций лондонского University College показали, что большинство людей обладают защитным геном MV, позволяющим не заразиться прионовыми инфекциями (куру) при поедании мозга. От куру умерли только те, кто такой защитой не располагал. "Комбинация MV доминирует у исследованных популяций во всем мире", - утверждает Мид. Так как ареал распространения таких генов покрывает 4 материка, ученые заключили, что это может быть своеобразным последствием естественного отбора при каннибализме.
Тезис Маэрта о том, что "поедание мозгов положительно влияет на умственные способности", тоже, по крайней мере, не случаен. Станислав Лем в "Summa technologiae", отмечая, что "сейчас каннибализм признают иногда творческим фактором антропогенеза" (Внимание! Книга Лема вышла в 1967 году, до Маэрта и Поршнева, а Лем ссылается на уже существующие взгляды) объяснял такие теории так: "Итак, "изобретение каннибализма" явилось ускорителем умственного прогресса, поскольку из-за внутривидовой борьбы выживали только особи с наиболее сообразительным умом". Но Маэрт вкладывал в свое утверждение другой, куда более биохимический смысл и свое выражение "Разум можно съесть!" Выражение это могло иметь смысл совершенно буквальный - ведь автор должен был знать о нашумевших тогда (и совершенно забытых сейчас) странных опытах с планариями. Эти эксперименты Джеймса Макконнелла (McConnel, 1962) из Мичиганского университета с червями-планариями стали примечательной страницей истории изучения памяти. В поисках вещества - носителя памяти ученый экспериментировал с "обучением" простейших - планарий. В частности, один из вариантов таких опытов - скармливание необученным планариям массы, состоящей из тел обученных планарий. Планарии-"каннибалы" при этом обучались значительно быстрее контрольных. Мак-Коннел и его сотрудники вырабатывали у планарий условную реакцию на включение лампочки, которое сопровождалось электрическим ударом. Поскольку планарии - это животные, пожирающие себе подобных, исследователи растирали в порошок обученных планарий и скармливали необученным. Черви-каннибалы, питавшиеся "образованными" сородичами, обучались быстрее и лучше тех, что питались “неграмотными”, условные реакции на свет формировались у них гораздо быстрее. Далее - выделенная из планарий-доноров РНК вводилась планариям-реципиентам. При этом тоже был достигнут эффект переноса навыка. Сходные результаты были получены Макконнеллом в 1970 г. на крысах. В ходе экспериментов планарий не только скармливали друг другу, но и нещадно резали на кусочки. Результат был тот же. "Планария — ходячая загадка и бесконечный повод для философских суждений на тему: "Что есть разум?"- поражался профессор Глэдис Брейв тому, что обе половинки разрезанного червя помнят о пытках током, - "когда память о негуманном эксперименте сохраняет червь, бывший головой планарии, это понятно, а вот когда все помнит червь, бывший, миль пардон, попой... Действительно, что есть разум?"
Итак, оказывается, никому ранее не ведомые черви-планарии могли, запоминать не только головами, но и задницами, а необученные крысы, получив в пищу мозги своих обученных собратьев, становились умней. Сенсации стали проверять во многих странах. И на этом, собственно, все и кончилось. Все сообщения на эту тему, вызвавшую довольно большой резонанс в 60-х, заканчивались фразой "опыты продолжаются". Вроде гипотеза РНК не прижилась, хотя с другой стороны, разрушая РНК с помощью рибонуклеазы, удавалось стирать всякую память.
Может в христианском Священном Каннибализме действительно есть какие-то биохимические предпосылки? И только ли планарии навели Маэрта на такую мысль? В западном обществе, воспитанном на постулатах христианства, тема каннибализма всегда была предметом повышенного внимания богословов. Хоть и прикрытая эвфемизмами "хлебобога", она плотно рассматривалась Фомой Аквинским в "Summa contra Gentiles". Вопрос о воскрешения тела, волновавший св. Аквината, был так сформулирован Расселом: "Какая судьба должна постигнуть, вопрошает святой, того человека, который всю свою жизнь питался одним человеческим мясом и родители которого делали то же самое?". И такой животрепещущий вопрос Аквинат к радости христианской теологии благополучно разрешил. Вывод святого - да, "людоед может при воскрешении получить то же самое тело, даже если оно и не составлено из того же вещества, из которого тело его состояло в момент смерти". (Б. Рассел). Так же серьезно богословами рассматривалась и характерная для средневековья проблема - что происходит со "Священными Дарами", если их съели мыши. Падет ли на мышей благодать Божия? Ведь мышь вкусила "Тело Христово". Не превратится ли мышь прям по Булгакову в Шарикова-Мышникова? При такой вере в пресуществление не удивительно, что христиане относятся с пиететом каннибализму и сегодня. "Для нас, иудео-христиан" - утверждает Мишель Турнье, -"каннибализм и евхаристия ... этапы одного, единого, устремленного вверх пути." Задавшись вопросом: "в чем же различие между евхаристией и людоедством?", Турнье приводит ответ ортодоксального теолога Оливье Клемана. "В том, что каннибал ест мясо мертвое, причащающийся же христианин приобщается к истине живой". Это отнюдь не странно. "Христианин, который размышляет о святых тайнах, естественно приходит к мысли, что он тоже каннибал." - писал явно сочувствующий христианству самый знаменитый в мире религиовед Мирча Элиаде, проникнувшись литургией и вспомнив о своих "православных корнях".
Подобными мыслями также прониклись почти все известные маньяки. От Альберта Фиша, воспринимающего поедание тел жертв и питье их крови как "Святое Причастие" (Шехтер Х., Эверит Д.) до священника Джека Уэйна Роджерса -"хирурга" и каннибала. От африканского священника-каннибала Уилберфорса до американского священника-каннибала Гэри Хейдника, от африканского императора и "13-го апостола Христа" Бокассо, причащавшегося подданными, до нашего православного Чикатило, который отгрызал в жажде "Святого Причастия" жертвам губы, уши и половые органы и съедал их. Ничем не хуже самый последний прошлогодний немецкий каннибал Армин Мейвес. В нашей прессе о религиозных подоплеках дела не сообщалось, отмечалось только, что старший брат каннибала, Вольфганг - священник из Берлина. Западная пресса была менее щепетильна и об акте каннибализма расспросила подробно. "С каждым куском его плоти я проникался им. Это было как Святое Причастие" - откровенничал Мейвес а интервью. Профессор Килани из Института антропологии Лозаннского университета, обсуждая разницу между Чикатило и Мейвисом, высказался прямо: "каннибальские импульсы прочно присутствует в нашей культуре и структурирует наше воображение. ... вспомните ... о христианстве". Случайно ли К. Райкова, всемирно известный чешский психиатр, задавалась вопросом: "Почему все до единого сексуальные маньяки, насильники и убийцы, мои бывшие пациенты, столь набожны? - спрашивала я себя. – Не коренятся ли их сексуальные перверсии в том религиозном учении, приверженность к которому они демонстративно подчеркивают, и в самом нашем христианизированном обществе?"
Так что, не в зависимости от правильности или ложности выводов теории Маэрта, стоит ли забывать о наличии у него серьезного повода к возникновению таких мыслей и идей - ведь Оскар Кисс Маэрт был не только "теоретиком каннибальской эволюции", но и католическим священником?