Во время очередных съемок телеканалом "Рен-ТВ" материала для передачи, посвященной аномальным явлениям на территории республики Беларусь, 21-22 апреля 2012 года рабочая группа, включавшая и представителей "Уфокома", находилась в Несвиже. Пользуясь данной оказией, мы решили вновь вернуться к теме преданий о местном привидении Черной дамы, чтобы попытаться снова разобраться с этой историей.
Основной вопрос, который занимал наши умы, - "есть ли на самом деле в Несвиже привидения?" Предстояла работа по поиску реальных очевидцев, которым повезло (либо, наоборот, не повезло) столкнуться с местной легендой. На какие-либо приборные исследования надежд никаких не возлагалось, так как для этого требуются хоть какое-то, но обоснование. Некоторые устройства были взяты просто "на всякий случай" да и на радость журналистам. К слову сказать, за два дня пребывания не подвернулось ни одного случая, чтобы разместить на длительное время регистрирующую аппаратуру в представляющих интерес местах с соблюдением всех условий чистоты эксперимента. Поэтому основные усилия были сосредоточены на работе с местным населением и анализе собранной накануне поездки информации. Итак...
Привидение "Черной дамы": общепринятая версия
По сложившейся традиции привидение Черной дамы Несвижского замка принято соотносить с личностью Барбары Радзивил, жившей в первой половине XVI века. Здесь не имеет смысла приводить все подробности трагической истории о любви между Барбарой и королем Речи Посполитой Сигизмундом II Августом. В сети Интернет находится немало публикаций по этому поводу. Приведем лишь основные моменты с оглядкой на исторические факты:
Барбара Радзивил, дочь виленского каштеляна и великого гетмана Великого княжества Литовского Юрия Радзивила, родилась 6 декабря 1520 года (по другим источникам - 1522 года). В 1537 году отдана замуж за новогрудского (позже трокского) воеводу Станислава Гаштольда. В конце 1542 года овдовела. В 1543 году в Вильно познакомилась с наследником польского короля Сигизмундом Августом. Между обоими молодыми людьми разгорелась пылкая любовь, и Барбара стала любовницей будущего короля. В силу политических интриг представителей магнатского рода Радзивилов, добивавшихся упрочения своего положения в литовском княжестве, братья Барбары - двоюродный Николай Радзивил Черный и родной Николай Радзивил Рыжий "застукали" влюбленную парочку во время одного из их тайных свиданий и вынудили Сигизгмунда Августа дать слово жениться на их сестре. Тайное венчание состоялось в 1547 году. В 1548 году молодой монарх унаследовал трон после смерти своего отца Сигизмунда Старого, после чего и открылась тайна о его втором браке. Разразился скандал. Станиславу Августу пришлось долго добиваться признания Барбары в качестве своей законной супруги, чья коронация состоялась лишь 7 мая 1550 года. Но насладиться счастьем новой королевской чете не удалось. После тяжелой и продолжительной болезни Барбара скончалась 8 мая 1551 года. По одной из версий, она была отравлена по приказу матери короля Боны Сфорцы, желавшей для сына более выгодного с политической стороны брака. По другой - Барбара излишне злоупотребляла небезопасными для здоровья лекарственными препаратами, пытаясь забеременеть, но безуспешно. По уже чисто легендарной части, устроить встречу безутешного короля с духом умершей жены подрядились польские шляхтичи пан Твардовский и Ежи Мнишек, не брезговавшие алхимией и прочими оккультными вещами. Однако во время медиумического сеанса Станислав Август нарушил правила, из-за чего дух Барбары остался неприкаянным и вынужден бродить по земле. С некоторых пор ее привидение поселилось в Несвиже.
Попытаемся разобраться в данной версии сквозь призму исторических сведений. Давайте предположим, что привидения - это, действительно, неупокоенные души умерших людей. Следуя законам жанра, привязанность привидений к конкретному месту, по общепринятым представлениям, должна быть обусловлена определенными причинами. Например, такими как место неестественной смерти, место, связанное с жизнью того или иного отошедшего в мир иной человека и так далее. Относятся ли данные правила к личности Барбары Радзивил по отношению к Несвижу?
Во-первых, пока не обнаружено фактов, что Барбаре доводилось бывать в этом городе. Она принадлежала к биржанско-дубинковской ветви рода Радзивилов. Ее детство прошло в городе Вильно. Во время своего первого замужества, сложно сказать, где ей доводилось жить, но точно не в Несвиже. После траура, с будущим вторым супругом она познакомилась в Вильно. До признания за ней права на коронацию писала письма своему возлюбленному из Дубинок, после чего последовала непродолжительная жизнь в Кракове - в Вавельском замке, резиденции польских королей. После смерти тело Барбары, по ее же просьбе, было доставлено в Вильно и погребено в кафедральном костеле.
В качестве земельной собственности к Радзивилам Несвиж попал лишь в первой половине XVI века, пройдя через руки представителей различных фамилий путем наследования. В 1492 году город стал собственностью маршалка Великого княжества Литовского Петра Монтигирда, дочь которого Анна вышла замуж за Станислава Кишку. Дочь последних, Анна Кишка, вышла замуж за Яна Радзивила (по прозвищу "Бородатый") и родила от него двух сыновей - Яна и Николая. Последний вошел в историю как Николай Радзивил Черный. После смерти мужа, Анна Кишка в 1523 году повторно вышла замуж, но, видимо, в этом время и передала ряд своих владений, включая города Несвиж и Алыку, сыновьям от предыдущего брака. В 1547 году Николай Радзивил Черный получил титул князя Священной Римской империи "на Алыке и Несвиже". С этого времени начинает формироваться Несвижское княжество.
Так что теоретически Барбара во время своей жизни могла побывать в Несвиже - в гостях у своего двоюродного брата Николая Радзивила Черного... Но, во-вторых, достаточно ли этого было бы, чтобы привязаться к этому городу после своей смерти? За XV - первую половину XVI века имеются упоминания только о "дворе несвижском" - укрепленном центре небольшого владения. При Николае Черном уже упоминается деревянный замок. Но в целом при жизни Барбары этот городок представлялся малопривлекательным по сравнению с тем же Вильно. Преображение города начинается только во второй половине XVI века при следующем владельце - Николае Христофоре Радзивиле по прозвищу "Сиротка". В 1583 году им было начато строительство нового каменного замка взамен деревянного. Далее - иезуитский костел с коллегиумом, монастыри бенедиктинок и бенедиктинцев, бернардинцев, иезуитов. Несвиж стал центром крупного земельного владения Радзивилов - Несвижской ординации. Так узнал ли бы впоследствии дух Барбары город, где она, возможно, смогла побывать при жизни? И какие эмоциональные привязанности могли быть у нее к данному населенному пункту? Эти вопросы пока остаются без ответа.
В-третьих, остается вопрос о месте вызова духа Барбары во время медиумического сеанса, проведенного по просьбе короля. В некоторых вариантах легенды о привидении Черной дамы говорится, что Сигизмунд Август привез алхимиков в несвижскую резиденцию Радзивилов, где и был проведен ритуал вызова. В других вариантах упоминается отнюдь не Несвиж. Чему отдать предпочтение? Прежде всего, достоверность данного события остается сомнительной сама по себе. Это легенда. Сомнения остаются и по поводу историчности личности одного из алхимиков - пана Твардовского, который более является героем польских народных легенд и ряда литературных произведений, своего рода польским аналогом Фауста. С другой стороны, резиденция польских королей находилась в Кракове, в Кракове же обитался и Твардовский, в Кракове скончалась Барбара, по легенде в Кракове находится то самое зеркало, с помощью которого алхимики устроили встречу короля с покойной возлюбленной. Так при чем же здесь Несвиж?
Таким образом, мы приходим к выводу об отсутствии каких-либо аргументов по поводу связи Барбары Радзивил с Несвижем. Кроме одного - принадлежности к роду Радзивилов. Представляется вероятным, что с появлением непосредственно самой истории о привидении Черной дамы в Несвиже, ее механически объединили с другой - красивой и трогательной, невзирая на противоречия с историческими фактами.
Р?ные претенденты РЅР° роль привидения
Стоит отметить, что кроме Барбары Радзивил в качестве привидения вполне могут подойти и другие реальные исторические личности. Благо в несвижской линии рода Радзивилов женщин было достаточно. Из них в поиске прототипа для привидения второе место более уверенно держит Анна-Катерина Радзивил, урожденная Сангушко, жена Кароля Станислава Радзивила (1669-1719), великого канцлера литовского и восьмого несвижского ордината. У этой четы родилось 13 (по другим данным - 15) детей, из которых семеро умерло еще в детском возрасте. В литературе есть упоминания о легенде, которую в свое время изложил польский писатель Юзеф Крашевский (1812-1887), согласно которой Анна-Катерина из-за смерти одной из своих дочерей, скоропостижно скончавшейся накануне своей свадьбы, дала обет всегда ходить в черных одеждах. На портрете Анны-Катерины из несвижской картинной галереи оная изображена именно в черном. Умерла она в октябре 1746 года в местечке Мир, погребение ее находится в крипте фарного костела в Несвиже.
Вероятно, именно с личностью Анны-Катерины следует связать еще одну легенду, которая по книге "Легенды Несвижа" К.Я. Шишигиной-Потоцкой относится к княгине Катерине, жене Михаила Радзивила. В последнем случае, как можно предположить, имеются ввиду Михаил Казимир Радзивил (1635-1680) с женой Катериной Собесской (1634-1694). Только у них было семеро детей (включая Кароля Станислава, мужа выше упомянутой Анны- Катерины), некоторые из которых также рано ушли в мир иной. Катерина Собесская умерла в Варшаве, ее тело погребено все в той же несвижской усыпальнице Радзивилов. В описанной легенде Екатерина упоминается как несчастная мать двенадцати рано умерших детей, годами ходившая в трауре. Ее страдающая душа оставляла тело, прилетала к подземелью, где были захоронены ее дети, и у их гробов превращалась в сову. Птица жутко голосила над саркофагами, пугая случайных прохожих возле костела.
Здесь уместно предположить, что в легенде могли слиться в один образ две исторические фигуры из двух смежных поколений. Анна-Катерина Сангушко в черных траурных одеждах и Катерина Собесская, чья душа в виде совы оплакивала рано умерших детей. Обе были многодетными, обе теряли своих детей. Их имена практически одни и те же. И одна и вторая были женами ординатов несвижских из Радзивилов, жили в Несвиже, там же похоронены. И этот же образ со временем мог трансформироваться в легенду о Черной даме.
Имеются также упоминания о привидении княгини Марии де Кастелян де Талейран (?-1915), жены Антония Вильгельма Радзивила (1833-1904), которая якобы по ночам выходит из своего портрета и разгуливает по замку. Этому преданию посвящены строчки в поэме белорусского поэта Пимена Панченко "Первая тишина, или Ночь в Несвижском замке". Однако, это более похоже на поздний литературный вымысел. И никакими черными одеждами привидения даже тут не пахнет.
В поиске немногочисленных источников по легенде о привидении Несвижа, помимо книг Шишигиной-Потоцкой, всплыло еще одно сообщение - в сборнике "Легенды и предания". Там приведена запись рассказа местного жителя Василия Викентьевича Керко 1905 года рождения, опрошенного в 1982 году. Судя по тексту, Черная дама отождествлялась с захоронением в "горбатом гробу" из радзивиловской усыпальницы в Несвиже. По легенде, в "горбатом" саркофаге была похоронена молодая княжна, погибшая из-за несчастной любви к простому парню. Не желая выходить замуж за австрийского принца, она решила сбежать со своим возлюбленным. Но заговор был раскрыт, юноша пойман, а княжна, покинувшая замок в легком бальном наряде, на условленном месте встречи замерзла насмерть в лютый мороз. Она так окоченела, что ее не смогли положить в обычный гроб, поэтому похоронили ее в сидячем положении. Но эта легенда была развеяна в 1953 году, когда правительственная комиссия исследовала содержимое несвижских саркофагов. В "горбатом" саркофаге оказалось тело пожилой княгини, которая, судя по обнаруженным надписям, имела детей и внуков. Необычная форма саркофага была объяснена тем, что к крышке внутреннего гроба была привинчена ваза с металлическими цветами.
Таким образом, на роль привидения могут претендовать и иные исторические личности, судьба которых более надежно связана с Несвижем. Да и почему в качестве его прототипа могут рассматриваться только представители высшего сословия? Наверняка трагические истории имели место быть и среди иных жителей Несвижа - замковой прислуги, крепостных, мещан...
Так обитает ли в Несвиже привидение?
Время возникновения легенды о привидении Черной дамы не известно. Опросы старожилов в Несвиже показывают, что в первой половине XX века она была в ходу. Однако складывается впечатление, что в это время первоначальная версия легенды была забыта, на смену ей пришел другой более поздний литературный вариант с Барбарой Радзивил. В качестве альтернативных среди горожан ходили и другие слухи и домыслы, также ничем не подкрепленные (история с "горбатым" саркофагом).
Обратимся к непосредственным рассказам о самом привидении. Черная дама появляется в замке в ночное время - после полуночи. С середины XVIII века она якобы взяла на себя обязанности блюстительницы порядка и нравственности, являясь в темных закутках замка девушкам и женщинам, позволившим себе излишне нескромные наряды во время балов. Кто-то считал, что ее появление на глаза являлось предупреждением о грозящей опасности (войны, болезни и тому подобное). Другие, наоборот, говорили о том, что встреча с ней предвещала счастье, а сама Черная дама является покровительницей влюбленных и заступницей бездетных женщин.
В общем, легенда как легенда, местами противоречивая, где-то приукрашенная. А что же с конкретными очевидцами Черной дамы? Вот с этим большая проблема. При разборе легенды с точки зрения фольклора и исторических фактов возникает достаточно вопросов для дальнейшего анализа. Но вот при подходе к ней с точки зрения аномальных явлений приходится упираться в тупик отсутствия каких-либо достоверных свидетельств. В литературе есть упоминания, что во время Великой Отечественной войны с привидением встречались немецкие солдаты, находившиеся в оккупированном Несвиже. Согласно преданию, они верили в призрака и, увидев в парке что-нибудь черное, с криком "Шварц фрау!" стреляли в том направлении. Однако и здесь пока нет оснований относиться к сказанному как к не легенде.
В настоящее время, похоже, никто не верит в существование этого привидения. Случайные беседы с некоторыми жителями Несвижа во время нашего двухдневного пребывания в городе показали, что практически все знакомы с этой легендой, однако и относятся к ней не иначе как к красивому, но все же только преданию. Причем во время общения оказалось, что некоторые местные жители определенной мистической славой наделяют отнюдь не замок, а другой исторический объект города - комплекс бывшего монастыря бенедиктинок, на территории которого ныне расположен Несвижский государственный педагогический колледж им. Я. Коласа. Но эта история связана уже не с привидениями, а с просто жуткими ощущениями, которое вызывает данное место в темное время суток.
В общем, никто Черную даму не видел, о реальных свидетельствах никто ничего не слышал. Одни шутили про капитальный ремонт замка, распугавший всех привидений, другие - про излишнее злоупотребление алкоголем. В опубликованном в сборнике "Легенды и предания" рассказе Василия Керко (по опросу 1982 года) говорилось следующее: "Про ту Черную даму люди все страхи всякие рассказывают: будто бы привидение ее является по ночам в бывшем замке князя Радзивила. Кому случится припоздниться и идти ночью около замка, и заколышется какая веточка на дереве или куст, либо что-то затрещит, то уже думают - вот Черная дама ходит по замку. Но видеть-то ее никто не видел. (...) С того времени больше не верят в Черную даму, в то, что ходит она по радзивиловскому замку. Лежит она себе, как и все умершие, там, где некогда похоронили. Правда, если кто хочет кого-то напугать, так и теперь говорит, что Черная дама по ночам в Несвижском замке появляется. Но уже нет дурных!"
Итак, современная красивая сказка для туристов некогда была банальной страшилкой. Если легенда живет, значит это кому-нибудь нужно. Современный статус легенды очевиден. Но вот какую функцию она выполняла в прошлом? Интересное мнение на этот счет высказал ксендз Петр Шарко, устроивший экскурсию для съемочной группы в родовую усыпальницу Радзивилов в подземельях несвижского костела. По его предположению, слухи о привидении могли запустить и сами Радзивилы, чтобы отвадить чрезмерно любопытствующих от своего замка в ночное время. А во время немецко-фашистской оккупации и сами местные жители могли поддерживать легенду о призраке, переодеваясь в черное и запугивая находившихся в Несвиже солдат вермахта. И эта версия вполне имеет право на существование.
Единственный очевидец?
Казалось бы, на этом можно было бы поставить точку во всей этой истории. Однако нам все же удалось напасть на след одного реального и, пожалуй, единственного известного очевидца странного происшествия на территории замка, которое связывают с легендой о Черной даме. В СМИ это событие было кратко освещено на уровне слухов: мол, в последний раз привидение в Несвиже появлялось накануне пожара в замке 2002 года. Как оказалось, найти этого очевидца в Несвиже большого труда не составило.
Им оказался пенсионер Владимир Владимирович Журавский, 1937 года рождения, который вместе со своей супругой уже около 45 лет живет в Несвиже. С его слов, с Черной дамой он столкнулся за месяц до пожара, случившегося в сочельник накануне католического Рождества Христова. В то время он вышел уже на пенсию, после чего устроился сторожем в замок, кем и проработал три года. В тот день он заступил на свое обычное дежурство. Примерно в полночь после обхода территории он зашел в свою сторожку, располагавшуюся с правой стороны от входа в замок, встал перед большим окном, закурил. И тут за окном что-то мелькнуло. За стеклом, перекрыв весь оконным проем, в полной тишине колыхалось что-то похожее на полотнище черной ткани со складками - как "гофрированная юбка". Это продолжалось в течение минуты, после чего видение исчезло. Очевидец был настолько испуган, что не решился выйти наружу. А через месяц случился пожар - аккурат тогда, когда он заступал на свою смену. Владимир Владимирович считает, что это не иначе как Черная дама явилась ему, чтобы предупредить о предстоящей угрозе замку.
Как бы то ни было, видение черного полотнища, развевавшегося за окном, мало напоминает привидение Черной дамы. Можно только надеяться, что отыщутся и другие очевидцы, которым выпало столкнуться с привидением или иным аномальным событием.
Постскриптум
В заключение хочется сказать, что легенда о привидении Несвижского замка все еще нуждается в историческом исследовании. Осталось еще много неразрешенных вопросов: когда впервые родилась эта легенда, кто был ее автором, в какой социальной среде она получила распространение, как она эволюционировала со временем и так далее. Большое подспорье в поиске ответов дали бы более ранние письменные источники, содержащие упоминания о Черной даме. Здесь открыт большой простор для поисков.