Экспедиция в Несвижский замок 21-22 апреля 2012 года и предполагаемые ночные дежурства в нем вновь оживили интерес к его легендарной обитательнице – привидению Черной дамы (Черной панны). Задавшись целью устроить ночные бдения в замке, для нас актуальным оказался вопрос выбора определенного места для «засады», так как администрация могла пустить группу в строго определенное, указанное нами место и нужно было выбрать только то, которое пользовалось бы неизменной популярностью у ночной визитерши. Где устанавливать приборы для поиска возможных отклонений в общепризнанных физических величинах? В склепе, подземельях или фамильной картинной галерее, а возможно на мосту через реку, где сторож в 2002 году видел силуэт в «гофрированной юбке»? Первые соображения о слабых местах общераспространенной городской легенды появились еще в 2008 году, сейчас же были найдены дополнительные аргументы, выбивающие из под ног у астральной сущности ее пьедестал .
Абстрагируемся на мгновение от красивой истории, которая легла основу романов и театральных постановок, стала «хлебом» для экскурсоводов и своеобразным брендом Несвижского замка - прежде, чем один раз «отрезать», следует еще раз все перепроверить, снимая пласт за пластом наслоения, оставленные временем.
Дореволюционные упоминания о привидении
Казалось бы, быль о появлении привидения должна теряться в веках, вызывая неподдельный интерес у всех путешественников, художников и писателей, посетивших Несвиж. Демонические эксперименты алхимиков, вдохнувших новую жизнь в умершую женщину или же новые подробности в увядающую легенду наверняка никого не оставили бы равнодушным. Однако в литературе 18-19 вв. мы пока не обнаружили упоминаний о появлении привидения в Несвижском замке. Например, В. Сыракомля (он же Людвик Кондратович (1823-1862) в книге «Вандроўкі па маіх былых ваколіцах: успаміны, даследаванні гісторыі і звычаяў» (1853) тщательно описывает некоторые предания рода Радзивиллов, отмечает культовые объекты и упоминает о современном фольклоре замка. Книга является благодатной почвой для роста всяческого рода легенд, которые автор живо подхватывает и описывает в своем повествовании. Например, он рассказывает про икону, которую так хорошо обновил один реставратор, что ее посчитали чудодейственной и о многом другом. Но вот легенды о «Черной даме» или о каком бы то ни было привидении, не касается. В Несвиже В. Сыракомля учился, в Несвиже до женитьбы служил в управлении радзивиловскими имениями и как краевед мог бы сделать акцент на упомянутой истории, если бы о ней было хоть слово. В своем другом историческом труде, опубликованном в книге М. Балинского «Древняя Польша» (1846), В. Сыракомля также обходит стороной рассматриваемую нами легенду.
Свою лепту в исторический слой внесли и картины, например полотно Войцеха Герсона «Пан Твардовский вызывает дух Варвары Радзивиловны» (1886 г., Народный музей, Познань). Поначалу никто не собирался привязывать это событие к Несвижу, так как оно происходило на территории Польши, но впоследствии, когда нужно было заполнять пустовавшее место в путеводителях для туристов, историю приспособили для хозяйственных нужд.
Советское время
В изданиях советского времени, посвященных Несвижу и его известной в СССР здравнице, нам также не удалось обнаружить о привидении никаких данных, что особо и не удивительно во времена тотальной цензуры. Легенды эти книги также обходят стороной. Единственное косвенное свидетельство о «Черной даме» всплывает в книге А.В. Косача «Несвиж: краткий очерк» (1962): «В старом парке внимание прохожих привлекает высокий гранитный обелиск «Черной дамы». О «Черной даме» до наших дней дошло много всевозможных преданий». Здесь блуждающую ночами панну пытаются сопоставить с образом некоей Марии, которая влюбилась в конюха и из-за неразделенной любви выбросилась из окна и разбилась. В другой интерпретации Мария «в знак протеста против своих родителей» ушла морозной ночью в парк и замерзла там». Последнее дает привязку к «горбатому саркофагу», в котором якобы лежит женщина, скрюченная от холода. В книге так и пишут: «В подвале склепа находится оцинкованный гроб Черной дамы». И далее: «На самом же деле в саркофаге покоится женщина средних лет, одетая в черное платье, в изголовье ее стоит металлическая ваза с цветами, сделанная из тонкой жести». Неизвестно, было ли платье действительно черное или это написано, чтобы хоть как-то привязать «даму» к легенде, но факт остается фактом – о Барбаре Радзивилл нет ни единого упоминания!
В путеводителях по парковым комплексам, а также материалах об архитектурных памятниках Несвижа находится упоминание о том, что мистическим флером парки наполнялись с легкой руки Марии де Кастелян Радзивилл (?-1915), начиная с конца XIX в. Так, основанный в 1898 г. новый парковый комплекс получил название Марысин (Marysin). Бытующие народные предания полуооккультного характера о некой Марии нашли отражение в разнообразных скульптурах – это и родник «Слёзы Марии», камень с отверстием «Кольцо Марии» и др. Далее имеются небольшие разночтения в проанализированной литературе. Как уже было отмечено ранее, у А.В. Косача упоминается «гранитный обелиск Черной дамы» – подобные гранитные обелиски в парке имеются, например на одном из них имеется надпись «Marysin 1898». Если его с натяжкой можно отождествить с легендой о Марии, то ассоциации с Черной дамой на первый взгляд не прослеживается. Другие источники отождествляют памятник неупокоенной панне со скульптурной композицией, изображающей бегущую куда-то молодую девушку и, хотя, именно он больше всего подходит для воплощения легенды о Черной даме, его возведение относится только к началу 90-х годов XX в., когда усилиями архитекторов Жлобо и Геращенко началось установление новых памятников и реконструкция парка
Собранные данные позволяют говорить о том, что как минимум до 1962 года легенда о Черной даме никак не ассоциировалась с образом Барбары Радзивилл, а была привязана к «горбатому саркофагу» и некому памятнику. Первые зачатки легенды связаны с появлением парка, связанного с таинственной Марысей, которой пришлось отдуваться почти за все аномальные проявления замка и прилегающих к нему окрестностей. Тяга к тайнам культивировалась благодаря наличию в крипте Фарного костела странной формы гроба, выпускающей как из ящика Пандоры одну фантастическую историю за другой. Новая вакансия на должность Несвижского привидения была открыта, по всей вероятности, вместе с массовым вскрытием гробов в крипте, датируемым 1953 годом. Если ростки легенды и пробивались дальше сквозь «советский материализм», то после осмотра забальзамированных тел, на работу в качестве штатного привидения потребовалась совсем другая дама... Впрочем, конкретная привязка вряд ли прибавила бы для исследователя тузов в рукав – каких-то специфических способов «охоты на призраков» все равно не появилось бы. Главное, что дает разбор бытующих представлений по косточкам – это установление достоверности всей истории и попытка разобраться: переквалифицироваться аномальщикам в обычных туристов или же калибровать новые приборы?
Упоминания о том, что в советское время в санатории отдыхающих волновал не только напор воды во время приема душа-шарко, но и стенания призрака, иногда встречаются, но достоверных свидетельств не приводится ни в одном источнике. Опять нам придется переквалифицироваться в аномальных фольклористов и собирать по крупицам рассказы очевидцев. Косвенным свидетельством появления привидений в годы советской власти служит произведение некого «А.Н.», неясно больше художественного или документального характера. В этой неопубликованной истории упоминается женский плач, раздававшийся в существовавшем здесь санатории, а также встреча с таинственной женщиной, которая обрисована следующим образом: «Возле дверей стояла женская фигура. Волосы привидения были распущены, шаги нерешительные. Женщина как бы раздумывала, задержаться здесь, или сделать несколько шагов вперед. «Черная дама!» - молнией пронеслась мысль в голове Юры. Та Черная дама, про которую рассказал ему Александр Петрович».
Остается неясным год, в котором произошла описанная встреча, но доподлинно известно, что ранее 1996 г., да и выжимать все соки правдоподобности из анонимного рассказа является моветоном в исследовательской среде, можно лишь констатировать наличие таких историй. Остается только гадать, пролонгировали ли договор с привидением владельцы санатория или оно подрабатывало в ночную смену в качестве хобби?
Постперестроечные свидетельства
Фольклор нового времени расцвел на страницах путеводителей, а также газетных публикаций и отвел для жительства Черной дамы подземелья и фамильную картинную галерею. Благодаря выпущенной театральной постановке А. Дударева «Черная дама Несвижа» (написана в 1998, впервые поставлена в 2000), книгах Ю. Татаринова «Сердце панны Марии» (1997) и др. произведений, а также развитию Интернета, эволюция представлений о приведении в первое десятилетие XXI в. происходила с небывалой скоростью. Предания были забыты, и никто уже не помнил изначальной генеалогической ветви призрака, увлекшись мифотворчеством современников.
Заканчивая наш обзор, мы вынуждены констатировать, что легенда о Черной даме возникла путем контаминации нескольких сюжетов народной фольклористики. Изначальная мифологема оказалась раздроблена на ряд обособленных мотивов и затем соединена в новую, что существенно затрудняет ее целостное понимание. Возможно, вновь полученные свидетельства очевидцев помогут дать ответы на многочисленные оставшиеся вопросы и следующий раз, отправившись в Несвиж, мы выясним, чья гофрированная юбка мелькает в темноте Несвижский аллей.