Богатейшие традиции шаманизма в Сибири составляют самобытный магический комплекс, пересекающийся с другими культурами лишь отчасти. Возможно, это может показаться странным, но к русской магии в традиционном понимании сибирский шаманизм не имеет практически никакого отношения. Речь идет о старинных, передающихся из поколения в поколение, практиках северных народов Байкала, Забайкалья, Алтая. То есть, о территориях, не испорченных влиянием научного прогресса и тотальной цивилизации. Шаманизм - не только магическое искусство, но и мировоззренческая система, более или менее общая для тюркских народностей и племен Сибири, в которых подобные практики процветают.
Представления об окружающем мире.
В сибирском шаманизме не может быть теории в привычном понимании этого слова, но представление об устройстве окружающего мира в данной культурной среде достаточно четкое. Согласно шаманистическим верованиям, Вселенная делится на две жизненные сферы – обыденную и сакральную. Последняя, в свою очередь, состоит из трех «слоев», трех миров, не имеющих, однако, никакого отношения к европейскому оккультному разделению тонких пространств. Высший мир – обитель различных божеств, низший – обитель злых духов и мертвых, и средний – собственно, земной. Интересно, что абаасы – духами,– населены для шамана все три мира, и со всеми духами теоретически шаман может взаимодействовать. Из наиболее значимых обитателей высшего и низшего миров, можно выделить Ульгена – верховное божество, аналог бога-творца, и Эрлика – владыку низшего мира, считавшегося, однако, соучастником сотворения человека. Верования тюркских народов Сибири совершенно свободны от христианского и вообще европейского влияния, поэтому представления о высшем и низшем мирах - несходны с понятием об аде и рае. Гораздо ближе этой мировоззренческой системе комплекс египетских верований, предполагавших, что после смерти человек продолжает жить так же, как жил до нее, но уже в другом измерении.
Кто такой шаман. Суть шаманского умения.
Слово «шаман» возникло в тунгусском языке. В приблизительном переводе оно обозначает «Путешественник-между мирами», что очень точно отражает суть деятельности такого мага. Практически вся шаманская магия строится на взаимодействии с тонкими сущностями, которыми для него наполнены все три мира.
Шаман является своего рода посредником между людьми и духами. Для рода, племени шаман – не просто важный, а один из важнейших людей. К нему придут с любым вопросом, только он может помочь в случаях болезни, неурожая, падежа скота. Его гнева очень страшатся. Впрочем, в отличие от африканских колдунов, сибирские кудесники, в большинстве своем, настроены на позитивную, светлую магию. Интересно, что, «добрый» и «белый» шаман, а также, «злой» и «черный» - это разные совершенно определения. «Черный» шаман – тот, кто прибегает к помощи камлания для совершения магических действий, «белый» - не камлает никогда. В настоящее время «белый» шаманизм практически отошел в прошлое.
Камлание представляет собой особое ритуальное действо, совершаемое колдующим для впадения в транс. В состоянии транса открываются энергетические каналы, связь тонкого тела с физическим ослабляется, и это дает возможность шаману совершать «шаманское путешествие», о котором мы скажем ниже, а также входить в контакт с другими тонкими сущностями.
Становится шаманом человек не по своей воле, а по велению духов, избирающих его для этой цели. Внешне подобный выбор проявляется в виде так называемой «шаманской болезни» - особого душевного состояния, близкого к трансовым и предтрансовым состояниям. Как правило, проявление признаков «избранности» человека на шаманство можно наблюдать еще в детстве. Согласно верованиям сибирских народностей, «шаманская болезнь» возникает оттого, что кут – непереводимое слово, близкое в нашем языке к «душе» - будущего шамана похищают абаасы. В дальнейшем кут подвергается «воспитанию» духами одного из миров. Впоследствии шаман может совершать камлание к тем духам, которые его «воспитывали».
Основные цели шаманизма.
В отличие от множества других шаманских культур, где колдун, в основном, занимается «глобальными» вещами – корректирует погоду, урожай, защищает скот и т.п., сибирский шаман ориентирован, прежде всего, на целительство. Врачевательские обычаи сибирского шаманизма не имеют аналогов в других магических традициях. Здесь не используются никакие виды лекарственных растений или зелий. Весь целительский обряд построен на заклинании духов через камлание.
Другая область деятельности шамана – защитная магия. Но, опять-таки, направлено это колдовство, в основном, на человека и его потребности, редко – на род или племя в целом.
И, наконец, третья важная ветвь шаманского искусства – вредоносная магия различных типов.
Методы деятельности шамана.
Основной, практически единственный метод магической деятельности для сибирского шамана – камлание. Сам по себе обряд камлания представляет собой сложный комплекс ритуальных действий, призванный как ввести самого шамана в нужное трансовое или околотрансовое состояние, так и создать необходимую энергетическую обстановку для контакта с тонкими сущностями. Шаман ни в коем случае не «вызывает» к себе духов, как делает маг европейской традиции. Духи в шаманизме заклинаются, умаливаются, а сам исполнитель обряда проходит сквозь тонкие пространства к «месту обитания» того или иного духа, то есть, путешествует между мирами. Поэтому камлание называют еще «шаманским путешествием».
Ритуал камлания включает в себя биение в бубен и, собственно, словесное заклинание духов, которое всегда является шаманской импровизацией. Причем речь идет не о наборе магических фонем, а именно о связных текстовых заговорах, призванных умолить и умилостивить духа. Бубен как элемент шаманского ритуала необходим для создания ритма, а также в качестве средства выйти за пределы сознания (ведь мерное, ритмичное постукивание позволяет более эффективно отключить разум и задействовать скрытые интуитивные резервы).
Камлание может проводиться в различной обстановке, как на открытом пространстве, так и в закрытом помещении (это обычно зависит от целей осуществления ритуала), но, как правило, при совершении целительских обрядов, шаман камлает там, где находится больной. То есть – в доме обратившихся к нему людей. Из атрибутики, кроме бубна, используются изображения духов-помощников (тех духов, к которым шаман осуществляет камлание), а также колотушка и посох.
Завершая краткий рассказ о традициях сибирского шаманизма, хочется отметить, что в нынешний век тотальной информационной прозрачности, интерес к сибирскому шаманизму становится своего рода модой в российских интеллектуальных кругах. С одной стороны, это позволяет людям прикоснуться к древним магическим практикам, не имеющим аналогов в мире. С другой - создает опасность появления псевдошаманизма и шарлатанства. В любом случае, важно помнить, что истинный шаман никогда не станет афишировать своих умений по двум причинам: во-первых, настоящим шаманом может быть лишь человек, не затронутый влиянием цивилизации, а значит, не заинтересованный в сиюминутной славе за рамками того архаичного, но магического мира, к которому он принадлежит. Во-вторых, в шаманизме все скрыто настолько, что не принято даже произносить вслух имена духов, к которым осуществляется камлание, так как шаман прекрасно знает: стоит ему начать хвастать своим умением, пытаться раскрыть тайны, доверенные ему духами – и абаасы от него отвернутся. Мир магии испокон веков покрывал себя тайной, и сибирский шаманизм - не исключение из этого непреложного правила.