Клиническая смерть — своеобразное переходное состояние между жизнью и смертью — начинается с момента прекращения деятельности центральной нервной системы, кровообращения и дыхания и продолжается в течение короткого промежутка времени, пока не разовьются необратимые изменения в головном мозге. С момента их наступления смерть расценивается как биологическая.
Таким образом, главной характеристикой клинической смерти является возможная обратимость этого состояния.
68 смертей и одна жизнь
Гуля Акзамова родилась в поселке городского типа недалеко от Нижнего Тагила. Была очень слабенькой, любой сквозняк — кашель обеспечен. Девочку не показали вовремя врачу, а когда мама спохватилась, у Гули уже была бронхиальная астма. С каждым годом заболевание прогрессировало, девочка по нескольку месяцев проводила в больницах. Иногда приходилось лежать под капельницей по полгода.
«В 12 лет, — рассказывает Гуля, — во время очередного приступа мне стало совсем плохо. А потом произошла странная вещь. Боль отступила. Стало так хорошо и легко, я совершенно не ощущала своего тела. А на все, что в этот момент происходило на операционном столе, почему-то смотрела откуда-то сверху. Врачи по очереди делали мне электростимуляцию сердца, уколы. Но я почему-то ничего не чувствовала — мне было очень хорошо. Вдруг врач закричала: «Гуля! Ты меня слышишь?»
Я спокойно ответила, что все в порядке. Но она не услышала. И стала кричать еще громче и делать уколы. Тогда я со своей высоты заорала: «Врачи! Ну что вы ко мне пристали! У меня ведь ничего не болит!» А они не слышали. Потом я куда-то провалилась. А когда очнулась, все тело болело от уколов. Позже я узнала, что перенесла клиническую смерть. Первую!»
Через год состояние Гули ухудшилось. Она практически не выходила из больницы. Иногда у самых опытных врачей просто опускались руки — все думали, что девочка не выживет.
«Второй раз это случилось в 13 лет. Сначала было очень темно, а потом я почувствовала, словно лечу по большой широкой трубе. Казалось, что это длилось очень долго. В трубе было темно, изредка появлялись просветы, и я видела, что стены окрашены в светло-серый цвет. Мне было совсем не холодно — в лицо дул очень приятный теплый ветер. Я обрадовалась и подумала: «Неужели умею летать?» Мне казалось, что мое приключение длилось примерно час. А потом все было, как в первый раз. Я провалилась в темноту и очнулась от боли. Рядом сидела врач и держала меня за руку. Увидев, что я открыла глаза, она улыбнулась и почему-то поздравила меня с днем рождения…»
В третий раз Гуля подобное случилось год спустя. Она снова «летала» по операционной и с интересом наблюдала за врачами. На этот раз она даже не пыталась с ними разговаривать. Помнила, что это бесполезно и дяденьки в белых халатах ее не услышат.
Сейчас Гуля живет в Майне Ульяновской области. «Здесь мне стало гораздо лучше, — рассказывает девушка. — В Нижнем Тагиле за все время я ни разу не видела над нашим поселком голубого неба, оно всегда было серо-буро-малинового цвета. А здесь воздух чистый, я даже реже стала в больнице лежать»…
Украинцу Юрию Федаке «повезло» еще больше: за 14 дней он умирал от инфаркта 68 раз и все время приходил в себя! Дошло до того, что он начал ощущать симптомы смерти и успевал звать на помощь реаниматологов.
Сейчас этот чудо-человек живет полноценной жизнью, работает, научился не нервничать. И эмоционально делится с людьми картинами потусторонней реальности.
Тяжелейшей и самой длинной — больше четырех минут — была у него первая остановка сердца. Он говорит, что тогда будто перенесся в другой мир.
«Я увидел, словно я из тоннеля какого-то вышел на лужайку. Такая ярко-зеленая трава, и по сторонам цветы такие, как нарциссы. И голуби летали. И только я посмотрел на холм — все, картинка закончилась», — рассказывает Юрий».
Медики объяснить причину таких видений не могут, а возвращение к жизни после смерти почти 70 раз подряд достижением не считают. Наоборот, говорят, что не сумели своевременно подобрать необходимое лечение.
Сам Юрий Федака считает, что родился в рубашке. Теперь бывший водитель работает охранником и наслаждается каждой минутой жизни. Стал меньше курить, не поднимает тяжелого. После многочисленных смертей у него ухудшилась память, зато улучшилось зрение!
Что там, по ту сторону?
Несмотря на все достижения современной науки, смерть, как и тысячи лет назад, остается для людей одной из величайших загадок.
Бесчисленное множество предложений было высказано относительно того, что именно происходит с человеком в момент его перехода в небытие, но ясного ответа ученые до сих пор дать не могут.
Как правило, человек находится в зоне между жизнью и смертью 5—10 минут, и лишь потом в головном мозге наступают необратимые изменения. Те, кого удается вернуть с того света, нередко рассказывают о сильных переживаниях, которые они испытали во время умирания.
Чаще всего при этом можно услышать о видении тоннеля с ослепительным светом в конце его. Пациенты также рассказывают об ощущении покоя, мира и гармонии, дороге в другое измерение и общении с умершими родственниками.
Этот феномен известен уже давно, но специалисты никак не могут прийти к общему мнению относительно того, идет ли речь о подлинном опыте некоей потусторонней реальности, или же все это — лишь порождение агонизирующего сознания.
«Это явление встречается чаще, чем обычно считается», — говорит американский нейрофизиолог Кевин Нельсон из Университета штата Кентукки».
Нельсон начал изучать данный феномен после того, как прочел о том, как некоторые пациенты испытывали во время «посмертного опыта» онемение рук и ног. Ему было хорошо известно, что многие люди испытывают схожие ощущения перед тем, как заснуть, или в момент пробуждения. «Меня словно осенило», — говорит исследователь.
Через базу данных вашингтонского Института клинической смерти Нельсон нашел и опросил 55 человек, которые сообщали врачам о «посмертном опыте», пережитом ими в результате какой-либо опасной травмы, вроде автомобильной катастрофы или операции на сердце. Для чистоты эксперимента он опросил такое же число людей, которым ничего подобного испытывать не доводилось.
Оказалось, что 60% из тех, кто успел заглянуть на тот свет и вернуться, по крайней мере, раз в жизни впадали в состояние, в котором они не знали, что сон, а что явь. В контрольной группе таких случаев обнаружилось гораздо меньше — всего 24%.
Известно, что смешение в сознании человека сна и реальности нередко вызывается сонным параличом — особым состоянием, в котором человек на некоторое время теряет способность двигаться и может испытывать зрительные и слуховые галлюцинации, не будучи в состоянии отличить их от реальности. Как установили ученые, происходит это оттого, что некоторые физиологические явления, характерные для фазы быстрого сна, происходят во время бодрствования. При этом мышцы теряют тонус, а человеку мерещатся яркие вспышки света и страшные существа.
Фаза быстрого сна связана с деятельностью ствола мозга — нижней части головного мозга, расположенной между спинным мозгом и полушариями переднего мозга. «Как ни парадоксально, но именно эта эволюционно самая древняя часть головного мозга может порождать опыт, который с точки зрения многих, составляет квинтэссенцию человеческого», — говорит Нельсон.
Нейрофизиолог не исключает вероятности того, что психологические и духовные факторы также могут играть определенную роль, и надеется продолжить изучение загадок предсмертного состояния, опросив людей, без всякой травмы испытавших опыт выхода из физического тела.
Тем временем швейцарские неврологи случайно обнаружили, что при стимуляции определенного отдела человеческого мозга возникает ощущение отдаленности сознания от тела. Душа как бы парит и смотрит на самое себя сверху. Именно о такого рода переживаниях остается память после выхода из состояния клинической смерти.
Открытие произошло, когда сотрудники клиники Женевского университета проводили обычное обследование женщины, страдающей эпилепсией. Удалось определить, что источником подобных ощущений является одна из извилин в правой части коры головного мозга.
Эта извилина ответственна за сбор информации, поступающей из разных отделов мозга, и формирование общего представления о положении тела в пространстве. Когда сигналы нескольких нервов сбиваются с верного пути, мозг начинает выдавать искаженную картину, в результате чего человек воспринимает происходящее с ним как бы со стороны.
Пока подобные эксперименты проводились только с одной пациенткой, но в будущем швейцарцы намерены исследовать подобные реакции и у других больных.