Хочу задать читателю вопрос, ответ на который может быть совсем другим, чем изложено в этом повествовании.
Верите ли вы сегодня, в 21 веке, во времена огромных знаний и всепроникающей информации, верите ли вы в суеверия, предрассудки, проклятия? Особенно — в проклятия?
Несколько слов о суевериях и предрассудках.
Суеверие - некритическая вера в то, что некоторые события и явления происходят под действием сверхъестественных сил и могут предсказывать будущее; предрассудок — мнение, предшествующее рассудку или знаниям, предубеждение, усвоенное человеком бездоказательно, не критически.
Ведь до сих пор, хотя и реже, чем раньше, вокруг нас происходят иногда удивительные, необъяснимые, всё ещё непознанные явления и события, странные совпадения. Не всегда и не у всех хватает знаний, чтобы дать им верную оценку. Да и людям часто хочется верить в нечто чудесное, фантастическое.
Современные психологи даже утверждают, что суеверия иногда оказывают терапевтический эффект: уменьшают, а то и избавляют от страха смерти, дают надежду на бессмертие, успокаивают человека в одиночестве, в старости, в каких-то неприятных, рискованных обстоятельствах.
Но проклятия... Это уже совсем другое дело. Они могут быть живучими, с помощью внушения передаваться из поколения в поколение, и натворить множество несчастий и бед. Во многом мщение по законам проклятия зависит от психики и психологии людей, их внушаемости, менталитета, но чаще происходит просто удивительное совпадение событий, принимаемых людьми за исполнение проклятия, которое затем раздувается прессой.
И вот вам широко известный пример, когда на протяжении 150 лет целый народ верил в грозное, пугающее проклятие, и которое необъяснимо и неизменно в течение этого времени сбывалось — проклятие Текумсе.
Проклятие Текумсе — это проклятие на президентов США до седьмого колена. По легенде, проклятию президентов страны предал вождь индейского племени шауни — Текумсе.
В 1811 году произошёл конфликт, длившийся несколько лет, между этим племенем индейцев и губернатором штата Индиана У.Г. Гаррисоном по поводу отъёма у них земли.
Власть предложила индейцам выкуп за землю, но они не согласились, и конфликт перешёл в военные действия. Текумсе был тяжело ранен и перед смертью предал проклятию президентов страны до седьмого колена: те, кто будут избраны в год, заканчивающийся на «0» и делящийся на 20 — умрут до завершения срока их президентства.
Первой жертвой проклятия стал сам Гаррисон, который был избран президентом США в 1840 году и через несколько месяцев скончался от пневмонии.
Следующей жертвой стал 16-й президент Авраам Линкольн, избранный в 1860 году и застреленный в театре Джоном Бутом до окончания его полномочий.
В 1880 был избран 20-й президент США Джеймс Гарфилд, и через полгода был смертельно ранен на вокзале города Вашингтона. В 1900 году, вторично избранный 25-й президент США Уильям Мак-Кинли, был смертельно ранен в живот анархистом Л.Челгошем и вскоре скончался.
Уоррен Гардинг — 29-й президент, был избран в 1920 году, а через три года был найден мёртвым в отеле города Сан-Франциско. Предположительно — умер от инсульта.
Франклин Рузвельт, 32-й и единственный президент, избиравшийся всвязи со Второй мировой войной, 4 раза — одно из избраний состоялось в 1940 году, внезапно умер от кровоизлияния в мозг во время войны, не дожив до Победы и до срока завершения президентства.
Убийство молодого 35-го президента США Джона Кеннеди, избранного в 1960 году и застреленного в Далласе в ноябре 1963, завершило те семь колен президентов, предсказанных Текумсе.
Потеряло ли, наконец, свою силу проклятие Текумсе?
Рональд Рейган, избранный в 1980 году, хотя и был ранен преступником в лёгкое, но выжил.
Джордж Буш-младший, избранный президентом США в 2000 году, в которого в Грузии бросили гранату, не пострадал.
Как всё это расценить? Что это — просто случайные зловещие совпадения гибели президентов, раздутые современной прессой?
Или это некая психическая внушаемость и заданность в сознании преступников — выполнить проклятие Текумсе?
А теперь — к музыке... И мы увидим, в этой области искусства происходило нечто подобное.
После Второй мировой войны, в 50-е годы, в музыкальном мире США одновременно существовали джаз, блюз, кантри, фолк, диксиленд.
Блюз: первоначально — лирическая песня афро-американцев грустного содержания, в дальнейшем, при исполнении в быстром темпе — рок-эн-ролл. Кантри — сельская музыка среди белого населения юга и запада США на основе песен и танцев переселенцев из Европы. Фолк — музыкальный фольклор. Диксиленд — основная разновидность традиционного джаза на юге США.
Все эти музыкальные течения объединялись тогда под одним названием — рок-музыка. Сегодня рок означает авангардную музыку с множеством течений, жанров и поджанров. Мировым явлением рок-музыка стала благодаря английской группе "The Beatles" и другим группам из разных стран.
Последние десятилетия в Англии появился, а затем распространился по миру хард-рок — тяжёлый рок, звучание музыки которого отличается большой ролью ритм-секции — бас-гитары и ударных инструментов.
Хард-рок тоже делится на поджанры и один из них — хевиметал — особенная громкость, ускоренный темп, искаженное и затяжное гитарное соло, агрессивный ритм, крики, визг, экстрим, световые и пиротехнические эффекты, вокал в высоком диапазоне и темы песен — Апокалипсис, война и звучащее на все лады — «Live fast, die yound» — «Живи быстро, умри молодым».
Легко ли молодым создавать эту музыку и исполнять её для молодых? Как реагируют на огромные децибелы (единица громкости), на экстрим, темы конца света и суицида - мозги, нервная система, психика и психология её создателей, исполнителей, слушателей?
Чаще всего у исполнителей, а вернее почти всегда, происходит либо передозировка наркотика, либо жесточайшая депрессия.
Поэтому часто в их песнях звучит, как у группы «Сплин»: «Звезда рок-н-ролла должна умереть очень скоро, замьютить свой голос, расплавиться, перегореть. На бешеной коде, во время гитарного соло — взлететь».
Или как у Александра Башлачёва, бросившегося вниз из окна питерской многоэтажки: «Ну, что ты, смелей! Нам нужно лететь! А ну — от винта, все — от винта!» И эти музыканты чувствуют нечто героическое в подобной судьбе, и только умные останавливаются, ибо понимают это как художественную форму, а не фатальное «взлететь» за край.
Вот откуда и по какой причине возник печально известный «Клуб 27». В этот странный клуб включают тех рок-музыкантов, которые были успешны, оказали влияние на рок-музыку, много заработали, зачастую на вершине популярности, но... застрелились, повесились, утопились, перебрали с героином, либо покончили с собой другим способом — в возрасте 27 лет.
И таких на Западе много, причём, обстоятельства их смерти обычно странные, загадочные. Этот возраст для рок-музыкантов пресса называет «проклятым». Удивительно ли это, если в песнях многих из них звучит рефрен: «Живи быстро, умри молодым»?
Что же это такое? Получается, что двигателем современной рок-музыки является внутреннее сгорание музыкантов, так называемых «погребённых в роке», как пишет современная пресса? Здравомысляще ли, умно ли всё это?
Почему, чем дальше, тем больше и больше в искусстве, в том числе — в музыке, нагнетаются агрессия, апокалиптические и суицидальные темы?
А может, в этом виновна извечно ищущая, протестующая, очень внушаемая, неопытная, безрассудная молодость?
Но, как мы увидим далее — это не так. Своим предрассудкам и проклятиям подвержены создатели музыки и более солидных возрастов.
Вот пример: проклятие Девятой симфонии, после создания которой композитор вскоре умирает.
Немецкий композитор Арнольд Шёнберг написал в некрологе на смерть великого Густава Малера:
«Как видно, Девятая — это некий рубеж. Кто хочет перешагнуть его, должен уйти. Наверное, Десятая возвестила бы нам нечто такое, чего нам не дано знать, для чего мы ещё не созрели. Создавшие Девятую подходят слишком близко к потустороннему...».
Откуда взялось это суеверие, это проклятие? Ведь Гайдн написал 104 симфонии, Моцарт — 41, Мясковский — 27...
Слухи о мистической цифре 9 поползли по столице Австрии Вене сразу после смерти гениального композитора Людвига ван Бетховена, который умер в 1827 году, сразу после написания Девятой симфонии на текст поэмы «Ода К Радости» Шиллера, величайшей, изумительной симфонии.
Кстати, музыка финала Девятой симфонии Бетховена в 1972 году была принята в качестве гимна Европейского Союза.
На похоронах Бетховена другой талантливый композитор — Франц Шуберт сильно простудился, и совсем молодым — в 31 год, умер от пневмонии, оставив после себя тоже девять симфоний, что только укрепило это зловещее суеверие.
То же самое случилось с чешским композитором Антонином Дворжаком, немецкими композиторами Антоном Брукнером и Густавом Малером, русским композитором Александром Глазуновым — после создания своей Девятой симфонии они умерли.
Зная о «проклятии Девятой симфонии», мнительный и мистически настроенный Густав Малер даже предчувствовал это в свои 50 лет. Поэтому его Девятая симфония проникнута основной мыслью — прощание с жизнью.
Ещё более трагична жизнь и смерть после Девятой симфонии последнего в ХХ веке выдающегося композитора-классика, гражданина России Альфреда Шнитке (1934-1998).
Его немецко-еврейское происхождение, неприятие его новой, современной музыки Союзом композиторов СССР, невозможность публикации своих произведений привели к тому, что у него случились четыре инсульта, окончившихся параличом, выезд на ПМЖ и лечение, а также получение гражданства в Германии.
Там, в больничных условиях парализованной рукой на специальной подставке он писал свою последнюю — Девятую симфонию. Но она не была закончена: из четырёх частей автором были написаны три, да и то очень не разборчиво.
После смерти Альфреда Шнитке его жена Ирина Шнитке обратилась к близкому по духу другу мужа, композитору Николаю Корндорфу с просьбой расшифровать неразборчивые записи партитуры Девятой симфонии и написать её финал.
Эта работа была в разгаре, когда Николай Корндорф - молодой, здоровый, жизнерадостный человек, играя на спортплощадке с сыном в футбол, внезапно упал мёртвым.
Вот такие трагические события сопровождали рождение Девятой симфонии Альфреда Шнитке, одного из выдающихся композиторов ХХ века. В конечном итоге эта симфония всё же была расшифрована и окончена Александром Раскатовым — композитором, бывшем москвичом, живущим ныне во Франции.
Подобные примеры живучести трагических по своим последствиям предрассудков в сознании людей говорит о том, до какой степени человек ещё не изучил сам себя, не знает сам себя, свою собственную психологию. И до какой большой степени человеком управляют необоснованные страхи, мистика, мнительность, как сильно человек внушаем, подвержен влиянию окружающих, а то и направленному, преднамеренному оболваниванию.
А это значит, уважаемые читатели, что существует удивительный парадокс — при всём колоссальном развитии науки и техники, которые достигнуты человечеством, сам человек остаётся существом довольно слабым, управляемым, что мы с вами не полностью свободны в своём собственном, добровольном и достойном выборе жизненных перспектив.