Современная наука достигла больших высот и даже научилась воскрешать умерших. Остановилось у человека сердце, прекратилось дыхание, и к безжизненному телу подступают реаниматоры. К нему в области сердца и лёгких прикладывают два электрода, подают мощный электрический разряд напряжением в несколько тысяч вольт.
Бывает, что этот электрический удар сразу запускает остановившееся сердце, бывает, что процедуру приходится повторять несколько раз, причём реаниматоры не спускают глаз с минутной стрелки. Если проходит 15-20 минут, и сердце не удаётся запустить дальше, то дёргать покойника не стоит: даже если сердце удаётся запустить, мозг, который не снабжался кислородом всё это время, уже умер, и вместо живого разумного человека мы получим человека – растение.
Летом 1987 года крановщицу Ю.Ф.Воробьёву из Донецка после поражения электрическим током реаниматоры безуспешно пытались оживить (с помощью того же тока) в течение двух часов, после чего отправили в морг. Это было в субботу, а в понедельник спустившийся в морг студент-медик решил попрактиковаться, после чего «труп» вдруг ожил.
Стоит упомянуть ещё одну историю, рассказанную академиком АМН СССР Н.П. Бочковым. «Я мог бы назвать, например, эпизод, когда в крупнейшем нашем хирургическом институте из операционной после безуспешных попыток реаниматоров был отправлен в морг мальчик. К счастью, помещение это находилось не в самом институте. В машине мальчик пришёл в себя и заплакал».
Не будем подробно пересказывать устный фольклор работников крематория о страшных воплях сжигаемых заживо покойниках, но в Индии, где принято проводить кремацию на специальных площадках возле Ганга, были документально зафиксированы случаи, когда покойник оживал в пламени, и некоторых даже удавалось спасти.
Здесь надо учитывать то обстоятельство, что из-за жары кремацию осуществляют в течение двух суток после констатации смерти, так что врачебные ошибки вполне возможны. Что же касается обычаев мусульман, то там похороны должны осуществляться в течение дня смерти до заката солнца. В результате многие перестали доверять врачам в признании объективности смерти, и теперь умершему часто кладут в гроб его мобильник. И уже зафиксированы случаи звонков с «того света».
Исторический экскурс.
Действующим лицом этой истории является пророк Елисей (850-800 гг. до н.э.), она описана в Четвёртой Книге царей. «И вошёл Елисей в дом, и вот ребёнок умерший лежит на постели его. И вошёл, и запер двери за собою и помолился Господу. И поднялся и лёг над ребёнком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простёрся над ним. И согрелось тело ребёнка. И встал, и прошёл по горнице взад и вперёд, потом опять поднялся и простёрся над ним. И чихнул ребёнок семь раз, и открыл ребёнок глаза свои. И позвал он Гнезия и сказал: позови эту сонамитянку. И он позвал её. Она пришла к нему, и он сказал – возьми сына твоего».
Похожую историю рассказывает греческий историк Филострат в сочинении об Аполлонии Тианском (I в. н.э.). Во время пребывания в Риме философу встретилась погребальная процессия, провожавшая девочку из знатной семьи. Аполлоний сказал: «...опустите носилки, ибо я остановлю слёзы, проливаемые вами по усопшей...». Он коснулся покойницы, что-то потихоньку ей шепнул – и девица тут же пробудилась от мнимой смерти».
Уже современные историки рассказывают о неоднократном применении у северных народов России шаманской практики воскрешения, правда, при условии, что она производится над недавно умершим. Есть разные варианты этой процедуры у разных народов, но в общих чертах она выглядит следующим образом. Сначала шаман погружается в транс, во время которого его душа уходит в Нижний Мир и, преодолевая разные препятствия, разыскивает там душу умершего. Разыскав, начинает уговаривать вернуться в своё тело. Если уговоры проходят успешно, шаман или назначенное им лицо приступает непосредственно к процедуре оживления.
«Реаниматор» ложится рядом с покойником лицом вниз и находится в таком положении до трёх дней. Во время этой процедуры в помещение никто не должен входить (пророк Елисей в этой ситуации закрыл за собой дверь). По-видимому, в подобной процедуре есть ещё какое-то, тщательно скрываемое от непосвящённых, ноу-хау. По истечении трёх суток они либо выходят вместе (с днем ангела), либо исполнитель этой процедуры разводит руками.
Современные исследования.
Можно в этом описании увидеть лишь обряд из области чёрной магии, но исследования двух российских учёных – А. Гурвича в 20-х годах и К. Короткова в 90-х – позволяют немного приоткрыть завесу тайны над подобной магической процедурой.
А. Гурвич в многочисленных и тщательно проведённых экспериментах показал, что любой живой организм, как из фауны, так и из флоры, генерирует во внешнюю среду так называемые митогенетические лучи, или «лучи жизни», возникающие при делении клеток. То есть у любого живого организма существует ещё одна аура, наблюдаемая в ультрафиолетовом диапазоне.
Проделал Гурвич и весьма эффектный показательный эксперимент: если взять какое-нибудь увядшее растение и расположить возле него корешки прорастающей луковицы, генерирующие достаточно сильное митогенетическое излучение, то увядшее растение оживает. Более того, этот эффект будет наблюдаться даже через перегородку из кварцевого стекла, но отсутствует при перегородке из обычного стекла, не пропускающего ультрафиолет.
Короткое же, в 90-х годах, в экспериментах, проведённых в морге с помощью разработанной им аппаратуры, использующей эффект Кирлиан, обнаружил, что кирлиановское свечение, например руки покойного, резко отличающееся у живых и неживых объектов, в течение трёх суток аналогично свечению живого объекта и лишь затем резко меняет характер. Т.е. в какой-то степени в течение этих дней жизнь в теле ещё теплится.
Пять минут.
В заключение хочу напомнить ещё о нескольких случаях, опровергающих «критерий пяти минут». Оба случая произошли в Монголии – один в 70-х, другой – в 90-х годах. Мальчик-подросток заблудился в зимней пустыне и замёрз. Его тело было обнаружено через 20 часов. Температура его в это время снизилась до 20 градусов. Путём применения подручной «реанимации», издавна использовавшейся монголами в подобных случаях, умершего удалось вернуть к жизни. Правда, сохранность мозга была обеспечена низкой температурой.
Пока не существует надёжного критерия определения момента необратимой смерти. Отсутствие мозговой деятельности – тоже критерий неоднозначный и требует специальной аппаратуры, имеющейся далеко не во всех медицинских центрах.
Кстати, даже древнегреческий писатель Филострат, описавший случай воскрешения девочки Аполлонием Тианским, прекрасно осознавал несовершенность методов определения момента смерти. «То ли он обнаружил в мнимой покойнице некую искру жизни, укрывшуюся от остальных, то ли уже угасшую жизнь согрел он своим прикосновением – так или иначе вопрос этот остался неразрешимым не только для меня, но и для свидетелей описанного события».