Удивительно, но в век поголовной «грамотности» про високосный год и его апогей — 29 февраля — можно услышать такое, что страху не оберешься. Например, 29 февраля летчики с неохотой отправляются в рейс, бизнесмены по возможности переносят сделки на другие дни, загсы почти пустуют. Народная молва издавна приписывала високосному году всяческие беды и напасти. Люди верят, что он чреват эпидемиями, войнами, землетрясениями, наводнениями и ужасающими техногенными катастрофами. Так ли страшен високосный год, как его малюют?
Для начала разберемся, откуда вообще взялось понятие «високосный год». Оказывается, реформируя календарь, Юлий Цезарь распорядился вставлять этот день туда, где прежде располагался дополнительный месяц мерцедоний — между 23 и 24 февраля. Мерцедоний содержал попеременно то 22, то 23 дня, поэтому по продолжительности годы чередовались так:
355 дней; 377 (355+22)дней; 355 дней; 378 (355+23) дней). Так и получилось, что раз в четыре года в феврале было сразу два 24 числа. Но в ту пору у римлян был своеобразный счет дней и 24-е число они обозначали как «шестой день до мартовских календ». Шестое число по-латыни секстус, а второе шестое число — бисекстус. Оттого и год с лишним днем в феврале стал называться бисекстилисом. А в русском языке это слово преобразилось в високос.
В том, что год не совсем благополучный, часто винили святого Касьяна. Дополнительный день календаря выпал как раз на его день рождения! Впрочем, зачастую и святым-то его не считают. Какие только эпитеты в его адрес не употребляются: угодник Касьян Завистливый, Злопамятный, Скупой, Недоброжелательный. История такова: однажды мужик попросил святых Касьяна и Николу помочь вытащить завязший по осеннему бездорожью воз. Касьян отказался, а Никола помог. Перед Богом же в раю Касьян оправдывался тем, что постеснялся, дескать, замарать свое райское платье. В наказание Господь велел Касьяну служить молебны только раз в четыре года, а отзывчивому, хоть и испачканному Николе — аж два раза в год. Есть и другие версии на тему негодности Касьяна. Например, такая: три года подряд Касьян пьет запоем, а на четвертый празднует день рождения трезвым.
История хранит воспоминания о страшнейших событиях, произошедших именно в високосные годы.
1 ноября 1952 — произведен взрыв первой американской водородной бомбы.
7 декабря 1988 - опустошительное землетрясение в армянских городах Спитак и Ленинакан.
28-29 февраля 1988 — погром в Сумгаите, ставший поводом к противостоянию армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе.
2 января 1992 - Правительство России объявило о введении свободных цен. В течение одного года цены на продовольственные товары выросли в 36 раз.
А вот хроника не високосных лет:
1 августа 1914 — начало Первой мировой войны.
1 сентября 1939 — начало Второй мировой войны.
22 июня 1941 — начало Великой Отечественной войны.
6-9 августа 1945 — атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
13 октября 1985 — извержение вулкана в Колумбии, приведшее к гибели 23 тыс. человек.
28 января 1986 — гибель Челленджера на 73-й секунде полета.
26 апреля 1986 — Чернобыльская катастрофа.
Нет смысла продолжать скорбный список. И так понятно, что Касьян совершенно не при чем.
У России оказалось на три високосных года больше, чем у Европы или Америки. Дело в том, что у нас григорианский календарь был введен только в 1918 году, в то время как другие страны жили по нему аж с 1582 года. Мы же до восемнадцатого года уже прошлого столетия жили по календарю юлианскому. Разница между этими календарями небольшая: по григорианскому високосными не являются года, которые оканчиваются на «00» и не кратны 400. И если 1600-й был високосным для всех, то 1700-й, 1800-й и 1900-й — только для России.
Если просмотреть своеобразные рекорды стихийных бедствий, то они тоже добавят пищи для размышлений. Самое сильное землетрясение произошло в Чили 22 мая 1960 года — 9,5 балла по шкале Канамори (шкала, разработанная для измерения землетрясений, интенсивность которых превышает 8 баллов). Самое большое количество погибших в результате тянь-шаньского землетрясения магнитудой 7,9 балла, которое произошло 28 июля 1976 года (тоже високосного) в Восточном Китае. Количество погибших достигло 750 тысяч человек.
Не только рекордные землетрясения прославили високосные годы. Среди цунами рекордсменом по количеству жертв стало цунами «Япония». Пройдя по островам восходящего солнца, он унес более 27 тыс. человеческих жизней. Случилось это в 1896 году. И напоследок надо вспомнить и Тунгусский метеорит, взорвавшийся 30 июня 1908 года.
Перечень природных катаклизмов, случившихся в високосные годы, впечатляет. Такие совпадения по меньшей мере настораживают. Может, действительно существует некая магия чисел? Кратность четырем, 366 дней, 29-е число...
Получается, високосные годы на самом деле несут в себе некую мистическую разрушительную силу? Существует мнение, что нас окружают совокупности энергий, приходящих из космоса. И каждая из энергий имеет свою «зону ответственности»: одна влияет на человека, другая — на природу и так далее. Энергии взаимодействуют между собой и формируют фон окружающего мира. Именно в високосные годы положение небесных тел способствует концентрации негативной для человека энергии.
Тем не менее опасность не стоит преувеличивать. Психологи уверены, что боязнь високосного года — это чистой воды суеверие. Действует исключительно психологический фактор. Люди себя убеждают, что високосный год несет неприятности, ждут их, и они, естественно, к ним приходят.
По большому счету люди сами для себя решили, какой год считать високосным, а какой нет, приняв за точку отсчета дату рождения Христа. Как ни крути, календарь — это такая вещь, которая зависит исключительно от человеческой воли. Завтра ученые додумаются до того, что календарь нужно пересмотреть, и помимо 29 февраля в нем должны быть также 30 февраля или 32 декабря. Не исключено, что вновь появившиеся дни также обретут дурную славу.
Високосный год в народных поверьях считался временем, когда люди должны быть особенно осторожными. Человек всегда побаивался чего-то необычного, выходящего за рамки привычного мира. Просто в другие годы мы не восклицаем по поводу очередной неприятности: «Ну ясно, иначе и быть не могло — год-то високосный!»