Профессия у Михаила Александровича необычная и ныне практически утраченная. Он – камнетес. Почувствовав еще в детстве тягу к изобразительному искусству, он успел многое перепробовать: занимался рисованием, лепкой, графикой, резьбой по дереву, но остановился на камне. После курсов по реставрации белого камня, Михаил стал работать в Областной реставрационной мастерской. Инструмент реставратора-камнетеса - это закаленный топор, скарпель, двуручная пила, молоток да самодельный рубанок.
Сейчас, во времена возрождения православия, Белову часто приходится вырезать из камня фрагменты церковной архитектуры. Он участвовал в реставрации старинных построек старицкой деревни Коноплино, где дворянское имение в давние времена трансформировалось в Марфо-Марьинский монастырь, Троицкий собор которого был украшен образами, вырезанными из морских раковин. Приходилось Белову работать и в Чукавино над восстановлением Владимирской церкви, которая сильно пострадала во время войны, поскольку располагавшийся в храме немецкий штаб усиленно обстреливался нашей артиллерией.
Привозимый из Крыма белый камень, по словам Белова, плохо подходит для реставрации наших сооружений. Плотность совсем не та, да и влаги он боится. Поэтому реставратор в поисках подходящего материала часто посещает древние старицкие каменоломни. Здесь, по словам Михаила, ему не один раз приходилось сталкиваться с плохо объяснимыми явлениями. Так в Черепковской пещере оброненная рукавица или карандаш порой бесследно исчезают. Даже при тщательном осмотре пола подземелья с помощью фонарика ничего обнаружить не удается. Белов говорит, что в этой пещере в оккупацию пряталась от немцев целая деревня и быть может, с тех пор там установилось повышенное энергетическое поле, которое «засасывает» предметы.
Как-то зимой близ входа в эту же пещеру были подмечены Михаилом огромные следы босого человека. Следы поднимались на пригорок, и… обрывались.
- В космос он улетел, что ли? – недоумевает камнетес.
И еще: однажды, находясь в Черепковской пещере, Белов услышал цокот целого табуна лошадей, которых в подземелье быть никак не могло, поскольку даже человек может пройти туда, лишь на четвереньках.
- Может обитающие в параллельных мирах духи подпитываются человеческим страхом? – говорит Михаил. – Поэтому они создают шумовые эффекты, которые пугают человека.
Впрочем, обитающие в старицких деревнях домовые для пополнения своего энергетического запаса применяют иную тактику. Однажды, ночуя у родственников в деревне Коньково, Белов чувствовал, как нечто невидимое наваливается на него, мешая дышать. А наутро реставратор ощущал себя ослабленным и разбитым.
Кстати, существует в окрестностях Коньково и другое интересное природное явление. Вечерами в низинах можно наблюдать бегающие огоньки – синие и зеленые, сантиметра по два в диаметре.
С огоньками, а вернее, с целыми огненными шарами связана еще одна мишина история. Будучи подростком, возвращался он в Старицу с рыбалки вместе со знакомыми ребятами. И вот на северной окраине городка, у кладбища увидели они несколько огненно-голубых шаров, величиной с футбольный мяч каждый.
Было около двенадцати часов светлой летней ночи. Парило. Подобно резиновым мячикам в замедленной съемке, шары плавно приближались к земле, отскакивали от нее и падали вновь.
Остерегаясь непонятного явления, ребята решили идти в город другой дорогой, мимо гаражей. И тут они повстречали ЕГО. Прямо на них шел человек ростом с… телеграфный столб. Одет был великан в черный плащ и шляпу, имел огромные выпуклые глаза и нос крючком. Ясное дело – пацаны резко повернули назад и в город вернулись намного позже, сделав большущий крюк.
- Ну, а русалки в старицких болотах, случайно, не водятся? – спрашиваю я реставратора.
- Нет, русалок видать не доводилось, – серьезно отвечает Михаил. – Вот нечистого в районе нашего городского вала встретить пришлось. Он перепрыгнул тогда трехметровый проулок между двумя сараями. Сам такой коричневый, с длинным хвостом. Вначале я решил, что это обезьяна. Но потом рассудил, что в нашей Старице обезьян никто не держит.
Совершив перед Беловым свой акробатический номер, коричневое существо исчезло, словно просочившись сквозь сарайную кровлю. А камнетес двинулся дальше, позабыв дедовское правило: возвратиться, ежели тебе путь пересекла черная кошка или черт. И зря: нечистый едва не сыграл с камнетесом злую шутку.
Поехав вскоре за тем на экскурсию в Новгород, Михаил по своему обыкновению отправился смотреть старинные развалины. А как раз в это время среди развалин мирно отдыхали местные бандиты. Обозлившись на чужака, потревожившего их покой, бандиты погнались за реставратором. Спасаясь от преследования, Белов спрятался на старом кладбище. А потом перевозчик доставил его на другую, безопасную сторону реки…