В наши дни ученые, бесспорно, подтвердили то, что в течение длительного времени категорически отрицала вчерашняя наука. А именно возможность телепатии, то есть передачи и приема мыслей от одного человека - индуктора - к другому - перципиенту - без участия органов чувств. Однако механизм этого феномена по-прежнему остается загадкой.
Часто путают, а то и объединяют, телепатию и дальновидение, или, как его раньше называли, ясновидение.
Поскольку оба эти феномена не укладываются в привычные представления об окружающем нас физическом мире, многие полагают, что дар телепатии и дальновидения бывает ниспослан свыше, причем очень редким людям. Что касается дальновидения, то это действительно весьма редкое явление. А вот телепатическими способностями обладает практически каждый человек и, что еще важнее, использует их в повседневной жизни, но только не обращает на это внимания.
Причем, речь идет не о таких ситуациях, когда, скажем, муж пришел с работы и жена тут же спрашивает: «Что, опять неприятности?», хотя он не сказал ей ни слова. Или: «Ну что, опять двойка?» - огорошивает мать сына, едва тот переступил порог. В подобных случаях речь идет не о «чтении мыслей» в буквальном смысле слова, а о бессловесном восприятии информации по поводу эмоционального состояния человека через выражение его лица, взгляд, манеру держаться.
Настоящая телепатия имеет место, когда кто-то воспринимает достаточно сложные мысли другого человека, которые никак не связаны с конкретной обстановкой в этот момент. Так что тот, бывает, вынужден признать: «Ты читаешь мои мысли!». Думается, что каждый из нас сталкивался с этим. Вообще же телепатические способности хорошо развиты у профессиональных гадалок. Нередко они умышленно или неумышленно считывают информацию непосредственно с чужого мозга, а затем дурачат человека: используя полученные от него самого сведения, делают вид, будто общаются с потусторонними силами.
Чаще всего, спонтанная телепатия проявляется у близких людей, в частности у жен и мужей, давно состоящих в браке. Лабораторные исследования показали, что 10-15 процентов из них могут устойчиво получать значимую информацию из мозга хорошо знакомого человека. Причем, нередко такое «считывание» происходит даже на значительном расстоянии. А подавляющее большинство - около 70 процентов - участников экспериментов способны на это в половине случаев. Характерно, что мысленно передавать что-то другим, даже близким людям, удается лишь в очень редких случаях.
Хотя, как уже говорилось выше, официальная наука не признавала телепатию, факты в ее пользу были настолько очевидны, что непредвзято мыслящие ученые не могли пройти мимо них. В 1882 году в Лондоне было создано «Общество психических исследований» под руководством профессора Баррэта. Его члены поставили своей задачей исследовать различные необычные проявления в области психики, в том числе и «чтение мыслей».
В то время в Лондоне много говорили об одном таинственном случае. Некая молодая особа проявила удивительные способности, заключающиеся в следующем. Достаточно было ее матери показать у нее за спиной какой-нибудь рисунок или написанное слово, как девушка сразу же описывала - причем безошибочно! - предъявленный объект. Но при этом матери надо было соблюдать одно непременное условие: мысленно тоже представить его.
Профессор Баррэт столкнулся в ходе исследований и с другим любопытным случаем. Наблюдаемая - молодая женщина, приехавшая из Перу и не знавшая английского языка, - садилась перед кучкой букв, выточенных из слоновой кости. Стоило только Баррэту или его помощнику, став позади стула, на котором сидела женщина, дотронуться до её плеча, как она, словно повинуясь бессловесной команде, начинала выбирать из массы букв ту самую, которую мысленно называл экспериментатор.
Один из тех, кто прошел испытание в Лондонском обществе и получил большую известность как «чтец мыслей», мелкий клерк Ирвин Бишоп в 1884 году приехал в Петербург, где произвел большой фурор. Вот отрывок из отчета о его выступлении, опубликованного в газете «Новости»:
«Сеанс, данный г-ном Ирвином Бишопом в присутствии представителей печати и других лиц, представил поистине поразительные опыты, которые не поддаются никаким объяснениям... На столе лежало 12 кинжалов. Пригласив нашего известного писателя г-на Д. В. Григоровича, он предложил ему выбрать один из кинжалов, а затем, в отсутствие Бишопа, произвести над одним из присутствующих в зале движение, которое бы означало, что он его заколол, а потом спрятать кинжал, где ему угодно, в зале. Когда все это было совершено, г-н Бишоп возвратился в залу с завязанными глазами и, взяв г-на Григоровича за руку, устремился с ним в залу к тому господину, кого предполагал «убитым». Подойдя к мнимой жертве, он пунктуально повторил движения, которые произвел г-н Г. при нанесении удара. Затем, повертевшись около него несколько секунд, Бишоп устремился назад к тому лицу, у которого был спрятан кинжал, и нашел его».
На основании многих опытов и наблюдений английские ученые пришли к выводу о существовании «мысленного зрения», которое и объясняет телепатию. На уровне тогдашних знаний лондонские исследователи высказали в принципе правильную догадку относительно одного из видов телепатии - так называемого мыслечтения. Этот вывод был сделан в конце прошлого века, но так и остался не востребованным наукой. Причина заключалась в ее высокомерии, с которым она относилась к чудесам и к тем, кто ими занимается. На протяжении всего XX века телепатия оставалась неразрешимой загадкой, прежде всего потому, что ученые не могли ответить на главное: что такое мысль? Лишь недавно были поставлены опыты, в ходе которых удалось приподнять завесу тайны, окружающей физическую природу мысли, и таким образом дать частичное объяснение феномена телепатии.
Судьба случайно свела американского психолога Юлия Эйкзенбуда с портье из чикагского отеля Тедом Сериосом. Исследуя так называемые лучи зрения, которые пока еще остаются предметом научных споров, во время опытов Эйкзенбуд направлял объектив фотоаппарата-поляроида на глаз Сериоса и делал снимки.
Одни кадры оказывались полностью засвеченными, другие оставались белыми, на третьих, почему-то, появлялось изображение лица самого Сериоса. А на некоторых снимках проступали смутные очертания каких-то зданий, силуэты автомашин и людей. И что интересно, расплывчатый снимок порой занимал только часть кадра, иногда был наклонен или даже перевернут.
Изучая снимки, психолог пришел к выводу, что Тед Сериос обладает непонятной способностью фиксировать на фотопленке какие-то мысленные картинки. Отсюда следовало, что мысли в виде зрительных образов передаются по зрительному нерву на сетчатку глаза, оттуда излучаются во внешнюю среду в виде световых лучей и таким образом попадают на пленку.
Но в ходе дальнейших опытов начали происходить непонятные вещи, которые противоречили первоначальной схеме. Оказалось, что способности Сериоса проявлялись гораздо лучше, когда портье находился в состоянии опьянения и, как он сам признавался, мысли у него путались. Впрочем, это была сущая мелочь по сравнению с тем, что обнаружилось потом. Эйкзенбуд показывал Теду фотографии различных архитектурных памятников, которые тот не мог раньше видеть, просил, как можно точнее, запомнить их и фотографировал его глаз. И тут иногда случалось то, что не поддавалось никакому объяснению. На «фотографиях мысли» изображения, например, собора Санта-Сарино ди Лоретто и Колонны Трояна в Риме, оказались отличными от оригиналов: они слегка сдвинуты в пространстве, словно их сняли под другим ракурсом.
Мысленно представить, как выглядит та же Колонна Трояна, если смотреть на нее снизу, Тед Сериос не мог. Для этого нужен архитектор, а не гостиничный портье. Тогда что же запечатлел объектив поляроида?
Вторая загадка вообще выходила за рамки разумного. Неожиданно выяснилось, что снимок получается не только при фотографировании глаз или лица Теда. Изображения на пленке появлялись и тогда, когда он в напряжении случайно прикрывал ладонью глаз, на который был направлен объектив фотоаппарата!
Получалось, что глаз тут вообще ни при чем, поскольку никакие «лучи зрения» не могли пройти через плотную ткань руки. Выходило, что пленка запечатлевала не изображение, а мысль о нем!
На первый взгляд, это кажется невероятным. И все-таки не будем спешить с выводами, а рассмотрим описанные выше уникальные случаи физического воздействия мысли на грубую материю - фотопленку, исходя из новых научных гипотез об этом «продукте» нашего мозга.
Начнем с того, что, как считает академик Ю.Б. Кобзарев, появление какой-то мысли рождает особые сверхлегкие частицы, которые он назвал психонами. Причем этот процесс сопровождается высвобождением энергии, заряжающей их. Психоны способны образовывать энергетические сгустки - солитоны, по терминологии биофизиков. А парапсихологи называют их мыслеформами (мыслеобразами).
Как показывают исследования профессора А.В.Чернецкого, эти электромагнитные, по своей природе, объекты могут излучаться в окружающее пространство не только через глаза, но и через энергетические центры - чакры. Образно говоря, «отчалив» от породившего их мозга, мыслеформы пускаются в самостоятельное «плавание».
В эти мгновения их и снимал американский психолог Эйкзенбуд. Когда они излучались через глаз, находившийся прямо перед объективом поляроида, изображение на пленке полностью совпадало с оригинальной фотографией. Если же такой «выход в свет» происходил через чакры, например, когда Тед Сериос закрывал глаз ладонью, то объектив фотоаппарата «видел» и запечатлевал мыслеформы под другим ракурсом.
Нечто сходное происходит и при спонтанной телепатии. Попав в окружающее пространство, мыслеформы одного человека самопроизвольно вступают в контакт с мозгом других людей: подсознание в буквальном смысле слова видит их. Но поскольку энергетический заряд у этих солитонов очень мал, то сознание не замечает следов, которые они оставляют. Другими словами, их воздействие теряется в информационном шуме, не попадающем через фильтры на мысленный экран нашего «главнокомандующего».
А вот у близких людей мозг со временем начинает выделять мыслеформы друг друга из этого постоянного шума. По такому же принципу «читают» чужие мысли и сверхвоспримчивые экстрасенсы. Да и обычные люди неосознанно делают это. В любом коллективе, который существует достаточно долго, его члены имеют четкое представление друг о друге, не важно, разговорчив человек или нет, делится он своими бедами и радостями или предпочитает молчать. И, как правило, это довольно объективное мнение, потому что люди читают мысли друг друга, хотя и не догадываются об этом. Зато ясно осознают результаты.
Отсюда следует очень важный вывод. Не стоит не только плохо говорить, но и плохо думать о других, если вы не хотите нажить себе врагов. Добрая мысль порождает соответствующее отношение. Злая мысль, вырвавшись на свободу, не только разрушает чужой покой, но и собственное благополучие, потому что способна бумерангом возвратиться к человеку, чей мозг родил ее.