Шотландский эксперимент.
Желая наконец-то раскрыть тайну телепатии, или, говоря более широко, сверхчувственного восприятия, специалисты Эдинбургского университета недавно решили провести серию исследований, чтобы установить: имеем мы дело с реальным феноменом или с еще одной романтической фантазией? Группа ученых использовала так называемый метод "ганцфельд", разработанный американским исследователем Чаком Хонортоном, умершим в 1992 году, - всего через год после прихода на работу в Эдинбургский университет. Возглавляющий ныне группу доктор Боб Моррис поясняет: "Идея Чака сводится к следующему. Если во всем этом действительно "что-то есть", то обнаружить это весьма непросто. Судя по всему, телепатический контакт возникает лишь в специфических условиях. А они редко складываются во время нашего обычного состояния бодрствования. Однако их можно создать искусственно путем медитации и аналогичных приемов, приводя сознание в измененное, отличающееся от нормального, состояние".
Сейчас много говорят об измененных состояниях сознания, и может показаться, что это нечто мистическое, из ряда вон выходящее. Отнюдь, мы впадаем в подобные состояния по многу раз в день. Начали засыпать - и оказались на грани между сном и явью: вот вам одно измененное состояние. Разгневались, испугались - другое, выпили - третье и т.д. ...Испытуемый сидит, откинувшись, в удобном кресле в полностью звукоизолированной комнате. Через наушники подается легкий фоновый шум, создающий ощущение комфорта. На глазах плотно прилегающие, почти невесомые очки, сделанные из половинок шариков для пинг-понга. Включается красный свет, который также создает ощущение тепла и покоя. Все это убаюкивает и гипнотизирует "подопытного кролика". Кроме того, от органов чувств практически не поступает никакой информации. В таких условиях образы, возникающие в мозгу, становятся исключительно яркими и сходны с теми, что мы видим в последние моменты перед погружением в сон.
В то время, когда "человек-приемник" пребывает в пограничном состоянии между сном и бодрствованием, другой участник эксперимента - "человек-передатчик" - находится также в звуконепроницаемой комнате и смотрит демонстрируемый ему материал - фотографию или отрывок из фильма, словом, "картинку". Его задача - попытаться передать то, что он видит, "приемнику". Так проходит некоторое время. Потом первому из испытуемых показывают четыре разные картинки, одну из них - ту самую, "правильную". Его задача - определить, какая же больше всего напоминает образы, возникавшие в его сознании во время сеанса телепатической связи.
Обычный человек, ткнув наугад пальцем, имеет один шанс из четырех (25 процентов) попасть в ту картинку, что мысленно транслировал "передатчик". Если процент угадываний больше, значит (и это строго доказывает математика), в деле участвуют какие-то другие факторы, неизвестные нам.
В своих экспериментах доктор Моррис и получил результаты, которые на 90 процентов убедили его в существовании подобных факторов. Иначе говоря, телепатии или экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). Тем не менее, он не спешит делать выводы и предпочитает осторожно говорить об "очевидных новых формах коммуникаций между организмами и окружающей средой", а не об ЭСВ. С учетом того, что ведущиеся уже более ста лет научные изыскания в области парапсихологии так и не привели к получению доказательств, однозначно подтверждающих или опровергающих феномен телепатии, его осторожность вполне понятна.
Странная судьба парапсихологии.
Увлечение психическими феноменами началось в середине XIX века, когда повальная страсть к спиритизму, как эпидемия охватившая вначале Америку, захлестнула и остальной мир. Спиритические салоны стали столь же популярны и распространены, как салоны для игры в карты. Всякого рода мистики, медиумы и ясновидящие, заявляющие о своих исключительных психических возможностях, заполонили Европу.
Научный мир отнесся к этому увлечению по большей части отрицательно - в лучшем случае как к причуде. В 1869 году известный английский ученый Гексли отверг приглашение принять участие в изучении спиритизма и в сердцах сказал: "Даже если предположить, что этот феномен существует, он меня не интересует. Если бы я был наделен даром выслушивать болтовню старушек и помощников приходских священников, то я бы все равно не стал этого делать, поскольку имею более достойные занятия".
Едва ли это было реакцией открытого и пытливого ума, однако она весьма показательна для понимания отношения почтенного ученого к подобной "чепухе".
Американские парапсихологи и по сей день делят людей на "баранов" и "козлов". "Бараны" - это те, кто склоняется к вере в паранормальное. "Козлы" - люди, склонные к неверию. Традиционный взгляд ортодоксальной науки очевидно "козлиный". И это подтверждается тем, что первая действительно серьезная попытка изучить феномен экстрасенсорного восприятия была предпринята американскими учеными Джей Би Райном и его женой Луизой лишь в 30-е годы XX века. Именно они предложили термин "экстрасенсорное восприятие" для описания таких феноменов, как телепатия, ясновидение и провидение.
Используя так называемые карты Ценера, содержащие пять простых символов - звезду, круг, волнистые линии, крест и квадрат, - супруги Райн провели эксперименты, говорившие в пользу существования ЭСВ. Их методика и легла в основу метода эдинбургской группы. Райны показывали одну из карт Ценера "передатчику" и просили транслировать ее образ "приемнику". Дальше все шло примерно так же, как и в шотландском эксперименте.
Однако методология американских исследователей была тут же подвергнута критике. Энтузиастов даже обвинили в шарлатанстве. Позже их все же "реабилитировали", но сомнения, тем не менее, остались. Как бы там ни было, именно благодаря работам Райнов парапсихология была в значительной мере отделена от спиритуализма, не брезговавшего гаданием на чаинках, хрустальном шаре и т.д., и поднята на более высокую научную основу.
Так часто бывает в истории: искали одно, а нашли совсем другое. Самое сильное воздействие открытия супругов Райн оказали не на парапсихологические исследования, не на отношения исследователей к тайнам человеческого "я", а на... литературу.
Исследования американцев стали источником вдохновения для целого поколения писателей-фантастов. К 50-м годам для обозначения ЭСВ в научной фантастике стал даже устойчиво применяться термин "пси". Фантасты писали о пробуждении сил "пси" в результате мутаций, приема медицинских препаратов, процессов эволюции, контактов с пришельцами. Во многих сюжетах под влиянием "холодной войны" появился ряд книг и кинофильмов, где телепаты-злодеи брали под контроль сознание людей.
В 60-х годах ЭСВ и психокинез "захватили" телевидение. Излучающие свет глаза крупным планом... Электронная музыка... Наибольшую известность в США получил телесериал "Стар-трек", в котором "врачеватель умов" Спокс Вулкан постоянно выручал из многих опасных ситуаций американский космический корабль "Энтерпрайз". В другом телесериале "Чемпион" три секретных агента получали от затерянной цивилизации дополнительную психическую и умственную энергию.
"Золотой век" для ЭСВ наступил в 70-х годах. В 1973 году на телевидение буквально ворвался сериал "Люди из завтра", в котором подростки, представляющие уже следующую стадию эволюции человечества, обладали силами телепатии и телепортации. Когда же появился Ури Геллер, усилием ума сгибающий вилки и останавливающий механизмы часов, многим показалось, что идея фильма "Люди из завтра" не так уж и надуманна. А вскоре у многих стало складываться впечатление, что у каждого есть друг или знакомый, тетя которого одним своим взглядом могла покорежить все ложки в столовой. Таким сильным был "пси"-эффект воздействия средств массовой информации, теле- и видеопрограмм, постановок на разные парапсихологические темы.
Но даже после того как феномен Геллера лопнул словно пузырь, на эту тему продолжали появляться фильмы с самыми замысловатыми сюжетами. Они изображали людей с паранормальными способностями, однако ни в одной из картин не делалось даже попытки как-то объяснить феномен и его возможные последствия.
Исключением в какой-то мере был фильм Дэвида Кроненберга "Сканнеры", в котором поднималась тема негативных последствий обладания телепатическими возможностями. Представьте себе способность телепатически "слышать" все мысли окружающих. Так вот из-за этого у одного из героев фильма начался психоз, и чтобы избавиться от захлестывающих его мозг чужих мыслей, он попытался просверлить себе в голове отверстие.
Но, если кинопромышленность здорово выиграла от повального увлечения паранормальными явлениями, то парапсихология, как и можно было ожидать, только от этого потеряла. Да, профессиональные фокусники плодили "неподдельные чудеса". С другой стороны, наотрез отказывались участвовать в чисто поставленных научных экспериментах. Это порождало скептицизм ученых, а в результате дискредитировало исследования в области ЭСВ.
Двадцать лет спустя.
Теперь, по прошествии двадцати лет, парапсихологи, кажется, извлекли уроки из ошибок прошлого. Как и большинство его современников, доктор Моррис прекрасно отдает себе отчет в изобретательности всякого рода мистификаторов. Именно поэтому его эдинбургская группа привлекает к своим экспериментам только обычных добровольцев, а не известных экстрасенсов и медиумов, утверждающих, что они обладают исключительными способностями. Группа также сотрудничает с профессиональными фокусниками, чтобы иметь возможность распознавать различные обманные приемы.
Хотя доктор Моррис и признает невозможность поставить абсолютно чистый эксперимент, метод "ганцфельд" позволяет свести к минимуму опасность жульничества, подтасовки или некорректности. К тому же результаты, достигнутые создателем этого метода Хонортоном, обнадеживают, хотя они пока и не убедили скептиков. Зато в 1985 году спор, разгоревшийся между Хонортоном и одним из главных его оппонентов, психологом из Орегонского университета (США) Рэем Хайманом, привел к тому, что эти два ученых договорились о сотрудничестве.
В результате родился автоматизированный вариант метода. Весь эксперимент осуществлялся компьютером. С начала опыта и до самого его завершения все находилось под контролем электронной машины. Компьютер также фиксировал выбор, сделанный получателем телепатической информации. Фотографии больше не использовались.
Вместо них предлагался широкий выбор эпизодов из различных видеофильмов, скомпонованных в группы по четыре. После определения компьютером наугад одной из таких групп машина запускала случайно выбранный ею (один из четырех) эпизод и демонстрировала его "передатчику".
Ученые находились в третьей комнате, откуда имели возможность наблюдать за получателем информации и записывать на магнитофонную пленку все, что тот говорил о своих впечатлениях и ощущениях. После окончания демонстрации эпизода "передатчик" оставался в своей комнате в полной изоляции, пока "приемник" высказывал свои суждения о том, что ему передавали телепатическим путем. В этот момент даже исследователи еще не знали, какой из четырех отобранных эпизодов был показан. Только после того как "приемник" вводил свой ответ в компьютер, ученые могли узнать, попал ли тот в "яблочко".
Уровень правильных ответов в компьютерных экспериментах Хонортона составил 34,4 процента, что значительно выше среднестатистических 25 процентов, о которых говорилось выше. После смерти Хонортона эдинбургская группа усовершенствовала его метод и улучшила свои результаты до 40 процентов. Это уже нельзя было объяснить случайностью. Успехи эдинбургцев вдохновили других исследователей, и сейчас система "ганцфельд" используется в различных центрах США и других стран.
Проблема Фомы неверующего.
Но скептиков не переубедишь. Преподаватель психологии из английского Западного университета Сьюзан Блэкмор, сама являющаяся парапсихологом, после 20 лет исследований в этой сфере все же решила бросить свое занятие.
- Я думаю, что вероятность существования телепатии очень невелика, - говорит она. - Просто потому, что мозг очень сложно кодирует любую мысль. Даже имея "передатчик" и "приемник", чрезвычайно сложно перевести мысли одного человека на язык мыслей другого.
Ученая согласна с тем, что люди часто сталкиваются с экстраординарными явлениями. Ранее интерес Блэкмор к парапсихологии был вызван ее собственным "внетелесным опытом", пережитым выходом астрального тела из физического. Но она все же считает, что феномену внетелесного опыта имеется психологическое объяснение.
Поэтому вместо того, чтобы измышлять паранормальные теории, гораздо важнее попытаться понять их скрытую психологическую основу.
- Окружающий мир непредсказуем и неконтролируем, поэтому человеческий мозг постоянно ищет способы предсказания будущего и управления миром, - говорит исследователь. - Человек всегда мечтал об этом. Но мой 20-летний опыт работы в области парапсихологии заставляет меня думать, что телепатия - это больше желаемое, чем действительное. Мысленные контакты происходят независимо от воли участвующих в них людей. Еще никто не доказал, что их можно сознательно контролировать. В том числе и эдинбургские эксперименты, давшие обнадеживающие результаты. За всю историю парапсихологии такое случалось не раз, но, увы, так ничего и не изменилось...