В прошлом номере еженедельника мы отметили странные параллели в жизни самого мистического писателя России и автора «Фауста» Гете.
Оба стали писать после чудесного исцеления от неизлечимой болезни. Заставив, однако, покончить с собой своих автобиографических героев-двойников. Зачем? Разгадка кроется в главном романе Михаила Афанасьевича, считает исследователь оккультизма Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ, автор книги «Неизвестный Булгаков».
Роковое копыто
- Самая знаменитая фраза романа, которая давно гуляет сама по себе: «Рукописи не горят!» А ведь Булгаков действительно сжег первый вариант, - говорит Воробьевский. - В марте 1930-го. Как его любимый Гоголь - второй том «Мертвых душ». Духовник сказал Николаю Васильевичу, что за каждое свое слово писатель ответит перед Богом на Страшном суде. Тот, посчитав продолжение «Душ» соблазном, уничтожил его. А какой страх двигал внуком священников по отцовской и материнской линии, сыном доктора богословия Киевской духовной академии? Явно не Божий, как Гоголя, ведь он еще в молодости выбрал неверие. У его страха была земная причина. Первоначально-то роман назывался «Копыто инженера». Копыто в виде сросшихся пальцев - примета дьявола. Только сочинил Булгаков книгу, как в Москве вдруг пошли слухи, что у Сталина - сатанинское «копытце»!
- Слухи имели основание. После смерти вождя РІ архивах нашли полицейское донесение 1904 РіРѕРґР° Рѕ его особых приметах. «На левой РЅРѕРіРµ 2-Р№ Рё 3-Р№ пальцы сросшиеся». Р? РїРѕС…РѕРґРєР° была странная: ЛЕВАЯ РЅРѕРіР° заметно отбрасывалась РІ сторону.
- Рукопись Булгаков сжег. А позже в новом варианте от греха подальше убрал у Воланда это красноречивое уродство, чтобы не возникало никаких аллюзий с вождем. Есть лишь намек: Маргарита массирует Мессиру больную ногу, которую падший ангел, как известно, покалечил, когда его сбросил с небес Всевышний. И на бал он вышел в стоптанных туфлях.
- У Сталина тоже болели ноги. Вот и ходил в разношенных сапогах.
- Его демоническую фигуру некоторые всерьез ассоциируют с Воландом. Чтобы не было кривотолков вокруг главного героя, обратимся к дневникам жены писателя. «Миша читал «Мастера и Маргариту». Впечатление громадное. Миша спросил после чтения - а кто такой Воланд? Виленкин сказал, что догадался, но ни за что не скажет. Я предложила ему написать, я тоже напишу, и мы обменяемся записками. Сделали. Он написал: сатана, я - дьявол». Булгаков не поправил дешифровщиков. Значит, усатого вождя не имел в виду. Мастер - сам Булгаков, сжегший первый вариант романа. Маргарита - его третья супруга Елена Шиловская. Намеки Воланда на ее королевскую кровь - аналогия со знаменитой королевой Марго, которую французы считали ведьмой. Отсюда имя героини. Но есть еще один очень важный для расшифровки романа герой. Тезка автора Михаил Александрович Берлиоз.
- Литературоведы угадывают в нем Луначарского, редактора «Огонька» Михаила Кольцова и даже поэта-безбожника Демьяна Бедного.
- Ну да, версий много. Но звонкая фамилия откуда? В романе ведь нет ничего случайного! Главный гонитель Мастера О. Латунский - реальный критик О. Литовский. Также по слегка зашифрованным фамилиям угадываются и другие деятели-интеллигенты той поры. Берлиоз из этого ряда выбивается. Странно и другое. Как наказаны реальные враги Булгакова - Мастера? Ведьма Маргарита устроила потоп в их писательском доме, разгромив квартиру Латунского. И баста. А несчастному Берлиозу отрезали голову уже на первых страницах. Скажу по секрету, это герой из другой оперы. Многие зациклились на угадывании реальных современников автора, видя в романе лишь блестящую сатиру на строительство социализма, этакую любимую интеллигентами «фигу в кармане» власти. Но сатира на сталинский социализм - лишь яркий фантик, точнее, видимая часть гигантского айсберга. Михаил Афанасьевич прекрасно понимал: при его жизни роман не напечатают, и все намеки на Луначарских, Горьких и прочих Бедных быстро устареют. Это лишь развлечение, мелкая месть недругам типа потопа в писательском доме, устроенном Маргаритой. Ведь Булгаков, или тот, кто водил его рукой, работал на Вечность.
- Водил его рукой?! Что за фантазии, господин Воробьевский?
- Абсолютно никаких. 2 августа 1933 года Михаил Афанасьевич напишет Вересаеву: «В меня вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю». Гете тоже признавался по поводу Вертера: «Так как я написал эту книжку почти бессознательно, точно лунатик, то я сам удивился, прочтя ее».
Эта «бессознательность» письма в психиатрии известна как синдром Кандинского-Клерамбо.
- Все ясно! Гете и Булгаков маялись депрессиями, не раз пытались покончить с собой, такое бывает у гениев. Не зря же Мастер попал в психушку, а сам Михаил Афанасьевич лечился гипнозом. Синдром виноват.
- Русский психиатр Кандинский, будучи сам подвержен духовному недугу, подробно описал свои специфические состояния. Одно из самых характерных - подчиненность влиянию извне! Видимо, эта чужая воля некогда и надиктовала Гете знаменитый роман «Фауст». А Гектор Берлиоз сочинил свое знаменитое произведение «Осуждение Фауста», приговорив того вместе с Мефистофелем к низвержению в преисподнюю. Там их встречает бесовским гимном хор демонов. Великому композитору этого не простили. И рукой Булгакова та самая сила, диктовавшая роман Гете, вынесла и привела в исполнение приговор Берлиозу: отрезала голову, проделала с ней колдовские ритуалы на сатанинском балу. Заодно превратила автора оратории «Детство Христа» в главного безбожника романа, Христа отвергающего.
Прелестная нечисть
- Жуть! Хотя версия и любопытная.
- Это дьявол был жутью в давние времена. С рогами, копытами, хвостом. Чистое исчадие ада! Гете первым изобразил человечного Мефистофеля. Его пример заразил многих мастеров культуры, включая наших Лермонтова и Врубеля - певцов Демона. Ну а главную оду печальному духу изгнанья сотворил, конечно же, Булгаков.
Воланд - самый что ни на есть обаятельный и привлекательный, романтичный красавец, герой умный, творящий закон, карающий зло.
- Академик Дмитрий Лихачев подметил: «Воланд в романе изображен настолько реалистично, что теперь трудно сомневаться в существовании Сатаны».
- Это, похоже, и было задание инфернальных сил для Гете и Булгакова, плата за чудесное исцеление. Прославить Мефистофеля-Воланда. А самоубийства литературных двойников давали время авторам для исполнения задания. Исполнив его, они быстро умирали. Гете работал над «Фаустом» почти 60 лет. «Главное дело» всей жизни завершил летом 1831 г. Уже в марте 1832-го простудился и скончался. Булгаков трудился над «Мастером» более 10 лет. Закончил диктовать 13 февраля 1940 г., а 10 марта его не стало. Связь двух памятников мировой литературы тоже самая прямая. Начиная с эпиграфа к «Мастеру» из «Фауста»: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Тот же черный пудель, сопровождавший Мефистофеля, обернется черным набалдашником на трости Воланда и большим медальоном на груди черной королевы сатанинского бала Маргариты. И, конечно, имя. У Гете промелькнет Voland. Однако на визитке незнакомца, напечатанной иностранными буквами, Бездомный разглядит двойное «В» в фамилии.
- Банальная ошибка.
- Но Булгаков зачем-то сознательно подчеркивает разночтение с первоисточником. Глубокий смысл заложен в написании имени сатаны как Woland. У Мастера на черной шапочке Маргарита вышила букву «М». Перевернутое «W». Связь Мастера и Воланда. Перевертыши - любимый прием оккультистов.
- Поставить с ног на голову, извратить смысл с точностью до наоборот?
- Именно. Таких перевертышей в романе немало. Вспомним знаменитое: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами дадут». Произнесено в пику известным словам Писания: «Просите, и дано будет вам, ибо всякий просящий получает». Фактически фраза Воланда ставит крест на молитвах, всегда содержащих просьбу. Профессор А. Ужанков провел разбор сеанса перевертышей в романе, выворачивающих наизнанку Новый Завет. События в Москве разворачиваются, как в Ершалаиме, в Страстную седмицу. Воланд и его бесовская свита объявляются в столице в Великую среду. В то время, когда в храмах читается евангельский текст о женщине, разбившей сосуд с миром (маслом), чтобы возлить его на голову Христа, Аннушка разбивает бутыль с маслом. Отрезана голова Берлиоза. Миро на главу Спасителя возлила ПАДШАЯ женщина. Разлившая масло Аннушка в переводе - «БЛАГОДАТЬ». Просматривается четкая аллюзия: голова Христа - голова безбожника Берлиоза. Похороны Берлиоза, вынос тела происходит в пятницу пополудни. Когда на богослужении совершается вынос Плащаницы, символизирующей тело Христово. В пятницу ночью начинается бал у Воланда. Когда Христа нет на земле, сатана правит бал, обретающий в романе смысл антилитургии. Чаша с причастием - символ агнца Божиего Иисуса Христа. У Воланда будут пить вино (причащаться) из чаши - головы Берлиоза. Она прежде исчезнет из гроба и появится на балу. Аллюзия с обретением главы Иоанна Предтечи. Есть и другие признаки черной мессы .
- Но позвольте, роман же прославляет Христа!
- Теперь поговорим о человеке, похожем на Иисуса. Иешуа вроде бы с симпатией изображен. Хотя и производит меланхоличное впечатление, тихо бубня себе под нос, что ученики-де все напутали. Его фамилия или кличка Иешуа - Га-Ноцри. В ней-то собака и зарыта, тот самый черный пудель. Булгаков ее не выдумал, а взял из талмудических легенд. Безличный термин ha-nozri по отношению к Иисусу там означал «другой, некто». Которого нужно превратить в пустое место. У Христа были родители, мать - Мария. В романе Га-Ноцри - подкидыш, сын неизвестных родителей.
- По этой логике на почитаемой православными иконе Казанской Божией Матери надо ставить крест. А католикам - на Деве Марии.
- Получается так. В романе нет воскрешения Иешуа, значит, не будет и второго пришествия Христа, с которым кончится время сатаны. По этой логике Воланд вечно будет править бал на земле.
Евангелие от Воланда
- В сожженной рукописи глава о событиях в Ершалаиме называлась «Евангелие Воланда» (потом «Евангелие от дьявола»). Позже автор замаскировал вызывающее название на «Понтий Пилат». Самое сильное впечатление у многих остается именно от этой главы. Странное ощущение, что все описывал свидетель событий двухтысячелетней давности. Впрочем, ее и рассказывает Воланд, называющий себя очевидцем.
- РќРѕ почему Р±С‹ Булгакову, или тому, кто, РїРѕ-вашему, диктовал страницы, Рё РІРѕРІСЃРµ РЅРµ отказаться РѕС‚ образа Р?ешуа?
- Без Бога нет дьявола. Поэтому надо принизить, опустить Га-Ноцри и на его бледном фоне возвеличить Воланда. Кстати, откуда появился сожженный роман, когда Воланд произносит: «Рукописи не горят!»
- РќРµ РїРѕРјРЅСЋ.
- Из-под хвоста кота.
- Не может быть!
- Имеющий глаза да прочитает: «Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду».
- Ну и дела?!
- Внимательнее надо вчитываться в строки удивительного романа, полного шифровок. Прежде чем навсегда уйти в мир иной с Воландом, «Мастер выбросил с полки какую-то книгу на стол, вспушил ее листы в горящей скатерти, и книга вспыхнула веселым огнем». Я не всегда разделяю взгляды богослова Андрея Кураева, но тут не могу не согласиться с ним. «Это не рукопись самого Мастера, а именно книга. В обоих случаях книга не названа. Однако только одна книга в европейской традиции не нуждается в уточнении названия и называется просто Книгой. Библия. Вот она-то и горит - в отличие от пришедшего ей на замену манускрипта».
- Манускрипт «Мастер и Маргарита».
- Понятно, почему он возродился из небытия в середине 60-х. Гонения на церковь в СССР ослабели, народ потянулся в храмы. Вот тогда и опубликовали роман, лукаво смещающий акценты с Христа на Люцифера.
- Тоскливо на душе стало. А вы уверены, что именно так все и было?
- Я, как человек воцерковленный, вижу ситуацию именно так. Хотя, конечно, гораздо спокойнее считать все это галлюцинацией, как признался Мастер Воланду при первом знакомстве. А потом поверил в него. Впрочем, каждый имеет право на свое видение романа, приписывая все исключительно гению Булгакова, его удивительному прозрению и т. д.
А в тоску, тем более отчаяние впадать не надо. Грех! Помните, Азазелло забирает Маргариту из особняка. Увидев беса, кухарка решила перекреститься. Азазелло закричал: «Отрежу руку!» Грозная нечисть, а боится крестного знамения простой кухарки. Воланд и его демоническая свита покинут Москву в субботу на закате солнца. Этот субботний закат Булгаков упомянет несколько раз. Сознательно. Ибо в полночь с субботы на воскресенье Иисус Христос воскреснет и будет Его торжество на земле. Потому и спешила нечисть исчезнуть перед Пасхой из Белокаменной в свой мрачный мир. А наутро люди приветствовали друг друга: «Христос Воскресе!» Это должно вселять надежду. Так что будем жить.
Маргарита (А. Вертинская) массирует больную ногу Мессира (В. Гафт).
Сталин из-за больных ног ходил в разношенных сапогах.
Р?ешуа Га-Ноцри (Безруков, РЅСѓ кто же еще-то?) РІРѕ дворце Р?СЂРѕРґР° Великого