Джинны (от лат. genius — дух) в исламе и доисламской арабской мифологии — незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами. Джинны — земные создания, обоего пола, обладают свободой воли и бывают добрыми и злыми.
Джинны несравнимы с людьми по силе, мощи, скорости и возможностям. Могут принимать как положительные, так и отрицательные облики.
Один из самых часто задаваемых вопросов, причем не только немусульманами, но и приверженцами исламской веры - кто подразумевается под джиннами в Коране, и насколько важную роль они играют в жизни человека? В книге это понятие употребляется немалое количество раз. Касаясь их сущностного описания, Коран гласит: "Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А еще раньше мы сотворили джиннов из палящего пламени"( Aл-Xиджp: 26-27). Аллах раскрывает, что осуществилось сотворение "джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне" (Рассеивающие: 56). Но важнейшим и основным созданием Всевышнего является человек, так как, хотя ангелы и джинны появились раньше, именно людей Аллах поставил на высшую ступень: "Вот твой Господь сказал ангелам: "Я установлю на земле наместника...Падите ниц перед Адамом" (Корова: 30,34). Все "пали ниц, и только Иблис (Люцифер) отказался, возгордился и стал одним из неверующих" (Корова:34), после чего Бог проклял его и отлучил от себя, назвав изгнанным и побиваемым. Но иблис обратился к Всевышнему с просьбой разрешить ему сбивать с пути истины верующих (до Дня воскресения). Аллах предоставил ему отсрочку, добавив: "Ты не властен над моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой" (Aл-Xиджp: 42). В принципе Иблис признал этот факт, заявив о совращении "их всех, кроме твоих избранных (или искренних) рабов"(Сад: 82-83). Тем самым Бог оставил право выбора жизненного пути каждому человеку.
Безусловно, жизнь любого заблаговременно известна Всевышнему, но сам индивидиум вследствие отсутствия у него оной информации перед выбором каждого шага может определиться самостоятельно: предпринять его в соответствие со сказанным Аллахом или как заблагорассудится. Но при этом Господь раз и навсегда провел водораздел между неверующими (неверными Богу): "Воистину, Геенна - это место, обещанное всем им"(Aл-Xиджp: 43) и верующими (верными Богу): "Богобоязненные пребудут в райских садах и среди источников"(Aл-Xиджp: 45).
Таким образом, уже изначально, то есть с периода создания человека произошел конфликт между Иблисом (Люцифером)и человеком. Коран раскрывает, что Иблис "был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа"(Пещера: 50). Данный фактор подводит ряд комментаторов к определению идентичности в природе ангелов и джиннов. Как бы то ни было, Господь не противопоставляет всех джиннов людям, разделяя лишь живые существа внутри этих групп по принципу исполнения ими предписанного Всевышним: "Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат"(Преграды: 179). Причем равенство неверующих джиннов и людей демонстрируется Кораном также в другом ракурсе: "Мы определили для каждого пророка врагов - дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения"(Скот: 112). Следовательно, в мире джиннов, как и среди людей, также существует разделение между верующими и неверующими, из чего исходит наличие в этой среде проводников идей Сатаны.
В этом контексте важно иметь в виду, что джиннам Всевышний тоже даровал представление о пророческой миссии: "Мы скажем: "О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вашего числа, которые читали вам мои аяты и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?""(Скот: 130). О знании джиннами слов Всевышнего свидетельствует и другая сура: "Скажи: "Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: "Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу...Среди нас есть мусульмане и уклонившиеся. Те, которые стали мусульманами, последовали прямым путем. Уклонившиеся же будут дровами для Геенны""(Джинны: 1-2; 14-15). Следовательно, говорить о незнании джиннами Писания невозможно. В данном случае мнение исламских ученых едино: и человечеству, и джиннам Бог послал пророка Мухаммеда.
Вместе с тем, как и в случае с Дьяволом лишь Господь регулирует всеми происходящими процессами, направляя их в нужном ему, а не сподручным Сатаны, русле. Например, в подчинении пророка Сулеймана (мир ему) находилось некое особое воинство: "И собраны были к Сулейману (Соломону) его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки" (Муравьи: 17). В этой же суре вновь демонстрируется разница между верующими и неверующими (но в довольно своеобразной форме). Так, при описании сюжета о приводе к Единобожию царицы из Сабы (Савы) пророк Сулейман попросил представителей знати принести ее трон. "Силач из числа джиннов сказал: "Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого". А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: "Я принесу его тебе во мгновение ока""(Муравьи: 39-40). И именно после этих слов Сулейман увидел перед собой трон. Тонкость тут в том, что явно усматривается противопоставление между "силачом из джиннов" и "знающим Писание". Правда, не раскрывается, кто подразумевается под вторым, но если в первом случае речь идет о джинне, то не исключено, что в следующем также говорится о нем. В любом случае в ракурсе пророка Сулеймана видно всесилие Аллаха, в любой момент могущего подчинить джиннов пророку. Т.е. лишь Господу ведомо, в какой форме он осуществит задуманное: "Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Воинство твоего Господа не знает никто, кроме него"(Завернувшийся: 31). Налицо - управление процессом Всевышним: "Ты не найдешь замены для установления Аллаха и не найдешь возможности уклониться от установления Аллаха"(Ангелы: 43). Поэтому во взаимоотношениях Сулеймана с джиннами нет ничего удивительного...
Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А тому из них, кто уклонился от нашего повеления, мы дадим вкусить мучения в пламени" (Саба: 12).
В целом, каких-то конкретных действий неверующих джиннов против людей Кораном не описывается. И если Иблис высказался о желании сбить человека с пути истины, аналогичных аятов о джиннах нет. Но говорится следующее: "Мы непременно дадим неверующим вкусить тяжкие мучения и воздадим им за наихудшее из того, что они совершали...Неверующие скажут: "Господь наш! Покажи нам тех джиннов и людей, которые ввели нас в заблуждение. Мы бросим их себе под ноги, чтобы они были самыми низкими"" (Разъяснены: 27,29). Т.е. такого рода джинны (неверующие) могут ввести в заблуждение, но не говорится - в каком облике они могут предстать. В этой связи ряд комментаторов считают, что джинны лишены тел и не находятся в них; другие не исключают вероятность некой оболочки у этих существ с определенной плотностью - возможно, уловимой, но опять-таки незаметной (невидимой): "О сыны Адама! Не позволяйте Сатане совратить вас...он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите"(Преграды: 27). Однако, если есть призыв в Коране такого рода, можно предполагать, что Сатана и его сподручные в лице неверующих джиннов способны варьировать свою форму, то есть перевоплощаться в какие-то образы, напрямую не ощущаемые.
Вполне возможно, что умозаключения такого рода как раз и подводят человека к некоему страху перед джиннами, особенно в аспекте обращения внимания на скорость их передвижения (вспомним ракурс трона царицы Савской). Но и для этого случая Коран приводит сюжет, утверждающий недосягаемость Аллаха для кого- или чего-либо: "Пречист тот, кто перенес ночью своего раба, чтобы показать ему некоторые из наших знамений, из заповедной мечети в мечеть аль-Акса" (Перенес ночью: 1). В данном аяте, согласно практически всем комментариям, речь идет о молниеносном переносе пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах) совместно с ангелом Джебраилом на животном по имени Бурак из мекканской мечети в иерусалимскую (аль-Аксу). Тем самым Аллах продемонстрировал возможность человека оказаться как бы вне времени и пространства (при своей помощи). Т.е. в этом разрезе опять-таки просматривается сила верующего человека. Сила в том, что Аллах оказывает ему помощь. По-другому и быть не может, так как "Аллах оказывается между человеком и его сердцем"(Добыча: 24).
Таким образом, явно видно, что "под" дьяволом могут находиться лишь неверующие джинны и люди: "Мы сделали дьяволов покровителями и помощниками тех, которые не веруют"(Преграды: 27). Следовательно, истинно верующим, соблюдающим мусульманам, пытающимся строить свою жизнь в соответствии с вероуставом, Аллах помогает безоговорочно. Да, Всевышний периодически посылает испытания, но это не означает, что Господь отворачивается от своих созданий. Аллах лишь испытывает верующих "на прочность". И говорит: "Оттолкни зло тем, что лучше...Скажи: "Господи! Я прибегаю к тебе от наваждений дьяволов. Я прибегаю к тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне""(Верующие: 96-98). Добавляя, что Сатана "не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа"(Пчелы: 99).
Источники:
Википедия
Коран