Осетины и Нарты.
Тутыр. В мифологии осетинов тутыр – это властелин волков. Люди полагали, что Тутыр – пастух у волков. При встрече с волками люди звали на помощь Тутыр, и волки убегали. Это мифическое существо по своему усмотрению наделяет волков трусостью или храбростью. Разозлившись на волков, Тутыр затыкает пасти зверей камнями и так морит их голодом, а особо провинившихся отдает в человеческие руки. В осеннее время года Тутыру приносили в жертву козла. Тех, кто нарушит этот обычай, волк жестоко наказывает: приказывает волкам уничтожить их стада, а иногда и самих людей.
В эпосе нартов Тутыр – это покровитель нартов, дружески относятся к нартам и его подчиненные. Так, нарт Сауайя вскормили молоком волка, а Сослана закалили в нем.
Древняя Русь.
Трясовицы лихорадки – это русские духи, демоны болезни, о которых упоминается в заговорах.
Их представляли в облике двенадцати женщин жуткого вида, которые посылали на людей всякие страшные болезни. В текстах некоторых заговоров можно увидеть связь трясовиц с нечистой силой, поэтому и говорится о том, что эти демоны болезни появляются возле кровати умирающего в облике дьявола.
В колдовских заговорах Трясовиц называют различными именами: Гладея, Храпуша, Тресея, Аввариуша, Отпея, Пухлея, Авея, Каркуша, Желтея, Глухея, Немея. Имена эти отображают их функции: вызывают у человека немоту, глухоту и желтуху. Упоминание этих демонов лишь в заговорах говорит о том, что трясовицы относятся к апокрифическому слою русской демонологии. Кстати, есть народное предание о том, как за избиение детей бог наказал царя Ирода, превратив его двенадцать дочерей в Трясовиц.
Также известно несколько народных былин, в которых рассказывается о встрече человека и сестер Трясовиц с целью уговорить духов больше не вредить людям. Такой же мотив можно встретить в заговорах. При этом к духам там обращаются очень вежливо и даже ласково, называя их «тетками», "кумохами", сестрицами", "гостюшками".
Скорее всего, веру в Трясовиц поддерживали частые эпидемии инфекционных болезней, что отражается в былинах о ходящей по миру чуме. Хотя имя «Чума» редко можно встретить в заговорах, ее описание очень напоминает облик Трясовиц.
Скандинавия.
В германо–скандинавской мифологии тролль – это великан. Живут тролли внутри или вблизи гор, где стерегут свои сокровища. Они обладают уродливой внешностью, очень сильные, но глупые. Часто тролли пакостят людям, воруют домашних животных и становятся людоедами. Солнечный свет смертелен для этих мифических существ, он способен превратить их в камень. Согласно других легенд, тролли были мелкими, чуть выше гнома с мерзким морщинистым телом и обитали в пещерах в горе или в норках в лесу.
«Тролли тяжелой рысцой спускались по тропе – темно-коричневые, морщинистые, злобные лица, длинные сверкающие клыки, спутанные гривы волос, дыбящиеся больше обычного…»
В 1867 году драматическая поэма Генрика Ибсена "Пер Гюнт" принесла славу этим существам. Поэт изобразил троллей патриотами: они полагают, что приготовленное ими мерзкое пойло – напиток божественного вкуса, а их пещеры – это красивейшие дворцы. У английских народов валькирии стали появляться в деревнях и превратились в обычных ведьм. В Скандинавии, древние гиганты, сражавшиеся с богом Тором, тоже исчезли, превратившись в обычных сельских троллей. В народных поверьях тролли – это глупые и злые эльфы, обитающие в обветшалых хижинах и горных пещерах. А тролли с двумя–тремя головами у них считались самыми знатными.
По природе своей тролли такие злые, что способны убить человека просто из своей прихоти, по привычке.
Днем эти ночные существа прятались в пещерах. Но как только угасал последний луч солнца, они выползали наружу, чтобы сновать в темном сосновом лесу и искать себе человеческую жертву. Сильные, с длинными руками, тролли были покрыты мхом и запорошены землей.
Навыкате глазища, огромные рты разинуты, а распухшие бомбошки–носы постоянно в движении, принюхиваясь в поиске запаха человека. Эти существа холодные, и только теплая человеческая кровь способна согреть их.
Но не всегда они убивали и съедали свою жертву. Тролли могли украсть и утащить девушку в свою нору, чтобы сделать из нее рабыню, навечно похороненную в сырости и темноте подземелья. Рабыня обязана была варить человеческое мясо и кости, которые тролль приносил после своей ночной охоты на земле. Он мог и жениться на ней. Тогда бедную женщину ждали постоянные побои и страшная брань. И так долгое время. А затем ее тело натирали жгучими волшебными мазями, и она превращалась в страшное существо. Лицо женщины приобретало землистый оттенок и покрывалось оспинами и морщинами, нос приобретал подобие луковицы, а нежная кожа становилась грубой, покрытой шерстью. Голос бедной женщины настолько изменялся, что больше напоминал хрюканье свиньи. Больше никогда она не сможет познать человеческую любовь, никогда не суждено ей радоваться лучикам северного солнышка. Теперь она навеки жена тролля, такая же мерзкая и кровожадная, как и он. И всю жизнь ей теперь трястись от малейшего недовольного взгляда своего подземного хозяина.
Эти мифические существа обладали огромной силой, которая во много раз превышала человеческую.
Но и их можно было одолеть. Об этом хорошо знали маленькие детки – если троллю загадать загадку, то он обязательно должен разгадать ее, он неспособен отказаться. А если загадка будет не разгадана, то тролль умрет. Но если он знает правильный ответ, то тогда тролль загадает свою загадку, и если человек ее не разгадает, то ему придет конец. Тролль разорвет его на части. Нужно человеку продержаться до рассвета, разгадывая загадки, тогда это злобное существо превратиться в камень, а человек будет спасен.
Славяне.
Лоскотуха – также тип русалок.
На старославянском «Лоскотать» означает «говорить», «болтать», «щекотать». Лоскотка подразумевает, собственно, лоскочущая, то есть щекочущая, щекотуха, щекотунья.
Лоскотки, лоскотухи – русалки или русалы, души неупокоенных девушек, померших в весну или лето. Могут жить и в полях, а не только по берегам рек. Способны залоскотать до смерти неосторожных девушек и парней.
Как считается, в большинстве губерний России (реже Сибири и серных районов), русалки пытаются приманить к себе жертву, а потом его защекотать (залоскотать), до смерти замучить. Хотя во многих областях северных районов, такие действия чаще приписывают Лешему.
Самым действенным способом противостоять русалкам-лоскоткам, во время празднования великой Троицы и до начала поста Петровского, было не гулять в одиночку по лесу и берегам рек, а также не стоит появляться в полях молодой ржи, особливо после заката Солнца. Следовало носить с собой отводящие травы и растения, с сильным запахом, к примеру, чеснок и полынь. Недели наибольшего риска считались перед и после Троицы.
Хоть о русалках, щекочущих людей известно повсеместно по территории России, наименование Лоскотуха более часто встречается в южных регионах нашего государства.
Лобасты (или албасты) – кроме добрых русалок, у славян были и злые. Так вот, Лобасты, это как раз они. Место обитания – болотистые берега рек, камыши густые. Лобасты крупнее, опаснее, чем обыкновенные русалочки, по причине более почтенного возраста, и силы большей. В отличии от милых обыкновенных русалок, Лобасты предстают перед человеком в виде полумертвых, страшных старух.
Греция.
По мифологии древней Греции, Дриады - нимфы, женские духи деревьев. Они обитают в деревьях, которые и охраняют и часто вместе с этим деревом гибли. Дриады из нимф единственные, которые смертны. Нимфы деревьев от дерева неотделимы, в котором обитают. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ним пользуются необычным покровительством дриад.
Нимфы - в греческой мифологии низжие божества природы или духи ее плодоносных и живительных сил: морей, рек, источников, болот, озер, гор, деревьев, рощ. Прочие из них смертны, как, например, нимфы деревьев гамадриады – они от дерева неотделимы, в котором живут. Основными нимфами считались водяные нимфы. Самые античные – мелиады родились из капель крови Урана. Имена водяных Нимф в большей степени свидетельствуют на то или иное свойство или качество водной стихии. От браков с богами у Нимф рождаются герои. Нимфы водятся вдали от Олимпа, но, по распоряжению Зевса, призываются во дворец отца богов и людей. Они обладательницы древней мудрости, тайн смерти и жизни. Они лечат и излечивают, могут предсказывать будущее.
Они изображались в виде восхитительных полуобнаженных или обнаженных девушек.
Нимфы в переводе с греческого «девы», в греческой мифологии божества природы, её целебных и плодоносных сил. Распознаются Нимфы морей, рек, источников (водные Нимфы: океаниды, наяды, нереиды), болот и озёр (лимнады), рощ (альсеиды), гор (орестиады), деревьев (гамадриады, дриады) и их отдельного рода (мелиады - Нимфы ясеня). Гелиады – дождевые Нимфы.
Основными Нимфы считались водные, по древним лексикографам, слово «нимфа» обозначает «источник». Нимфы - очень исторические божества. Самые античные Нимфы - мелиады, или мелийские Нимфы, родившиеся из оскоплённого капель крови Урана. Океаниды - дочери Тефиды и Океана и Нереиды - дочери Нерея и океаниды Дориды. Большей частью имена водяных Нимф свидетельствуют на то или иное качество или свойство водной стихии. Некоторые Нимфы обладают совершенно антропоморфным обликом (напр., Калипсо). На месте дельфийского оракула был оракул Геи, а потом Дафны - одной из горных нимф. Нимфы насылают сумасшествие, приобщая человека к тайным природным силам; называющие вакханками. Святилища Нимф находились в рощах и лесах, пещерах и гротах. Гомеровское воссоздание пещеры нимф на Итаке приобрело символическое толкование как средоточие космических сил у философа Порфирия в трактате «О пещере нимф».
Суккубы. Суккубами принято считать духов женского пола, которые обольщают мужчин и смущают их сон. В каббалистических представлениях соответствует Лилит.
Согласно представлениям средних веков, суккубы (как и инкубы) – демоны чревоугодия, пьянства, корыстолюбия. Они очень хитры, коварны и свирепы, подталкивают жертву на злодеяния и в момент его исполнения ликуют. Оба вида злых духов являются искусителями, упомянутыми в Священном Писании. Если человек праведный и честный, не поддающийся на провокации, суккубы не могут ничего ему причинить.
Название суккубы или суккубусы происходит от латинского глагола «суккубаре», означающего «лежать под чем-то».
В книге «Письма темных людей» красочно описываются суккубы, искушавшие молодых монахов, отшельников и святых. По версии, описанной в этом произведении, суккубы – сирены, перш, наяды или языческие богини, разжалованные до ранга демонов.
В наше время легко рассуждать о причинах появления средневековых верований, осуждающих земные наслаждения плоти. Презрение к плотским утехам возникло не в идеях фанатичных людей, а в мыслях тысячи лишенных и обездоленных, которые очень скоро отвергли мир забав, утех и «чудовищных сладострастий», в котором царствовали распутство и произвол. Тем более, распутный мир всецело пренебрегал понятием простого человеческого достоинства и устоев суровой действительности, основанной на страданиях и тяжелом труде. Благодаря подробным зарисовкам нравов древнеримского писателя Светония, освещающим эпохи Тиберии, Нерона, Калигулы, мы можем понять какую именно «плотскость, какую земную жизнь» ранние христиане полностью отвергали. Автор описал Рим, вызывающий чувство полного отвращения.
Подобная участь постигла и христианское осуждение плоти в средние века. Проповедники осуждали человеческие страсти, презренно высказываясь о танцах, способных разжечь чувства чуждые смирению и отвратить от бога: «Многовертимое плясание отлучает человека от Бога и во дно адово влечет... не токмо сама будет пляшущая сведена во дно адово, но и ти (те), иже с любовью позорують (глядят) и в сластех раздвизаются на ню с похотию... Пляшущая бо жена многим мужем жена есть, того дьявол прельстит во сне и наяву...»
Как ни странно, все-таки прельщал! С чем большей настойчивостью проповедники старались не думать о соблазнах, тем чаще и искушеннее были видения прелестных женщин. Как иначе объяснить непослушание плоти и его победу над сопротивлением духа, если не кознями сатаны? Только цепкие объятия дьявола и его многочисленных помощников способны сломить праведность.
Таким образом, в умах тысяч людей закрепилось четкое отношение к плотской любви. Ф. Ницше смог емко и язвительно выразить суть такого отношения: «Христианство отравило Эроса: он, правда, не умер, но превратился в порок». Как известно, чем запретнее плод, тем он слаще, так и порок любви стал более соблазнительным под потоком брани, сопротивления и тайн. Стоит упомянуть легенду, приведенную В. Ключевским, о царе, внушавшем сыну с самого детства, что «черти – это девицы». Когда сын подрос и увидел девушек «сказал чересчур осторожному папаше напрямик, что черти понравились ему больше дьяволов».
Даже представители высших эшелонов церковной власти не могли справиться с призывами плоти, поэтому им самими приходилось придерживаться абсолютно противоположной системы ценностей, воспеваемой на проповедях. Возможно именно по этой причине, тема о мужской силе была распространена в среде католических священнослужителей, и довольно часто понимать недвусмысленно.
Естественно, учение о высокой морали и ее ценности оставалось все более официальным, поэтому, активно велась война против искушений дьявола и его помощниц – ведьм.
Происки Сатаны и прекрасных ведьм, способных покорить самых неприступных мужчин, способствовали укреплению идеи о том, что влечение к женщине не что иное, как искушение лукавого. Бесспорно, самые привлекательные и желанные женщины считались чаровницами-ведьмами. А сила мужчины заключалась в способности преодолеть коварство их чар и не поддаться искушению. Сама мысль о такой силе тешила мужское самолюбие в наивысшей мере. Ведь сам дьявол стал падшим ангелом только из-за своей гордыни и похотливого желания к ведьмам и человеческим дочерям, как полагал богослов Ириней. Как может не польстить самолюбию мысль о том, что вы лучше ангела, пусть даже павшего?
На этом все, но продолжение следует, если, конечно, вам понравится.