Ни для кого не секрет, что мифы разных стран в той или иной мере похожи друг на друга. Но в древнегреческой мифологии есть один миф, равных которому не встречается ни в одной из мировых культур. Главный герой этого мифа наводил ужас на людей, безжалостно расправлялся с молодыми людьми, присланными ему на пожирание. Бог-бык, человек-бык, имя ему – Минотавр.
Согласно мифу, Минотавр был плодом неестественной любви критской царицы Пасифаи к жертвенному быку, присланному Посейдоном (или Зевсом – в зависимости от источника) для жертвоприношения. Это чувство было наслано на неё ревнивой Афродитой, которой Пасифая многие годы не отдавала почестей, как это было принято в царстве царя Миноса. А по другим источникам, Афродита сделала такое извращение по просьбе Посейдона, который обиделся на то, что Минос принёс в жертву не того самого быка, а простого, из пастушьего стада. Чтобы скрыть позор жены, царь приказал своему скульптору Дедалу выстроить огромный Лабиринт, куда был поселён Минотавр, и ему отдавались на съедение преступники, а каждые девять лет – юноши и девушки, присланные из Афин.
Кто же это такой – Минотавр, и почему в одной части великой Эллады его боялись, а в другой откровенно смеялись над этим жестоким преданием? А на самом деле всё восходит к тем далёким временам, когда Древняя Греция ещё не знала, что такое демократия. Ключевым звеном в этом мифе является царь Минос. Этот царь появляется во многих мифах, с его именем связаны наиболее яркие предания Древней Греции. Царь на самом деле мифический, и его никогда не существовало на самом деле, но само его имя напоминает об эгейской цивилизации, а именно крито-микенском её периоде. Само слово «Минос» было обозначением царя, своеобразный титул, который носили критские самодержцы. Ранняя цивилизация крито-микенского периода носит название минойской цивилизации – по названию титула.
В исторической традиции эти времена принято называть доантичным периодом. Самой по себе Античности тогда ещё не существовало, она только начала зарождаться, и боги, которым поклонялись люди, ещё не приняли полностью антропоморфный вид. Центральной фигурой в верованиях минойцев был бык – такие верования были широко распространены в те времена на территории Центральной Европы и Египта. Исследования археологов и историков в этом направлении дают повод полагать, что Минотавр существовал на самом деле. Да-да, не удивляйтесь – Минотавр существовал, правда, в несколько другом обличье. Ведь если рассуждать здраво – когда-то Шлиман поверил в сказку о Троянской войне и отправился на поиски этого, как тогда казалось, мифического, города. И он нашёл не только Трою, но и целую цивилизацию, предшествовавшую периоду Античности. Значит, и Минотавр – не сказка, а кто-то реальный, ставший ужасным существом. Но обо всём по порядку. Итак, на Крите чествовали бога-быка. В какого бога позже трансформировался этот бог-бык, точно неизвестно, но два брата Посейдон и Зевс могут одинаково претендовать на эту роль. Впрочем, настоящее имя Минотавра, данное ему при рождении – Астерий, больше восходит всё- таки к Зевсу, это имя – один из эпитетов верховного олимпийского бога. Главным празднеством чествования бога был ежегодный бой с быком. Бой этот был ритуальным и приурочен к началу возделывания земли. Во время боя требовалось убить быка, тем самым, принося жертву богу. И только богу-быку ведомо, сколько людей погибало, пока кто-то единственный не убивал жертвенного быка. Такие бои проводились повсеместно по Старой Европе и кое-где сохранились до сих пор, приняв характер развлечения. Вы про него знаете, про это развлечение – коррида называется.
А потом начиналось чествование победителя. Человек, убивший быка, становился центральной фигурой празднества, и жрец, надев на голову морду быка, исполнял ритуальный танец в честь победителя, а заодно и молитву возносил, чтобы бог принял эту жертву. Стоп. Жрец! Жрец – человек, надевавший на голову морду быка. Вот этот жрец и носил во время празднества имя Минотавр. Если уж переводить дословно с микенского языка, то само слово «минотавр» означает «царь-бык». Вот тут мнения историков расходятся – а кто же был тот жрец, надевавший бычью голову. И большинство полагают, что жрецом был сам Минос, то есть царь. Ведь мы помним, что Минос – это титул, а не имя. А причём тут лабиринт? А Лабиринт – это знаменитый дворец в городе Кноссе, тогдашней критской столице. И это не дворец получил такое название, что похож на лабиринт, а лабиринты впоследствии были названы именем дворца. Все ходы и коридоры в этом дворце запутаны, и человеку непосвящённому требовалось очень много времени, чтобы выбраться из него. А Лабиринтом дворец назвали потому, что стены его были украшены греческими обоюдоострыми топориками – лабрисами, символизировавшими рога священного быка. Вот на крыше этого дворца царь-жрец в образе бога-быка исполнял свой ежегодный ритуальный танец. Заметьте – всё сходится. Царь – Минос, исполнявший обязанности жреца, превращался путём переодевания в быка Минотавра, а перед этим погибало много людей, пока кто-то один не убивал жертвенного быка. Впоследствии получилось так, что правитель трансформировался в царя Миноса (а ещё позже их стало двое, Минос I и Минос II). Минотавр, в которого превращался царь-жрец, стал ужасным чудовищем, пожирающем людей, поскольку перед таким перевоплощением погибали люди. И всё это происходило в Лабиринте.
Потом случилась ужасная катастрофа, равной которой не знал древний мир, породившая впоследствии множество легенд. Эгейская цивилизация была практически стёрта с лица земли из-за извержения вулкана на острове Санторин (Фера). Остались лишь воспоминания о танце человека-быка, остались
слова и фразы из микенского языка, остались редкие картинки, изображавшие гибель людей во время боя с быком. Объединив все эти мелкие крохи минойской культуры, древние люди сложили красивую и вместе с тем жестокую сказку, разделив образы справедливого царя Миноса и ужасного прожорливого Минотавра. Потом эта сказка была тесно переплетена с другими преданиями и стала неотъемлемой частью древнегреческой культуры. Она передавалась из уст в уста, записывалась поэтами, исказив первоначальный смысл присутствия Минотавра среди людей. Но от этого искажения она не стала менее завлекающей.