Овда - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами. Непривычный для марийцев образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы.
Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой: в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве, под мельницей, в лесу. Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма.
Женщины - Овды имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни. Другими отличительными чертами Овды могут быть: огромный рост, шерсть по всему телу, сердце, которое во время сна вынимается наружу через подмышку, и т.п. Некоторые, однако, считают, что Овда невидимы. Есть Овды – великаны. Там, где Овды - великаны вытряхивают лапти, образуются курганы (например, Овда курык «гора Овды»). Овды способны съесть гору блинов, миску каши, выпить ведро кваса. Иногда Овды имеют крылья. Овды устраивают свадьбы – во время которых они с криками пролетают по небу. Чаще, однако, они устраивают свадьбы ночью, выбрав для этого чей-нибудь дом: в полночь они стучатся и просят разрешение провести свадьбу. В случае отказа проклинают хозяина или всю деревню (в результате человек умирает, деревня вымирает). На своих свадьбах Овды поют протяжные песни на непонятном языке, хотя вообще свободно говорят по-марийски. Овды живут семьями, заводят детей, иногда при трудных родах обращаются за помощью к повитухе, после чего щедро награждают ее.
В одной были, Овда не может разродиться, и ее муж, обернувшись человеком, приводит к ней повитуху, после чего предлагает ей золото. У Овд всегда много денег, они торгуют на базаре пушниной и щедро расплачиваются золотом или серебром за любую услугу. В другой были, Овды заходят в лавку, чтобы выпить пива, и расплачиваются, не жалея денег. Устраивая свадьбу, Овды просят истопить баню, приготовить для них блины, квас, пиво, за что щедро вознаграждают. Овды любят ходить в баню всей семьей или гурьбой, они моются после мужчин, но до женщин, после чего оставляют в котлах золотые и серебряные монеты. Марийцы ходят в гости к Овдам, роднятся с ними, мужчины - Овды сожительствуют с женщинами-марийками, но дети у них рождаются уродами. Иногда Овды крадут детей, подкладывая вместо них завернутые в пеленки чурбаны. Тем, кто им понравится, Овды помогают разбогатеть, способствуют охоте, чадородию. Если же им отказывают в какой-либо услуге, не оставляют им угощение, наказывают их детей, они насылают проклятие на человека или целую деревню (проклятия Овды всегда связаны с уменьшением численности людей).
В былине мариец встречает в лесу сидящую на дереве голую девушку – Овда. Она предлагает ему взять ее в жены, иначе она проклянет его. Вообще, Овда видятся существами, стоящими на более низкой, по сравнению с человеком, ступени развития, их называют «ир айдеме» («дикий человек»), В другой былине Овда вредит марийцу-охотнику, выпуская зайцев из силков. Мариец ловит ее и намеревается застрелить из ружья, но она предлагает ему взять ее в жены. Благодаря сверхъестественной работоспособности Овды, мариец быстро богатеет. Ложась отдыхать, Овда предупреждает мужа, чтобы он не подглядывал за ней. Мариец нарушает запрет и видит, что Овда спит, вынув сердце наружу через подмышку. После этого Овда умирает.
Любимое развлечение Овд – катание на белых лошадях, которых они могут заездить до изнеможения. Поскольку ступни Овд повернуты назад, они скачут на лошадях, сидя спиной к голове. Лошадь, на которую вскочила Овда, невозможно изловить. Только намазав спину лошади живицей (смолой, дегтем), можно изловить Овду. Пойманную Овду обычно избивают или убивают. При этом она просит не оставлять ее детей сиротами. Если Овду отпускают, она может щедро отблагодарить. Если убивают, перед смертью она проклинает человека, поймавшего ее, или всю его деревню. Иногда на лошадях катаются дети Овды, при этом они сидят по двое спина к спине. В былине пойманные и наказанные марийцем дети Овды жалуются родителю, и тот проклинает деревню с тем, чтобы у ее жителей не рождались дети, и она вымерла. Тогда мариец идет к старому дереву, где живут Овда, и поджигает его. Когда дерево сгорает, под ним обнаруживаются двенадцать черепов. В другой былине мариец сжигает подземные жилища Овды, после чего на их месте образуется овраг. Возле этого оврага Овда является пьяным в облике знакомого и сбивает их с пути. Только перекрестившись дважды, можно найти дорогу. Овды были хорошими солдатами, они помогали русским и всегда побеждали врага. После боя Овды вытряхивали из шинелей пули, называя их горохом.
В образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти). В былине охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать – Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу. В свою очередь, Овда в облике женщины с волосами до пят и перекинутыми через плечо грудями является на плач ребенка, забытого в поле, укачивает его, успокаивая. Овды способны к перевоплощению. В былине Овда в облике нищенки просит марийцев подвезти ее, но они проезжают мимо. Через некоторое время Овда догоняет их в облике мужчины в чугунном колпаке, подсаживается в их тарантас и просит возницу спеть. Когда в ответ просят спеть Овда, он свистит так, что гремит весь лес.
Иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор «грехопадения» и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в «иной мир», где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого Бог оставляет марийцев и переселяется на небо. С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот.
В этом мифе отражены исторические процессы, связанные с переходом от охотничества к земледелию и скотоводству. Таким образом, Овда выступает здесь как своего рода культурный «антигерой». Иногда Овда предстает как существо с одной ногой, поэтому бегает зимой на одной лыже. Под мышками у Овды имеются отверстия, и человек, попавшийся Овде, может одолеть ее, сунув руки в эти отверстия. Лишив Овду силы, следует скрыться, ступая по следам Овды, чтобы она не могла выследить и догнать. Борясь с Овдой, следует быть осторожным, чтобы не пролить ни капли ее крови, поскольку каждая такая капля превращается в Овду. Часто Овда выходит из леса, чтобы погреться на солнышке и расчесать волосы. Овда боится старинного черемисского пояса, поэтому перед походом в лес, чтобы обезопасить себя от Овды, надевают такой пояс. Кроме того, Овда боится собак, поэтому, идя в лес, берут с собой собаку. Овда может заманить человека в незнакомую чащу, зовя его по имени. Там она нападает на человека и щекочет его до смерти. Иногда Овда заставляет человека плясать до изнеможения. Овда пугает заночевавших в лесу людей резкими криками, собачьим завыванием, вороньим карканьем. Встреча с Овдой повергает человека в такой ужас, что он может потерять дар речи на несколько дней. Иногда, наоборот, Овда пугается встречи с человеком и старается скорее скрыться. Озерная Овда затаскивает в озеро мужчин (но не женщин), не разрешает ловить в озере рыбу. Овда, живущая в стоге сена, сердится, когда сено увозят, и насылает на деревню проклятье с тем, чтобы она никогда не увеличивалась.
P.S.В архивах Моркинского р-на есть упоминания об Овдах, проживавших вплоть до 60-х гг. прошлого века.