Рига 2004
Субботний, летний день. В городе, как обычно это бывает на выходных, темп жизни немного замедляется. Люди не спеша, прогуливаются по парку. Родители гуляют со своими детьми. Старушки наслаждаются солнечным светом. Большинство людей разъехались по своим дачам, огородам или просто уехали на природу отдыхать. Молодая пара сидит на скамейке с мороженным в руках. Городской мир отдыхает после рабочей недели. Это был обычный день и ничто не указывало на то, что этот день изменит меня и мою жизнь.
В эти выходные я не поехал на природу. Мне просто захотелось погулять по одному из оживленных парков моего города. Я бродил по старому городу и решил зайти в парк, чтобы посидеть на лавочке. Почти все скамейки были заняты. Я не хотел кому-то мешать и прошел мимо пары молодых влюбленных. Да и возле старушек мне сидеть не хотелось, во избежание пристального рассматривания меня. Я увидел одиноко сидящего мужчину, которому на вид было около тридцати пяти лет. Я решил сесть рядом с ним, решив, что он занят своими мыслями и я не буду ему мешать, а он мне.
Я подошел к свободной части лавочки и скромно присел. Этот человек сидел не двигаясь. Он видимо думал о чем-то большом. Так мне показалось во всяком случае. Но я не хотел с ним разговаривать. Он не создавал впечатление приветливого человека. Это был мужчина с бородой, в очках, среднего роста, не плохо одет. Его обувь была чистой, а его руки говорили о том, что он не зарабатывает на жизнь руками. Вероятно, он работал каким-то менеджером или даже директором. Его одежда была не шикарной и не вызывающей.
Я сидел молча и наслаждался летним воздухом. Я пытался думать о своем, но этот человек почему-то вызывал во мне интерес. Мне захотелось узнать о нем больше. Просидев около десяти минут в абсолютном одиночестве я заметил, что он не спешит. Я сделал вывод, что он также отдыхает и думает о своем. Я обратился к нему первым:
- «Хороший день, правда?» - Сказал я спокойным голосом.
Этот человек посмотрел на меня и выдержав паузу одобрительно кивнул головой, продолжая смотреть куда-то в даль.
Я решил сделать вторую попытку с ним поговорить:
- «Как прекрасно создал бог природу!» - С выражением сказал я. Тогда он повернулся в мою сторону и спросил:
- «вы верите в бога?».
- «да, конечно верю. Я конечно не знаю какой он, но видимо есть какая-то сила, которая сотворила все это и которая управляет нами».
- «а вам нравится как бог управляет вами?».
- «я не совсем вас понимаю. Я независимый человек и сам решаю, что мне делать».
- «да, конечно, но вы сказали, что сила или как вы еще ее назвали «бог» управляет нами. Не так ли? Или я не правильно вас понял?».
Тогда я понял, что я не смогу ответить на этот вопрос. Я не ожидал, что этот человек так внимательно отнесется к моим словам, в которых, на самом деле, отсутствует логика. Я не хотел спорить и поэтому решил немного изменить тему:
-«Не знаю, управляет ли бог нами или нет, но я знаю, что он есть и что мы его дети».
- «Вы считаете себя ребенком, у которого отец, восседает на небесах и по праву называется «Всемогущим»?».
- «Да, я считаю, что это так» - ответил я.
- «Извините, у вас есть дети?».
- «Да, у меня сын, он ходит в детский садик еще, ему пять с половиной лет, а что?».
- «Вы любите своего сына?».
- «Да, конечно».
- «Скажите, а если бы ваш сын стал бы себя плохо вести, когда вы оставили его одного дома, то придя домой, вы бы наказали бы его?».
- «Ну. Я стараюсь не оставлять его дома одного. Но если бы такое произошло, то я бы наказал его».
- «А как бы вы наказали бы его?».
- «Ну не знаю. Сначала бы отругал, а если бы он сделал бы что-то серьезное, то поставил бы в угол».
- «Скажите, вы смогли бы убить своего сына за то, что тот навел в доме беспорядок?».
- «Убить?! Вы что?! Нет, конечно» - возразил я.
- «А почему вы не смогли бы убить своего сына?».
- Вы какой-то странный человек. Как можно убить своего сына?
- «Я просто задал вам эти вопросы. Я не призываю к убийству детей».
- «А зачем вам знать, как бы я поступил со своим сыном?».
- «Вы назвали себя ребенком бога, т.е. вы признаете, что ваш отец-бог, который является «всемогущим»».
- «Ну не буквально, но это так. Да».
- «Вы любите бога?» - Спросил он.
- «Странный вопрос. Вы вызываете меня на слишком откровенный разговор. Но если считать, что я крещенный православный, иногда хожу в церковь, ношу крест и также крестил своего сына, то я обязан признавать бога. Это же элементарно».
- «Я не спросил о том, признаете ли вы бога. Я спросил, любите ли вы его?».
- «Люблю ли я бога? Наверное, я должен любить его».
- «Извините, вы чувствуете, что обязаны его любить или вы действительно испытываете чувства любви к нему?».
Этот вопрос поставил меня в тупик. Я никогда не видел бога, никогда не слышал его голос, никогда не получал что-либо из его рук лично. Я знаю, что бог пришел на землю и умер за мои грехи. Я знаю, что я грешен и что если я не буду любить бога, то могу оказаться в аду. Но этот уважаемый господин спросил меня не о том, как нужно думать или как принято, а о том, что испытываю лично я к богу. Что же мне ответить ему? А что мне ответить себе? «Господи, прости, если я согрешил в своих мыслях!».
Этот господин видел, что я думаю, он повернул свой взгляд обратно и продолжал смотреть в даль перед ним. Он не торопился. Он не требовал ответа. Он не принуждал меня к ответу, который он хочет услышать. Я не знал, что ему ответить. Люблю ли я бога? А почему я должен отвечать? И кто он такой, чтобы я давал такие ответы? Набравшись смелости, я ответил ему:
- «Извините, но я считаю, что это вопрос моей личной жизни и я не обязан давать ответы на такие вопросы».
- «Да, вы действительно не обязаны давать. Вы абсолютно правы. Но есть только маленькая проблема».
- «Какая еще проблема?» - Раздраженно спросил я.
- В Библии сказано: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1 Иоанна 4:7,8).
- «Ну и что вы хотите этим сказать?».
- «Я хочу сказать, что Библия призывает любить бога. Меня несколько удивляет то, что вы не смогли даже сказать, что вы любите бога, не смотря на то, какое у вас действительно отношение к нему».
- «Хорошо. Я скажу. Я ЛЮБЛЮ БОГА! Теперь все в порядке?» - Раздраженно ответил я.
Этот человек посмотрел на меня и увидев мое раздражение, спокойно спросил:
- «Извините, если вас затронула эта тема и несколько напрягла вас в этот прекрасный солнечный день. Вы же сами затронули тему о боге. Вы хотите разговаривать дальше на эту тему? Или тема о боге вызывает в вас агрессию и раздраженность?».
Когда этот человек это произнес, я задумался о том, кто же он? Он цитирует Библию и очень логично мыслит. Может быть он священник? Или наоборот? Может быть он Дьявол, который искушает меня такими разговорами? Надо это выяснить и я решил продолжить:
- «Нет. Темы о боге не раздражают меня. Я просто немного разволновался. Давайте продолжим».
- «Вы уверены, что желаете беседовать со мной на тему о боге?».
- «Да, я уверен. Так на чем мы остановились?»
- «Вы сказали, что любите бога. Правда, сказали это в гневе, но все же сказали. Позвольте спросить вас?».
- «Спрашивайте».
- «А почему вы любите бога?».
Этот вопрос мне показался более легким и я не задумываясь, ответил:
- «Потому, что он бог. Он послал своего сына за мои грехи, чтобы я мог быть прощенным и иметь вечную жизнь!».
Мне самому понравилось, как я ответил. Я почувствовал прилив сил и набрался немного смелости, что я могу объяснить, во что я верю и почему. Мой собеседник с интересом продолжал спрашивать:
- Вы любите бога, потому, что бог умер за вас? Я правильно вас понял?
- Да, именно так.
- Извините, не могли бы вы пояснить, как всемогущий бог может умереть?
- А разве вы не знаете? Вы же сами читали Библию. Там написано, что сын бога пришел на землю и умер за наши грехи.
- Значит, пришел не бог, а его сын. Правильно я вас понял?
- Нет. Пришел бог, но как сын.
- Извините, я не хочу снова раздражать вас, но не могли бы пояснить мне. Как может придти за меня другой человек, которого казнили, и затем сказать, что казнили меня?
- Как? Очень просто. Вы же знаете, что бог триедин. И сын – это часть троицы.
- Я понимаю вас и знаком с учением о троице, но не могли бы вы просто объяснить, как в одном лице могут быть три лица?
- Я не смогу дать вам такой ответ. Я не священник. Я простой прихожанин.
- Но вы верите в всемогущего бога – троицу, которого считаете своим отцом?
- Да, я крещенный православный.
- Но если вы во что-то верите, но не понимаете тот объект в который вы верите, то разве, извините за слово, разве это не слепая и фанатичная вера?
- Нет.
- Я не хочу оскорблять ваши убеждения, но не могли бы вы дать описание того, что означает слепая и фанатичная вера? Что это по вашему?
- Слепая вера, это когда человек верит во что-то слепо, не имея доказательств. И это когда он верит, не взирая на нелогичность его теории.
Я сделал паузу. Я понял, что этот господин подвел меня к тому, что православная вера – недоказуема и слепа. Я так и спросил его:
- Вы специально подвели разговор так, чтобы унизить меня и мою веру?
- Нет. Я не оскорблял вас и ваши убеждения. Вы сами поняли эти недочеты и несогласованность, которая имеется в идеологии православия и в общем то во всем христианстве. Я не хочу вас оскорблять, я лишь хотел узнать, понимаете ли вы, то во что вы верите?
Когда он это сказал, я ощущал повышенное давление. Я сам себя выставил дураком, который слепо верит в то, чего я не могу объяснить. Да, но он же прав! А может быть, он меня просто специально запутал? Я понял. Он хорошо знает Библию. Он словно Дьявол, который поджидает неокрепшие души. Я на мгновенье возненавидел его, но не выразил это. Я успокоился и решил все-таки узнать кто он:
- Извините, а откуда вы так хорошо знаете Библию и все тонкости богословия?
- Я был диаконом в одной из церквей.
- В православной или в какой-то секте?
- А разве все церкви, кроме православия можно считать сектой?
- Да, конечно. Есть официальная церковь, а остальные секты.
- Извините, а как вы разделяете, секта это или нет? Если церковь официальная, то она не секта, а если не официальная, следовательно, это сектантство? Таким образом?
- Ну, в общем да.
- Вы знаете, что в нашем государстве существует несколько десятков зарегистрированных религиозных организаций? И они имеют те же права, что и у православия?
- Да, я знаю. Но православных все равно больше!
- Значит, вы называете ту или иную церковь «сектой», если она меньше православной по количеству прихожан?
- Можно и так сказать.
- А вы знаете, какая самая большая церковь по количеству прихожан?
- Православная!
- Ошибаетесь уважаемый. Самая большая христианская церковь по количеству храмов и прихожан – католическая. Рекомендую посмотреть статистику.
- Хорошо. И что вы хотите сказать?
- Как что? Значит православная религия, согласно ваших слов, не что иное, как секта, т.к. она меньше.
- Как вы можете такое говорить?
- Вы же сами сказали, что можно назвать сектой любую церковь, где количество прихожан меньше чем в основной.
- Хорошо. Я вас понял. Но православная религия самая старая. Она начала свою деятельность от самого Христа!
- Вы уверены в этом?
- Ну, вроде да.
- Первой христианской государственной религией была признана церковь, находящаяся в Риме. Это произошло в 495 году н.э. Это решение утвердил Константинопольский собор. Тогда еще даже слова такого не было как «православие».
- Что вы хотите сказать?
- Я ничего не хочу сказать. Я просто даю вам информацию. Получается, что православие – не самая большая религия, не самая старая и не самая приближенная к временам Христа. Следовательно, православие можно считать сектой, которая возникла позже в Греции.
От таких простых доводов у меня снова поднялось давление. Я не мог понять, как этот человек, бывший диакон, так может говорить? Но то, что он говорил было правдой. Правдой, которая пугала меня. Я решил резко изменить тему:
- Скажите, как вас зовут?
- Виктор. А вас?
- Меня зовут Александром.
- Саша, вы не волнуйтесь. Иногда правда бывает не совсем приятной, но она остается правдой. Не так ли?
- «Да, да» . - Сказал я ,смотря в пол, и потягиваясь в карман за сигаретой.
Этот человек был демоном. Да. Я был уверен в этом. Он раньше был диаконом, но теперь он использует свои знания, чтобы ломать в других веру. А может быть, он не ломает, а просвещает? Может быть, он поступает правильно? Странный человек. Он так и не сказал мне, в какой церкви он служил. Да и не важно это. Важно то, что моя вера действительно слепа. Я просто верю, не имея представления о простых вещах. Я не мог объяснить люблю ли я бога? Как мог бог умереть? Я не смог доказать, что православие это не секта. Я ненавижу этого Виктора! Он зло! Он Дьявол! Я решил закончить:
- «Мне было приятно с вами поговорить Виктор».
- «Мне тоже».- спокойно ответил он.
- «До свидания». - Торопливо сказал я и пошел через парк к месту стоянки моего автомобиля.
Надо же так прогулку испортить! Какая на фиг религия? Хотя. Нет. Бог есть и он в православии. Лучше если я больше не встречу этого человека. Виктор – диакон! Тоже мне, всезнайка. Я сел за руль и поехал домой. Его слова было невозможно забыть. Я восхищался этим человеком и ненавидел его.