Душа рождается в результате соединения Духа и Материи и является Посредником между ними. Она - это центр наработки опыта в жизни духа, а низшие тела её - это центры выражения в жизни души. Используя их как инструменты для своего служения, душа выражает себя в феноменальном мире, то есть в мире, котором мы живем. А по мере того, как сознание человека растет, душа все меньше опыта черпает из них, но зато усиленно использует их как инструмент для работы.
Отсюда напрашивается вывод, что - сама душа или истинный духовный человек - это «я» в проявлении, работающее или пытающееся работать через свое феноменальное явление, четверичного низшего человека, то есть, через его личность, которая состоит из плотного физического тела и тонких тел: эфирного, эмоционального и ментального.
Душу называют по-разному: Сын Ума; Мыслитель; Солнечный Ангел; Божественный Обитатель в теле; Реальное «я»; Владыка Любви и Мудрости; Истинный Целитель внутри формы; Осеняющее «я»; Белый Маг. И все эти названия верны, они всего лишь отражают различные качества и стороны души.
Душу можно рассматривать как принцип интеллекта - интеллекта, который характеризуется умом и ментальной осведомленностью, и который, в свою очередь, демонстрируют способность анализировать, распознавать, разделять, различать, выбирать или отвергать, вместе со всем, что за этими терминами подразумевается. Сначала человек отождествляется с формой или явлением, затем его обуревает жажда желания. И он отождествляется с телом желания, со своими инстинктивными потребностями - дурными и хорошими - и рассматривает себя как свое настроение, чувства и свои стремления, независимо от того, тянут ли они его к материальному миру или в мир мысли и царство души. Его разрывает чувство двойственности. Позднее он отождествляется ещё с одним явлением - с ментальным телом или ментальной природой. Мысли становятся для него столь материальными, что начинают влиять на него и управлять им. Тогда к миру материальных явлений и миру великой иллюзии он добавляет мир мыслеформ. И, подчиняясь тройной иллюзии, он - сознательная жизнь, стоящая за этой иллюзией, - начинает объединять эти формы в одно координированное целое, чтобы лучше контролировать их. Затем человек подходит к пути испытаний. Он вступает в мир качества и смысла, начинает открывать природу души и переносить основное внимание с явления на качество Жизни, стоящей за этим явлением. Позднее душа вытесняется духом, то есть Богом внутри нас, который поистине станет воплощенной целью.
Душу можно назвать единицей света, вибрирующей на частоте конкретного Луча (определенного типа энергии). Это вибрирующий энергетический центр, находящийся внутри явления, или формы, всей своей лучевой жизни. Она входит в одну из семи групп, состоящих из миллионов жизней, которые в своей полноте составляют Единую Жизнь. По самой своей природе, душа обладает сознанием, или осведомленностью, в трех направлениях. Ей присуще Божественное сознание, групповое сознание и самосознание. Аспект самосознания реализуется в феноменальном явлении человеческого существа, по сути, в его обычной жизни. Групповой аспект сохраняет человеческое состояние сознания, но добавляет к нему прогрессивно разворачивающееся осознание задач души, и это осознается, когда есть осведомленность о любви, качестве и духе и их взаимодействии. Божественное сознание присуще душе лишь потенциально, и в его раскрытии заключается для души её собственный рост вверх и вовне после того, как её самосознание достигло совершенства, а групповое сознание распознается.
Отсюда видно, что душа индивидуума является частью Целого, частью групповой души, в которую интегрируются души по мере роста сознания, а также частью Единой Универсальной Души, Души самого Бога. Итак, Душа - это посредник, соединяющий человека с Царством Божьим.