"Внешне жирень выглядит странно: нечто среднее между толстой, абсолютно лысой крысой, - правда, без хвоста - и гигантским слизняком. При этом лицо у жирня человеческое. А размеров он достигает и вовсе невообразимых, если не прекратить оставлять ему еду.
Костей в теле у жирня нет, поэтому оно колышется и дрожит, будто огромный ком студня. Правда, челюсти и зубы у него есть уж наверняка... Жирень малоподвижен, в основном лежит на одном месте и жуёт.
Определить его местонахождение можно по тихому хрусту и причмокиванию - звукам, которые он издаёт при жевании. Особенно внятно слышны эти звуки ночью. Жирни поселяются в тех домах, где люди относятся к продуктам без должной бережливости: неправильно хранят - так, что крупы и хлеб плесневеют, или готовят больше, чем съедают Ещё они живут в кладовых магазинов и предприятий общепита, хозяева которых не отличаются честностью и обманывают покупателей: обвешивают, продают несвежие продукты.
Чтобы избавится от жирня, нужно изменить отношение к продуктам - хранить их как следует и готовить сколько надо
Лишившись пищи, жирень принимается таять. И вскоре от него остаётся только влажное пятнышко на полу в кладовой. Правда, избавиться от этого пятнышка невозможно: ни отмыть, ни оттереть, ни высушить.
И стоит хозяевам вернуться к своим прежним привычкам - из влажного пятна снова вырастет жирень."
В английском фольклоре - фейри, падкие до человеческой пищи. Считается, что фейри могут употреблять в пищу любую человеческую еду, если она не помечена крестом. Но есть и такие фейри, которые поедают то, что люди получили неправедным путем - воровством, вымогательством и тому подобным. Такие фейри зовутся жирнями. В близком родстве с ними состоят церковные шмыгуны, которые обитают в тех монастырях, где монахи забыли о своих обязанностях и предались чревоугодию.
Предание гласит, что некий священник решил как-то навестить своего племянника, который владел таверной. За столом священник спросил у племянника, как обстоят дела. Тот принялся жаловаться: мол, у него все идет шиворот-навыворот, прибыли никакой, хотя он старается изо всех сил — в пирожки запекает собачье мясо, а эль разбавляет водой. Священник укорил его и попросил разрешения заглянуть в погреб. На дне погреба лежал толстый парень, пожиравший все подряд. Хозяин таверны возмутился и стал требовать у парня ответа, как он забрался в погреб. Священник объяснил, что это жирень и что если племянник хочет от него избавиться, ему следует забыть о вредных привычках. С этими словами он ушел.
Несколько лет спустя священник вновь навестил племянника. Тот разбогател и пользовался таким уважением в городе, что его вот-вот должны были избрать бургомистром. В погребе таверны по-прежнему сидел жирень — тощий, кожа да кости. Он с тоской поглядывал на съестные припасы вокруг, но прикоснуться к ним не мог, потому что хозяин таверны больше никого не обманывал.
Согласно другим версиям, жирень имеет голову не человеческую, а крысиную.