Вторая часть Греции
Цербер-в греческой мифологии трехголовый пес, страж Аида.
Κέρβερος — оригинальное греческое написание имени Кербера
Канцербер — вариант русского написания имени Кербера
Цербер — вариант русского написания имени Кербера
"Если ад — это дом, дом Гадеса*, в нем, естественно, должен быть сторожевой пес; столь же естественно, что этот пес должен внушать ужас. В Гесиодовой "Теогонии" у него пятьдесят голов; чтобы облегчить задачу пластическим искусствам, их число сократили, и три головы Цербера стали ныне общепринятым их количеством. Вергилий говорит о трех глотках; Овидий — о троезвучном лае; Батлер* уподобляет трехкоронную тиару папы, стража у врат рая, трем головам пса, стража у врат ада ("Гудибрас", IV). Данте наделяет Цербера человеческими чертами, что только усугубляет его инфернальную природу; грязна черная борода, лапы с когтями, которые под градом плетей раздирают души обреченных. Он бичует их, лая и скаля зубы.
Вытащить Цербера на дневной свет — таков был последний подвиг Геракл ("Он вытащил наверх Цербера, адского пса", пишет Чосер в "Рассказе монаха".) Зэкерай Грей, английский писатель восемнадцатого века, в своих комментариях к "Гудибрасу" толкует это деяние следующим образом:
"Пес с тремя головами означает прошлое, настоящее и будущее время, которое встречает и, как пес, пожирает все на свете. Геркулес одержал над ним верх, это показывает, что героические Деяния всегда побеждают Время, ибо остаются в памяти потомства".
Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом (а хвост этот — змея) входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник.
В скандинавской мифологии забрызганный кровью пес Гарм сторожит дом мертвых и готов сразиться с богами, когда адские волки пожрут луну и солнц. Некоторые наделяют этого пса четырьмя глазами; у собак Ямы, брахманского бога смерти, также по четыре глаза.
Как в брахманизме, так и в буддизме, ад полон собак, которые, подобно Дантову Церберу, терзают души умерших."
Минотавр-в греческой мифологии (а затем и в fantasy) - получеловек-полубык, человек с бычьей головой.
"В тех же самых греческих мифах изображается уродливое чудовище с бычьей головой — Минотавр. Он был заключен в лабиринте и издавал, сокрушаясь, вопли и мычание, ибо не мог выбраться из своего жилища, так как в нем была тысяча стен, приводящих [попавших туда] в замешательство."
"Книга о зверях и чудовищах" (382: с.323)
"Минотавр — полубык, получеловек — родился от любовного союза царицы Крита Пасифаи с белым быком, который (по велению Посейдона*) вышел из моря.".
Вот Пасифаи, к быку влекомой страстью жестокой,
Хитрость постыдная; вот о любви чудовищной память,
Плод двувидный ее. Минотавр, порожденье царицы.
Вот знаменитый дворец, где безвыходна мука блужданий;
Только создатель дворца, над влюбленной сжалясь царевной,
Сам разрешил западни загадку, нитью направив
Мужа на верный путь.
Вергилий "Рнеида". VI, 24-30 (382: СЃ.323)
В других вариантах: Посейдон сам превратился в быка, чтобы завладеть Пасифаей; либо Дедал*, по просьбе Посифаи, смастерил ей для "любовных утех" деревянного быка. "Дедал, создатель хитроумного устройства, позволившего утолить любовный пыл царицы, построил лабиринт, дабы в нем заточить и скрыть сына-чудовище."
"Минотавр пожирал преступников и посылаемых ежегодно (вариант: раз в 3 года) из Афин в качестве дани, 7 юношей и 7 девушек" . "Тесей, решивший избавить родину от подобной повинности, вызвался пойти добровольно. Чтобы он не заблудился в лабиринте, дочь критского царя Ариадна дала ему нить; герой убил минотавра и сумел выбраться из лабиринта."
В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию легенды. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. до н. э.
Плутарх в жизнеописании Тесея использует тот же источник, автора III в. до н. э. Филохора:
«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в "Государственном устройстве Боттии" также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу.»
Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит (315: 19). Плутарх приводит сведения от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности. По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») — сын Миноса, побежденный Тесеем (139: II 31,1).
"Данте, знавший язык древних греков, но не видевший их монет и памятников, вообразил минотавра с головой человека и туловищем быка":
"Таков был облик этих мрачных стран;
А на краю, над сходом к бездне новой,
Раскинувшись, лежал позор критян,
Зачатый древле мнимою коровой.
Завидев нас, он сам себя терзать
Зубами начал в злобе бестолковой.
Мудрец ему: "Ты бесишься опять?
Ты думаешь, я здесь с Афинским дуком,
Который приходил тебя заклать?
Посторонись, скот! Хитростным наукам
Твоей сестрой мой спутник не учен;
Он только соглядатай вашим мукам".
Как бык, секирой насмерть поражен,
Рвет свой аркан, но к бегу неспособен
Р? только скачет, болью оглушен,
Так Минотавр метался, дик и злобен;
Р? Р·РѕСЂРєРёР№ вождь РјРЅРµ РєСЂРёРєРЅСѓР»: "Р’РЅРёР· беги!
Пока он в гневе, миг как раз удобен".
Мы под уклон направили шаги,
Р? часто камень угрожал обвалом
Под новой тяжестью моей ноги."
Данте Алигьери, "Божественная комедия" (Перевод М.Лозинского),
"Ад", Песнь XII, 10-30
"Культ быка и обоюдоострого топора (он назывался "лабрис", откуда, возможно, и произошло слово "лабиринт") был характерен для доэллинских религий с их священными боями быков. Судя по настенным изображениям, человеческие фигуры с бычьими головами в критской демонологии были обычны. Вероятно, греческая легенда о минотавре — это поздняя и жестокая версия наидревнейших мифов, тень снов, еще более устрашающих."
По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии, где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа.
"Ура! Я сделал открытие: в критском лабиринте был потайной выход, ибо как же тогда объяснить появление в fantasy целой расы минотавров вместо одного? Так что, Тесей, друг мой, ты обломался..."
Дмитрий Тишков "Рнциклопедия рас для РёРіСЂ AD&D"
"...этот народ отнюдь не славился кротостью нрава. Сила у него немереная, а совесть отягощали убийства без видимых причин...". "...а так это солидный народ, хорошие воины и моряки. У минотавров есть свой кодекс чести, их слову можно верить.
Поклоняются минотавры темным богам, хотя отчасти и нейтральны. Уровень развития высок, но насчет государственного строя... У меня сложилось такое впечатление, что у минотавров развитая анархия."
Пифон- в древнегреческой мифологии змей, страж храма Геи, убитый Аполлоном.
Пифо́РЅ (РёРЅРѕРіРґР° его называют так же Дельфи́РЅРёР№, полагая, что Пифоном монстра стали называть уже после того, как лучи солнца превратили его тело РІ прах (Пифон — буквально, "гниющий"); РёРЅРѕРіРґР° же эти образы различают) — РІ греческой мифологии чудовищный змей, рождённый Геей. Опустошал окрестности Дельф Рё сторожил древнее прорицалище Геи Рё Фемиды РІ Дельфах. Был подручным Геры, выполняя различные ее поручения: преследовал любовницу Зевса Латону (матерь Аполлона Рё Артемиды), воспитывал чудовищного Тифона (врага Зевса). Аполлон, мстя Р·Р° преследование матери, СѓР±РёР» Пифона (Р·Р° что должен был 8 лет находиться РІ изгнании для умилостивления гнева Земли), основал РЅР° этом месте СЃРІРѕР№ храм Рё учредил Пифийские РёРіСЂС‹.
"Р? чтобы славы Рѕ том РЅРµ разрушило время, старея,
Установил он тогда состязанья, священные игры, —
Звали Пифийскими их по имени павшего змея.
Овидий. Метаморфозы
От имени Пифона получили названия и прорицательницы в Дельфах — пифии, и такие представители змеиного рода как питоны.
Сатиры-в древнегреческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа.
Сильваны — вариант названия Сатиров в римской мифологии
Титиры — некие мифические персонажи, связанные со служением Дионису; то же, что Сатиры
Фавны — вариант названия Сатиров в римской мифологии
"...у ручья уже кто-то сидит, свесив в воду раздвоенные копыта и задумчиво почесывая кончик острого и волосатого уха.
...козлоногий... скалился щербатой пастью... морщинистая физиономия Силена с вывороченными губами и хитрыми, близко посаженными глазками выглядела в этот миг вполне... вполне."
Г.Л.Олди "Герой должен быть один"
Египетская пустыня. Здесь родятся сатиры, которые не проявляют себя людьми ни в чем, кроме внешнего вида. На этом Египетская пустыня заканчивается.
Рбсдорфская карта, XIII век (382: СЃ.322)
"РљРЅРёР·Сѓ РѕС‚ РїРѕСЏСЃР° РѕРЅРё — козлы; туловище, СЂСѓРєРё Рё лицо — человечьи Рё обросшие шерстью. РќР° лбу — рожки, уши остроконечные Рё орлиный РЅРѕСЃ. РћРЅРё похотливы Рё любят РІРёРЅРѕ. РћРЅРё сопровождали Вакха РІ его веселом покорении Р?ндостана. Подглядывали РёР· укрытий Р·Р° нимфами, любили плясать Рё РёСЃРєСѓСЃРЅРѕ играли РЅР° флейте. Крестьяне РёС… почитали Рё приносили РёРј первинки урожая. Приносили РёРј также РІ жертву баранов.
Один из представителей этих младших богов был в Фессалии захвачен и заточен в пещере легионерами Суллы, которые затем привели его к своему военачальнику. Он издавал нечленораздельные звуки и был так отвратителен, что Сулла приказал немедленно отпустить его обратно в горы. Воспоминания о сатирах повлияло на средневековые изображения чертей."
Ррихтоний-кентавроидный (получеловек-полузмей) царь Афин.
Ррихфоний — вариант имени Ррихтоний
Ррихтоний — царь Афин, которого родила Гея РѕС‚ пролившегося семени Гефеста (само его РёРјСЏ указывает РЅР° СЃРІСЏР·СЊ СЃ землёй — греч. chthōn, «земля», eri — интенсивная частица). Воспитан Афиной, которая передала младенца РІ закрытом ящике дочерям Кекропа — Герсе, Аглавре Рё Пандросе. РћРЅР° запретила девушкам заглядывать РІ ящик, так как Ррихтоний имел нижнюю половину тела змеиную. Царевны нарушили этот запрет Рё открыли ящик. Аглавра Рё Герса Р·Р° это были поражены безумием Рё покончили СЃ СЃРѕР±РѕР№, бросившись СЃ акропольской скалы (вариант: были задушены змеей). После этого Афина сама воспитала его РІ своем храме.
Афина дала ему при рождении в кольце капли крови Горгоны (две капли жизни и смерти). Его часто изображали в облике змеи рядом с Афиной. Установил Панафинеи, изобрел квадригу и стал созвездием Возничего.
Яломиште-валашский аналог кицуне – лиса-оборотень, выполняющая, кроме того, функции духа-хранителя леса.
Вообще валахи не очень любят распространяться про свою лису-оборотня. Очень уж они суеверные, эти валахи — думают, что если много разговаривать о яломиште... Да что там, «много», достаточно простого упоминания, и яломиште может услышать. Чем это обернется — никто не знает. Может, и ничем. А может и ого-го-го. В общем, не любят местные дразнить эту лису-оборотня, называя ее по имени. В каком-то смысле, у ее — у этой лисы — и имени-то нет. Потому что слово «яломиште» означает «кто с Яломицы». Землячка, значит, или земляк. Чего их беспокоить-то попусту?.. Тем более, что они не больно-то людей жалуют. Шумные они, люди-то.
Что Р¶ это Р·Р° яломиште? Р’ животном РІРёРґРµ это лисица СЃ очень СЏСЂРєРёРј, почти кислотного окраса мехом: РЅРµ рыжим — пламенеющим, РЅРµ чернобурым — дымчато обсидиановым. Рђ РёРЅРѕРіРґР° еще Рё белая РїСЂСЏРґРєР° имеет место быть, РЅР° кончике хвоста или РЅР° РіСЂСѓРґРєРµ. Р’ остальном — лиса как лиса, РЅРё чудовищными размерами, РЅРё РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ силой РЅРµ отличается. Разве что сверхъестественной хитростью РґР° умению следы запутывать — это яломиште может. Да, так следы запутать может, что неудачливый следопыт только Сѓ обрыва опомнится. Если успеет. Р? если повезет. Рђ если РЅРµ повезет, то через сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ времени выйдет Рє соседней деревне человек РІ порванной одежде СЃ большими провалами РІ памяти… Р?ли РіСЂРёР±РЅРёРєРё РїРѕРґ кустами найдут незнакомца СЃ пустыми глазами Рё тоненькой ниточкой слюны (скажем, РїРѕРґ усами). Рђ РјРѕРіСѓС‚ РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ найти. Просто РЅРµ обратят внимание РЅР° то, что РІ районе деревни появился еще РѕРґРёРЅ барсук, еж или СЃРѕР№РєР°. Рто волшебный РёРіСЂС‹ Сѓ яломиште такие. «Шутим РјС‹ так!В» РђРіР°. Зато яломиште практически РЅРёРєРѕРіРґР° людей РЅРµ убивает. Как Рё люди РЅРµ убивают яломиште. РќРµ то чтобы это сознательный такой паритет. Просто креста или молитвы яломиште РЅРµ боятся, экзорцизм РЅР° РЅРёС… РЅРµ действует, серебро РЅРµ берет. Так сами валахи РіРѕРІРѕСЂСЏС‚. Рђ потом добавляют, что никто РѕСЃРѕР±Рѕ Рё РЅРµ пробовал. Рђ нафига?
Яломиште — сибаритки Рё затворницы, гедонистки Рё мизантропки (считается, что лисичек среди яломиште больше, нежели лисов). РћРЅРё любят полутона Рё тени, тишину Рё РїРѕРєРѕР№, вечерний закат Рё едва уловимое журчание СЂРѕРґРЅРёРєР°. РЈ каждой яломиште есть любимый СЂРѕРґРЅРёРє, ключ или криничка. Ручеек, РЅР° С…СѓРґРѕР№ конец. Р’РѕРґР° РІ нем всегда чиста Рё прозрачна. Р—РёРјРѕР№ водоемчик РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ замерзает, Р° летом РЅРµ зарастает водорослями. Р? живности РІ нем никакой РЅРµ бывает. Зато если РІ ночь весеннего или осеннего равноденствия испить РёР· него водицы, то станет понятен язык птиц Рё зверей, ветра Рё трав, РІРѕРґС‹ Рё камней.
Когда яломиште принимает человеческий облик, выделить ее из толпы практически невозможно. Разве что... Скажем, изящное телосложение, седая прядка в волосах, странного цвета глаза (от травянистого до почти янтарного) с легким прищуром да некоторая... порывистость что ли... в движениях. Да, не густо. Тут и сам уверенным не будешь, что яломиште увидел, не то что кому рассказать. А если этот человек в черное с зеленым одет, так ведь и это ни о чем не говорит, правда?
Вообще, в людей яломиште превращаются намного реже, чем кицуне (мизантропы, что тут поделаешь), зато на дольше. В таком случае яломиште поселяется где-нибудь на отшибе: крайний домик в маленькой деревеньке, заброшенная охотничья сторожка, старый будан дровосеков... А дровосеки с охотниками яломиште уважают. Ну, по крайней мере, стараются не ссориться и потому носят к ближайшей реке угощение: хлеб с молоком. После этого у них обычно улучшаются навыки ориентации в лесу, они чаще натыкаются на грибные поляны, ноги сами приводят их в ягодные места, лечебные травы так и лезут в руки... Но вот кто такие яломиште — редкие звери-оборотни или духи-хранители леса — яснее все равно не становится.
Довольно красочно, греческая мифология выражена в видеоигре "Titan Quest"