Пожалуй, я не погрешу против истины, если скажу, что самыми популярными монстрами у древних были Змей и Дракон. Они сами, как таковые. Чудовища, наделённые их чертами. Божественные персонажи, называемые их именами. Чего стоит стоит только бестиарий Древней Греции: Тифон, Ехидна, Лернейская Гидра, Пифон, Медуза Горгона. Причём, согласно грекам (да и не только им), если змея — значит гад. В самом прямом ругательном смысле этого слова. Вот Зевс – хороший. Афина – просто прелесть. Посейдон – само очарование. Ну и так далее. А ведь если разобраться, забыть ту книжку, которую все читали в детстве про мифы Древней Греции, то что же мы узнаем и поймём?
Вот возьмём, к примеру, Горгону, прозванную Медусой. Это – именно прозвище, означает оно «повелительница» (согласно другим источникам – «хранительница»). Изъясняясь языком современных биографий, родилась она в семье морских божеств. Отца звали Форкием, мать – Кето, а вот бабушкой была сама Гея-земля, дедушкой – Понт-море, то есть по происхождению была Медуса настоящей титанидой. И родилась она вовсе не ужасным чудищем, а прелестной кудрявой девчушкой. Выросши, превратилась в невероятную красавицу, что и сделало её столь желанной для многих мужчин божественного происхождения и столь ненавистной для женщин с теми же корнями.
Честь морской девы вздумал украсть сам бог всех морей, Посейдон. И место для сего отвратительного действа выбрал совсем уж какое-то неподходящее (может быть, так сложились обстоятельства, я не знаю) – храм Афины Паллады. Надо сказать, что такое благозвучное прозвище, Паллада, эта богиня получила в результате некоторых обычных для олимпийских небожителей жестоких пристрастий: она содрала кожу с ещё живого гиганта, поверженного ею в битве. Звали гиганта – Паллас (Паллант). Наверное, это был первый живодёрский подвиг Афины, поэтому и прозвище именно за него ей и присвоили. О времена, о нравы… Даже Аполлон делал это (я про сдирание кожи).
Но: Посейдон получил желаемое. А вот Афина была просто в бешенстве. И гнев её пал на кого? Уж не на дядюшку Посейдона, конечно. На униженную Медусу, которая и была превращена в змееподобное чудовище с теми же змеями вместо чудных кудряшек. Мало того, теперь все, на кого падал её взгляд, обращались в камень. Заодно и обе её ни в чём не повинные сестры превратились в монстров, что просто дико несправедливо. Самая красивая из титанид морально раздавлена и обречена на вечное одиночество. Вы думаете, Афина успокоилась после этого. О, нет. Она находит Персея, своего сводного брата, через других богов и полубогов снабжает его магическими артефактами и посылает за головой Медусы. Персей, будучи юношей бледным со взором горящим, оттого и подверженный самому настоящему юношескому максимализму, летит и убивает злобного монстра, Медусу, путём отсекновения ея главы. Довольный и гордый, улетает со своей добычей. Тут на месте битвы появляется Афина Паллада, по своему обыкновению сдирает кожу с тела Горгоны, обтягивает ею свой щит, который отныне будет зваться «горгонион». Всё, месть (!) свершилась. Занавес. Аплодисменты.
Давайте разберёмся. Эллины, познакомившие мир с «Мифами Древней Греции», не вдруг появились там, где, как мы знаем, родилась древнегреческая цивилизация. Племена, ставшие впоследствии эллинами, продвигались на юг с севера в течении некоторого исторического периода. Титанида Кето родилась и сочеталась браком с морским божеством Форкием в Гиперборейских пределах. Как говорил об этом эллин Гесиод, «близ конечных пределов ночи». И три дочери Кето родились именно там. Одной из них и была Медуса. Изначально все три сестры почитались и боготворились как прекрасные Лебединые девы. Ведь Лебедь – символ Гипербореи, страны, существовавшей так давно, что лично я предлагаю убеждённым ортодоксальным историкам даже не задумываться над этим. Дабы не повредиться рассудком.
Хозяйка Медной Горы
Имя Медусы Горгоны состоит из четырёх древнейших слов, принадлежащих к праязыку: «мед», «ус», «гор» и «гон». Объединим, к примеру, два из них, «мед» и «гор». Что получится? Правильно – Медной Горы Хозяйка. Загадочная повелительница Урала, накрепко связанная в народном представлении с мудрыми щелпами, часто принимающими змеиный или полузмеиный облик. Можно пойти дальше, принять во внимание горную сущность Хозяйки, и объединить её образ с девой-Горынишной (Горгонией) из русских сказов. Она же – Горынинка, она же – Латымирка, она же – Баба Яга. Богатырка (читай – титанида), стерегущая границу между Явью и Навью. Одно из своих имён получила от названия Латырь-горы (так называли побережье Балтийского моря). В тёмное время суток считалась супругой Чернобога (Кащея, Змея-Горыныча). Знала язык всех животных и имела в своём распоряжении воздушное транспортное средство передвижения, в народе именуемое ступой. Задумайтесь – зачем людям выдумывать такую странную вещь – большую летающую бадью?
В средневековом сознании русских народов память о Медузе Горгоне трансформировалась в образ рыбы Мелузы. На самом деле ничего рыбьего в этом образе нет. Это дева, явно царских кровей, поскольку на её голове – корона. А вместо ног – змеи. Мелуза всегда изображалась окружённой рыбами. Просто потому, что нужно было как-то обозначить её связь с морем. Русская Мелуза – это, без всяких сомнений, прекрасная и змееногая фея Мелузина, прародительница многих королевских дворов Европы.
Помните одно их толкований прозвища Медуса? Хранительница. Так вот, уничтожив ненавистную ей Горгону, Афина поместила изображение её головы в центр своего щита-горгониона (говорят, это было не изображение, а голова как таковая). Ту же самую картинку захотели для своих эгид (плащей) Зевс с Аполлоном. И вовсе не для того, чтобы похваляться своими победами. Лик Медусы со змеями вместо волос явно обладал защитными функциями оберега. Оберега такой силы, что даже боги не упустили случая им воспользоваться. Поэтому самым первым значением выражения «под эгидой» было: «под защитой Медусы Горгоны». Знали об этом и русичи. Они делали амулеты-змеевики, помещая в их центре тот же самый образ. Учёные затрудняются с определением возраста самых древних таких амулетов. Какая прелесть, правда?! Они «затрудняются»!
И это ещё не всё. Из крови убитой титаниды явились на свет могучий воин Хрисоар и великолепный крылатый конь, Пегас. Разве могло что-то на самом деле ужасное породить такое чудо? Кровь просачивалась и из того мешка, в который Персей положил голову Медусы. Попадая в море, она превращалась в красные кораллы, горгонарии (кои использовались для защиты от «дурного глаза», лечили отравление и ещё ряд заболеваний). Капая на землю, кровь становилась змеями. Одна из них обвила жезл Асклепия, врачевателя. Кстати, снова об Афине, которая ушла с места убийства не только с новеньким щитом. Она ещё и собрала как можно больше крови Горгоны в два разных сосуда. И оба подарила тому же Асклепию, чтобы тот смог оживлять людей кровью из левой половины тела титаниды, и умертвлять – кровью из правой.
Удовлетворённая местью Афина присвоила себе новое прозвище – Горгопа (это означает «богиня с ужасным взглядом»). Герой Персей назвал дочку Горгофона («убийца Горгоны», милое имечко для маленькой девочки). Для мальчиков тоже придумали новое имя – Горгий. Так что, русский миф о Георгии, убивающем Змия – это тоже отражение тех давних событий.
Кем на самом деле были боги-олимпийцы? Почему они так ненавидели своих предшественников, титанов? Безудержная жестокость, чревоугодие и похоть небожителей Древней Греции стала началом падения нравов повсеместно. По крайней мере, мне так кажется. Конечно, всё не так однозначно. Но с этой неоднозначностью стоит разобраться. Хотя бы для того, чтобы понимать: человеческое сознание несколько раз за историю Земли менялось и ломалось в угоду кому-то. Кому-то, кто называл себя богом, обладал неимоверными способностями и возможностями, что позволяло, в зависимости от настроения, то помогать людям, то насылать на них страшные беды. Кому-то, кто мог объявить чёрное белым, и белое – чёрным, совершенно не заботясь о сохранении истины для человечества. Хранительница Медуса Горгона, лебединая дева Гипербореи была убита Афиной только потому, что мешала Палладе одним своим присутствием на белом свете. Это была самая настоящая идеологическая война, смена власти. Тогда пришло время новых богов, а старые боги не просто уничтожались. Само их значение, их характер и сущность извращались и переворачивались с ног на голову. Для того, чтобы скрыть правду и завоевать прочное место в людском сознании.