Нинге

Категория: Основы мистики, Дата: 17-09-2013, 00:00, Просмотры: 0

Нингё (人魚, то есть "человек-рыба", обычно переводится как "русалка") - популярный персонаж японского фольклора, однако, представляя себе такое существо, не стоит тут же пририсовывать белокожей японочке рыбий хвост - нингё совсем не такая. По сути своей, она - некий антипод всем известной андерсеновской Русалочки, с ее нежным лицом, огромными синими глазами и грациозной фигуркой. Единственное, пожалуй, что их роднит - это голос, ибо слышавший нингё утверждает, что ее пение похоже на флейту и это невероятно красиво. В остальном же...

Вот какое описание нингё содержится в старинных книгах: "рот как у обезьяны, мелкие рыбьи зубы и рыбье же тело, покрытое блестящей золотой чешуей, голос, похожий на флейту и человеческое лицо". Согласитесь - это совсем не та русалка, которую вы ожидали увидеть, не полурыба-получеловек, а скорее, на восемьдесят процентов - карп, а на оставшиеся двадцать, как утверждают очевидцы - больше обезьяна, чем миловидная леди! Но, если нингё когда-нибудь суждено будет заплакать, то она превратится в человека... Правда, при этом изрядно сократив срок своей жизни, так как, согласно поверьям, такие русалки не просто долгожительницы - они бессмертны. И кстати говоря, мясо их обладает весьма нежным, просто восхитительным вкусом, а съевший его может прожить чрезвычайно долго, оставаясь при этом молодым и красивым. Крайне соблазнительная перспектива для человека из средневековой Японии, правда? Спросите тогда, почему же нингё не вылавливали косяками и не ели вместо карпов? Отвечу: потому, что поймать нингё значит навлечь на себя и на всех окружающих тебя беду, так же, как и найти на берегу выбросившуюся рыбу с человеческой головой - к войнам и эпидемиям. Ничего удивительного, что, обнаружив в своей сети нечто похожее на нингё, японские рыбаки, чаще всего, выбрасывали такой улов обратно в море... Но, увы, так случалось не всегда.

Одной из самых знаменитых легенд, с участием нингё, считается легенд, называемая Яо Бикуни ("Восьмисотлетняя буддийская жрица"), рассказывающая о девушке по имени Яао-химе, прожившей восемьсот лет, так как в детстве она опробовала мяса русалки. Случилось это так: однажды молодой рыбак из Вакасы поймал в море необычную рыбу, которой он еще никогда не видел. Вдохновленный уловом, он созвал друзей, дабы вместе опробовать редкостного мяса, однако, один из гостей, заглянув на кухню, увидел отсеченную голову этой рыбы, похожую на человеческое лицо и предупредил остальных, чтобы не ели мяса - иначе быть несчастью! А к концу вечера, когда молодой хозяин предложил отведать мяса нингё, каждый из гостей тайно завернул свой кусочек в бумагу и спрятал, дабы выбросить по дороге домой, не оскорбив при этом хозяина дома. Все они выполнили это обещание - кроме одного, что к тому времени уже был слегка навеселе и принес рыбу домой. Его любимая дочь, ждавшая его возвращения, потребовала у отца подарок и тот небрежно сунул ей в руки сверток с рыбой. Чуть позже, малость протрезвев, отец бросился к дочери и попытался отнять "подарок", но было уже слишком поздно - она его съела. Впрочем, никаких признаков отравления, которого так боялся нерадивый отец, видно не было и он успокоился. Спохватился он лишь годы спустя, когда заметил, что его дочка не стареет, и остается пятнадцатилетней девушкой. Она вышла замуж и не один раз, имела много детей, но все ее мужья старели и умирали, а она оставалась свежей и молодой. Наконец, она не выдержала, сбрила свои волосы и стала буддийской монахиней, Яао-химе, под чьим именем и вернулась в свой родной город, где поселилась в пещере и умерла - в возрасте восьмиста лет. В ее честь был возведен храм и по сей день в Вакасе (ныне - город Обама в префектуре Фукуи) есть святилище, названное в ее честь.

В настоящее время образ нингё изредка встречается в различных областях японской культуры, от известной рыбки Поньо из фильма Хаяо Миядзаки, и кончая мангой "Лес русалок" Румико Такахаши, основанной на легенде о Яао-химе. Ну и, конечно, не стоит забывать об образце "настоящей" нингё, хранящемся в Национальном музее этнологии, расположенном в Сюита, Осака. Впрочем, как вы понимаете, веры этому "образцу" не больше, чем заспиртованному детенышу дракона или морскому единорогу, выброшенному на берег. Скорее же всего основа для веры в нингё до сих пор живет в морях Японии, и являет собой животное, в некотором роде послужившее прообразом и для европейской русалки. Это... самый что ни на есть обыкновенный дюгонь.