Аралезы - ведущие свое происхождение от собаки армянские духи, которые возвращают к жизни погибших героев, зализывая им раны.
Закованный Артавазд
Скандинавские валькирии витают над полем битвы в поисках погибших героев. Но валькирии не похожи на собак. Адские гончие выходят из Преисподней, чтобы наказать, но не возвеличить.
Аралезы ведут свое происхождение от собак и спускаются на бранное поле — но только затем, чтобы вернуть к жизни павших героев, зализав их раны. Считается, что и зовут их аралезами именно за это (от «иар» — беспрестанно и «лез-ум» — лизать).
Однако тот, кто говорит, что аралезы похожи на гампров (порода волкодавов, схожая на кавказскими овчарами), никогда не видел этих самых аралезов. На самом деле, они чем-то сходны с гончими псами.
Впрочем, их вообще мало кто видел и раньше, когда исход битвы зачастую решался сражением двух лучших бойцов, и сейчас, когда войны ведутся артиллерией, самолетами, танками... Может, это происходило чаще, когда великие воины сходились в битве лицом к лицу, аралезам было легче определить героя, от которого зависели судьбы не только сражений, но и целых стран? Говорят, если такой герой преждевременно погибал, аралезы своими языками возвращали его к жизни (как, например, Ара Гехецика, убитого в ходе сражения с войсками Семирамиды-Шамирам). Говорят, аралезы спускались с небес к смертному одру героя и в том случае, когда он умирал дома.
Р? РєРѕРіРґР° тело спарапета Мушега понесли РІ его РґРѕРј, Рє его семье, то родственники его РЅРµ верили его смерти, хотя Рё видели голову, отрезанную РѕС‚ туловища. РћРЅРё говорили: "РћРЅ бесчисленное множество раз бывал РІ Р±РѕСЏС…, Рё РЅРё РѕРґРЅРѕР№ раны РЅРµ получил, РЅРё РѕРґРЅР° стрела РЅРµ попадала РІ него, Рё никаким РґСЂСѓРіРёРј оружием РѕРЅ РЅРµ был ранен". Другие же надеялись, что РѕРЅ воскреснет, Рё потому приставили голову Рє туловищу, пришили Рё поместили РЅР° кровле РѕРґРЅРѕР№ башни. РћРЅРё говорили: "Так как (Мушег) был РјСѓР¶ храбрый, то аралезы СЃРѕР№РґСѓС‚ Рё воскресят его". Поставили стражу Рё ждали его воскресения, РїРѕРєР°, наконец, разложился труп его. После того снесли его СЃ той башни, оплакали Рё погребли, как надлежало.
Все знали, что аралезы ведут свое происхождение от собак. Но вот как они выглядят, точно не может сказать никто. Одни говорят, что аралезы — это классические кинокефалы: собачья голова на человеческом теле («боги-псеглавцы»). Другие утверждают, что аралезы — кинокефалы инвертированные, то есть у них собачье тело и человеческая голова:
Зашел в пещеру, посреди которой светом тысяч сокровищ сиял меч-молния, а стерегли его два огромных аралеза — чудовища с собачьим туловищем и человеческой головой.
Священные предания Арарата
Как Р±С‹ то РЅРё было, армяне всегда верили РІ аралезов, Рё поклонялись РёРј. Так было Рё РґРѕ принятия христианства (301 Рі.), Рё РјРЅРѕРіРѕ веков после. РђСЂРјСЏРЅРµ еще долго выносили фигурки аралезов (обычно изображения собачьих голов) РїСЂРё погребении СЃРІРѕРёС… земляков. В«Р?РґСЏ РЅР° РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹ для того, чтобы «утешать» близких усопшего, что можно было взять СЃ СЃРѕР±РѕР№ более уместное, чем СЃРёРјРІРѕР» аралеза, внушающий надежду РЅР° воскресение РїРѕРєРѕР№РЅРёРєР°?В».
Понятно, что вера в аралезов не встречала понимания среди церковных деятетелей Армении. «Еще в V веке армянский философ Езник Кохбеци, борясь с языческими понятиями своих современников, доказывал им, что аралез не мог произойти от собаки, «ибо от плоти не может возникнуть бесплотное, как и от незримого — нечто во плоти. Не могло произойти от собаки существо, называемое аралез, обладающее якобы неведомой силой и оживляющее павших на войне, зализывая их раны». Несмотря на всю логичность подобных доводов, современники философа, по его словам, «все же спорят и настаивают на своем». Более поздние критики армянского язычества отказались от логических построений в борьбе с верой народа в аралезов, просто отнеся последних в разряд дэвов — ложных богов.
Но народ продолжал верить, что аралезы придут к умирающему герою. Воплощением и поддержанием этой веры были не только символы аралезов, имевшие погребально-похоронные функции, но и маски аралезов, которые были распространены «в древне-армянском и средневековом трагедийном театре дзайнарку-гусанов и вохбергаков, начиная с его зарождения из культового церемониала в 7-6 вв. до н.э. вплоть до 16-17 в. н. э.».
Р?нтересно, что культ подобных РґСѓС…РѕРІ существовал Рё среди РєСѓСЂРґРѕРІ-езидов. Только РѕРЅРё называли этих РґСѓС…РѕРІ милиакате пифдекен (Milyakete pifdikin). Последние, РІ отличие РѕС‚ армянских собратьев, РЅРµ зализывали погибшим раны, Р° вдыхали РІ РЅРёС… РІРѕР·РґСѓС…. Р?сследователи считают, что аралезы имеют ассирийское происхождение, которое ведут РѕС‚ «бога Мардука СЃ сопровождавшими его четырьмя собаками»
Василиск - тварь зело ужасная, взглядом жертв умерщвляющая, да воду дыханием зловонным портящая/
Р?СЃРїСѓСЃРєaющий СЃРІРёСЃС‚
и всех устрaшaющий гaдов,
кто до укусa убьет, —
их всех себе подчиняет,
цaрь безгрaничных пустынь,
губящий всех без ядa...
Девятaя книгa "Фaрсaлий"
"Р’ античные времена василиском называли маленькую змею СЃ белой меткой РЅР° голове, живущую РІ Ливийской пустыне, известную СЃРІРѕРёРј смертоносным СЏРґРѕРј Рё способностью передвигаться СЃ поднятой головой. Р?зображения василиска украшали головные СѓР±РѕСЂС‹ египетских фараонов Рё изваяний Р±РѕРіРѕРІ. Р’ В«Р?ероглифике» Гораполло РјС‹ находим любопытный отрывок, касающийся отношения древних египтян Рє этому удивительному существу:
«Когда они хотят изобразить слово "вечность", они рисуют змею, хвост которой спрятан за ее телом. У египтян эта змея зовется Урайон, а у греков — Василиск… Если она дохнёт на любое другое животное, даже не кусая его, жертва умирает. Поскольку эта змея обладает властью над жизнью и смертью, они помещают ее на головы своих богов».
В греческом языке «василиск» означает «маленький царь». Как и его имя, наше представление о василиске пришло из Греции. Для греков василиск был одним из чудес «заморской пустыни», однако до нашего времени греческие литературные источники о василиске не дошли. Статья о василиске содержится в «Естественной истории» римского писателя Плиния Старшего (I век н.э.), в том числе написанной и на основе трудов греческих историков и хронистов".
«У гесперийских эфиопов бьет источник Нигер, который, как многие полагают, является истоком Нила Поблизости от него обитает зверь катоблепас, у которого все члены тела небольшие, однако голова огромная и тяжелая, а поэтому всегда склоненная к земле, иначе роду человеческому грозило бы уничтожение, ибо все, на кого он посмотрит» тут же погибают. Подобной же силой обладает и змей василиск. Его родина — это провинция Киренаика, в длину он не более двенадцати дюймов, на голове у него белая маковка, наподобие диадемы. Свистом он обращает в бегство всех змей. Он передвигается, не извивая многократно свое тело, как остальные, но шествует поднимая кверху среднюю часть. Одним своим запахом он истребляет кустарники, выжигает травы, уничтожает камни, вот какова его зловредная сила. Говорят, что однажды его удалось проткнуть копьем с лошади, но прошедшая через это копье смертоносная сила уничтожила не только всадника, но и саму лошадь. Для подобного чудовища, которое цари страстно желали увидеть дохлым, смертельно семя ласки. В природе всему находится пара».
Плиний Старший. Естественная история. VIII, 77—79.
Далее Плиний пишет, что "если бросить василиска в нору ласки, ласка убьет его своим зловонием — но и сама погибнет". Как можно бросить куда-нибудь существо, к которому нельзя прикоснуться, Плиний не объясняет.
Таков «настоящий» василиск. Главная его черта, закрепленная в имени — царственность. Возможно, она связана с особой отметиной на голове василиска, или с его способностью передвигаться не опуская головы (этот аспект, видимо, был очень значим для древних египтян). Заслуживает внимания и тот факт, что невероятная губительная сила заключена в таком небольшом существе. Слово «василиск» можно в определенном контексте перевести и как «маленький тиран». Неудивительно, что василиск несет в себе в основном негативные качества «царственного существа».
Василиск практически РЅРµ упоминается РІ литературе древности. Р?сключение составляют только пара отрывков РёР· Ветхого завета Рё РїРѕСЌРјР° грека Полиодора В«Рфиопика», РІ которой существование «злого глаза» подтверждается тем, что «василиск РѕРґРЅРёРј лишь взглядом Рё дыханием убивает РІСЃРµ, что попадается ему РЅР° пути». Р’ «Деяниях» Аммиана Марцеллина (IV век РЅ.СЌ.) РѕРґРёРЅ РёР· персонажей сравнивается СЃ василиском, «который опасен даже РЅР° расстоянии». Р’ «Фарсалии» Лукана описывается битва армии Катона СЃРѕ змеями. Василиск обращает змей РІ бегство Рё РІ одиночку противостоит армии. Солдат поражает василиска Рё избегает участи всадника, описанного Плинием, только благодаря тому, что отрубает себе СЂСѓРєСѓ, державшую РєРѕРїСЊРµ.
В каждом из этих отрывков василиск заслужил упоминание не своей «короной» или поднятой головой, а своим ядом. Также и сам Плиний не ограничился исследованием загадочных свойств самого животного, но и отметил, что его кровь имеет особое значение для тех, кто занимается черной магией:
«Крови василиска, от коего и змеи бегут, ибо некоторых из них он убивает своим запахом, и чей взгляд, как говорят, смертелен для человека, волхвы приписывают удивительные свойства: сжиженная, она напоминает цветом и консистенцией слизь, очищенная становится прозрачнее драконовой крови. Говорят, что она может исполнять просьбы, обращенные к правителям, и мольбы к богам, избавляет от недугов, наделяет амулеты магической и вредоносной силой. Ее называют еще кровью Сатурна».
Плиний Старший. Естественная история. XXIX, 66.
Рпитоматор «Естественной истории» Рё составитель РєРЅРёРіРё «О вещах достопримечательных» Солин (III РІ.) добавил Рє рассказу Плиния следующие сведения:
«Пергамцы для того приобрели останки василиска за большие деньга, чтобы в храме, расписанном Апеллесом, пауки не ткали свои сети, и не залетали птицы».
Солин. «О вещах достопримечательных», 27.50
В "Физиологе", написанном в Александрии между II и IV веками, василиск — уже не маленькая змейка, как у Плиния, а чудище с туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха. Убить его можно, направив зеркалом солнечные лучи ему в глаза; в других вариантах он окаменевает, увидев своё отражение в зеркале.
II. Василиск в христианском мире
Средние века.
Типичное средневековое описание василиска находим у Рабана Мавра:
«Василиском РѕРЅ именуется РїРѕ-гречески, РїРѕ-латыни — regulus, царь змей, которые, РІРёРґСЏ его, уползают, РёР±Рѕ запахом СЃРІРѕРёРј (olfactu suo) РѕРЅ убивает РёС…. Р? человека убивает, РєРѕРіРґР° глядит РЅР° него. РќРё РѕРґРЅР° летящая птица РЅРµ минует невредимой его взгляда, — Рё РЅР° расстоянии РѕРЅ пожрет ее огнем своей пасти. Его, однако, побеждает ласка, Рё люди пускают ее РІ пещеры, РіРґРµ РѕРЅ прячется; РїСЂРё ее РІРёРґРµ РѕРЅ бежит; РѕРЅР° же его преследует Рё убивает... Длину же имеет РІ половину СЂРёРјСЃРєРѕРіРѕ фута, разрисован белыми пятнами. Василиски, как Рё СЃРєРѕСЂРїРёРѕРЅС‹, любят безводные местности, Р° РєРѕРіРґР° РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє водам, то распространяют там РІРѕРґРѕР±РѕСЏР·РЅСЊ Рё безумие. Сибилус («Шипящий») —то же, что Рё василиск; РѕРЅ убивает СЃРІРѕРёРј шипением еще РґРѕ того, как кусает или сжигает огнем»
Храбан Мавр. Об универсуме. Гл. 3: О змеях. Col. 231 .
Р? поскольку сведения Рѕ василиске оказались доступны средневековым читателям, то вставал естественный РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, откуда же взялось столь редкое животное. Английский ученый Александр Некам (XII РІ.) РІ своем сочинении случайно обмолвился:
«Всякий раз, как старый петух откладывает яйцо, которое вынашивает жаба, на свет появляется василиск»
Александр Некам. О природе вещей. I, 75 (356: c.188).
Причем именно престарелый петух, Р° РЅРµ курица. Ртих скупых сведений было достаточно для алхимиков, которые РЅР° протяжении долгого времени разрабатывали СЃРїРѕСЃРѕР±С‹, как вырастить василиска РёР· петуха-гермафродита. Можно только догадываться Рѕ запахах, стоявших РІ лабораториях после безуспешного высиживания куриных СЏРёС† болотными жабами. Томас РёР· Кантимпрэ РІ «Книге Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ вещей» рассказывает Рѕ василиске, объединяя сведения РёР· разных источников:
«Василиск, как пишет РЇРєРѕРІ [РґРµ Витри], — это змей, который, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, является змеиным царем, поэтому РѕРЅ Рё зовется РїРѕ-гречески василиском, что РЅР° латыни означает «царевич». Василиск — беспримерное зло РЅР° этой земле, семи футов РІ длину, отмеченный РЅР° голове белыми пятнами, расположенными наподобие диадемы. РЎРІРѕРёРј дыханием РѕРЅ сокрушает камни. Ртого змея РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ змеи боятся Рё избегают, РёР±Рѕ погибают РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ его запаха. Людей же РѕРЅ убивает взглядом. Так, если РѕРЅ первым СѓРІРёРґРёС‚ человека, тот сразу же умирает, если же, как утверждает РЇРєРѕРІ, [архиепископ] РђРєРєРё, человек первым, то погибает змей. Плиний, рассказывая Рѕ звере катоблепасе, отмечает, что оный взглядом убивает людей, Рё добавляет: «Подобным же свойством обладает Рё змей василиск». Рћ том, отчего это случается, сообщает РІ своей РєРЅРёРіРµ Ркспериментатор. Так РІРѕС‚, РѕРЅ пишет, что лучи, исходящие РёР· очей василиска, наводят порчу РЅР° зрение человека, РєРѕРіРґР° поражено зрение, РіРёР±РЅСѓС‚ Рё РґСЂСѓРіРёРµ ощущения, например связанные СЃ РјРѕР·РіРѕРј Рё сердцем, РІРѕС‚ поэтому человек Рё умирает. Василиски, как Рё СЃРєРѕСЂРїРёРѕРЅС‹, преследуют мучимых жаждой, Рё РєРѕРіРґР° РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє водам, то заражают РёС… РІРѕРґСЏРЅРєРѕР№ Рё одержимостью. Василиск уничтожает РЅРµ только людей Рё прочих живых тварей, РЅРѕ даже землю делает смертоносной Рё оскверняет РїРѕРІСЃСЋРґСѓ, РіРґРµ только находит себе пристанище. РљСЂРѕРјРµ того, РѕРЅ РіСѓР±РёС‚ травы Рё деревья СЃРІРѕРёРј дыханием, уничтожает плоды, крушит камни, заражает РІРѕР·РґСѓС…, так что РЅРё РѕРґРЅР° птица РЅРµ может там пролететь. РљРѕРіРґР° передвигается, то изгибает среднюю часть тела. Его свиста страшатся РІСЃРµ змеи Рё, как заслышат, тут же устремляются РІ бегство. Укушенную РёРј жертву РЅРµ доедают звери, Рє ней РЅРµ притрагиваются птицы. Только ласки РјРѕРіСѓС‚ одержать над РЅРёРј верх, Рё люди бросают РёС… РІ пещеры, РІ которых притаился василиск. Как пишет Плиний, СѓР±РёРІ его, ласки погибают сами, Рё так РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ конец РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ вражде. Р?Р±Рѕ РЅР° свете нет ничего, что РЅРµ могло Р±С‹ быть уничтожено естественным противником. РќРѕ даже мертвый василиск РЅРµ теряет своей силы. Везде, РіРґРµ только будет развеян его прах, пауки РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ сплести СЃРІРѕСЋ паутину, Р° смертоносные твари жалить. Рђ также это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ тех местах, РіРґРµ есть храмы, РІ которых хранятся части его тела. Говорят, что РІ Греции есть храм, посыпанный этим пеплом. Утверждают, что серебро, посыпанное пеплом василиска, приобретает цвет золота. Есть РѕРґРЅР° разновидность василисков, которые РјРѕРіСѓС‚ летать, однако РЅРµ покидают пределов своего царства, РёР±Рѕ так установила Божественная Воля, чтобы РѕРЅРё РЅРµ обратились Рє опустошению РјРёСЂР°. Есть Рё РёРЅРѕР№ РІРёРґ василиска, РЅРѕ Рѕ нем смотри РІ РєРЅРёРіРµ Рѕ пернатых, РІ главе Рѕ петухе: «Петух, одряхлевший Рє старости СЃРЅРѕСЃРёС‚ яйцо, РёР· которого вылупляется василиск. Однако для этого необходимо совпадение РјРЅРѕРіРёС… вещей. Р’ обильный Рё горячий навоз РѕРЅ помещает яйцо, Рё там РѕРЅРѕ согревается, словно родителями. Спустя РјРЅРѕРіРѕ времени появляется птенец Рё взрастает сам РїРѕ себе, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ утенку. РЈ этого животного С…РІРѕСЃС‚ змеи, Р° тело петуха. РўРµ, кто утверждает, что видел появление РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ существа РЅР° свет, рассказывают, будто Сѓ этого яйца РІРѕРІСЃРµ РЅРµ скорлупа, Р° шкура крепкая Рё настолько прочная, что ее невозможно проколоть. Бытует такое мнение, что яйцо, которое СЃРЅРѕСЃРёС‚ петух, вынашивает змея или жаба. РќРѕ РјС‹ полагаем, что это сомнительно Рё весьма неопределенно, ведь РІ писаниях древних говорится только Рѕ том, что некий РІРёРґ василиска вылупляется РёР· яйца, которое СЃРЅРѕСЃРёС‚ одряхлевший петух»».
Томас из Кантимпрэ. «Книга о природе вещей»
Джинн - обычно злой дух мусульманской мифологии.
Р?фрит - подвид джинна, огненный элементаль и адский демон.
Колчис - змей-дракон, охранявший золотое руно в древнегреческой мифологии.
Согласно одной из версий, при первой попытке украсть руно, Ясон был проглочен драконом-охранителем. Афина решила спасти Ясона, но дракона убивать не стала, а лишь дала тому рвотное. Момент, когда Колчис, истекающий слюной, извергает Ясона из пасти к ногам богини Афины, изображен на хорошо известном круглом краснофигурном килике, хранящемся в Ватиканском музее Рима. Впоследствии, по легенде, волшебница Медея усыпила Колчиса и помогла Ясону украсть заветное руно.
Марид - подвид джинна, водяной элементаль.
Пиатэк - в древнеармянской мифологии существо, похожее на бескрылого грифона.
РҐСЃРєР° - в древнеармянской мифологии великаны, исполины или гиганты.