Автор: Никандра На поселке, где прошло мое детство, была у нас старая соседка, через забор дворы. Звали ее просто Фенька, полного имени не знал никто, и сколько ей лет, тоже. Она была очень старой, и поговаривали, что ведьма. Во времена моего детства о ней рассказывали страшилки, мы, дети, ее боялись. Мама рассказывала, что в годы ее детства о Феньке тоже рассказывали страшилки, и выглядела она столь же старой.
Я тогда ради смеха спросила бабушку, не было ли таког и в ее детстве, но бабушка ответила, что приехала на наш поселок взрослой девушкой. Но Фенька уже тогда была глубокой старухой. Впрочем, ведьмой ее называли еще и за характер — склочная была бабка, со всеми ругалась, ни с кем особо не дружила (разве что могла подольститься, когда ей было выгодно). В гости ни к кому на ходила и к себе не звала, у нее во дворе было несколько злых собак и множество кошек. Единственным человеком, с кем Фенька поддерживала более-менее ровные отношения, была моя бабушка, и то в вилу своего характера: бабушка никогда ни с кем не ссорилась, была доброжелательна со всеми, зла не держала ни на кого. И порой Фенька приходила к нам попросить бабушку заполнить ей коммунальные квитанции или еще какие-то бумаги.
Раньше ксерокса не было, и если требовалось снять копию, нужно было все переписывать от руки, и если это требовалось Феньке, то снять такую «копию
просили меня. Так я увидела ее паспорт и дату рождения. Оказалось, она старше бабушки всего лишь на тринадцать лет. Когда я сказала об этом бабушке, та лишь покачала головой и ответила, что данные паспорта неправильн е, на самом деле Фенька намного старше, и когда-то была подделана метрика. Думаю, бабушка что-то о ней знала, но всегда хранила чужие тайны
Прошло несколько лет. Наша семья получила квартиру, я вышла замуж, все разъехались, осталась бабушка одна жить в нашем старом доме на поселке и через пару лет умерла.
На похороны собралась половина поселка, бабушку любили и уважали. Меня, к сожалению, там не было, я в то время была на большом сроке беременности, поэтому поехала одна мама. Чтобы все приготовить к похоронам, собрались соседки. Была среди них одна очень набожная старушка, церковная служительница, так ее снарядили в церковь, купить свечей, крест, что вкладывают в руки покойнику, и остальное, что нужно для обряда.
Только она за порог — появляется Фенька и вынимает красивый узорчатый алебастровый крест, явно дорогой, и говорит маме:
- Вот, Женя, возьми, в руки Кате вложишь. Это я для себя берегла, думала, раньше умру. Любила я Катю, пусть будет ей подарок!
Мама очень удивилась и крест взяла, а Фенька ушла, но то и дело появлялась во дворе, наблюдала за приготовлениями.
Вскоре вернулась старушка, ходившая в церковь. Она купила все, что нужно, и в том числе простенький, без наворотов крест для вложения в руки. А мама показала ей Фенькин крест.
- Да ты что! — всплеснула руками старушка. — Нельзя его в гроб класть, он же неосвященный!
Как она это определила, мама спрашивать не стала. Но решила не рисковать. Когда покойницу положили в гроб, под пристальным взором Феньки мама вложила ей в руки Фенькин крест. Но потом дала знак соседкам, они столпились и заслонили гроб, и мама поменяла кресты — Фенькин куда-то спрятала, а купленный в церкви вложила в руки бабушке и прикрыла сверху цветами.
Похоронили бабушку, а когда вернулись с кладбища и стали готовить блюда для поминок, какая-то из соседок взяла Фенькин крест и бросила в печь.
Как загудело в печи, завыло, засвистело, а потом раздался грохот, похожий на взрыв, и на печке оказались разбитыми два колосника — это, кто не знает, металлические плиты, покрывающие печь сверху.
Все были в шоке. Когда песь остыла и выгребли золу, там не нашли ничего похожего на крест, а только белый порошок, который высыпали под Фенькин забор.
Через время прибегает Фенька:
- Где мой крест?!
- У себя под забором посмотри! — ответила одна соседка. Но Феньке было не до скандалов, ей было худо, и она ушла