Мой дед давно помер. Схоронили его на нашем сельском старом кладбище, как он и просил. Это недалеко от могил его отца и деда, рядом с бабушкой. Они были очень набожные люди, приучали детей поклоняться Богу и почитать родителей. Хотя нам, малышне, тяжело было отстоять ночные службы на Рождество и Пасху, отсыпаться дома нам не позволяли.
Однако, я хотела рассказать вам совсем о другом, мне вспомнилось, как после Божественной литургии на Пасху, дед Илья шел на кладбище. Было это после освящения яиц, перед рассветом. Он никогда никого не брал с собой. Мне было очень любопытно, почему он идет один, но дед Илья, всегда отвечавший мне на любые вопросы, здесь предпочитал помалкивать. Не говорили об этом ни бабушка Анюта, ни моя мама.
Эта тайна открылась мне через много-много лет, в день похорон дедушки. Я подслушала, как об этом рассказывала моей маме бабушка Анюта, только я не все поняла. Оказывается, на кладбище мог пойти только мужчина, если храбрости на это хватит. После деда Ильи ночью туда никто не ходил, все боялись. Тогда матушка мне ничего не объяснила, отделалась обычными словами:
- Подрастешь - узнаешь.
Теперь я уже старая и все знаю. Из поколения в поколение, от отца к сыну передавалось разрешение раз в год, после Божественной Пасхальной литургии, прийти на кладбище, и сообщить православным христианам, захороненным там, что Иисус Христос воскрес!!! Дед Илья проходил через ворота, молился и торжественно произносил:
- Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!
По кладбищу проносился гул радостного ликования. Деду отвечал дружный хор:
- Воистину воскрес!
Такое услышать и остаться в разуме, не повредиться рассудком, может далеко не каждый. Вот поэтому он никого и не брал с собой. Он много раз, в этот важный для него день, звал с собой отца, но тот так и не решился пойти.
Прошло много лет. В моей семье так и не нашлось ни одного мужчины, кто осмелился бы сходить на кладбище ночью в Пасху. Я слышала, что где-то живет молодой родственник, который это делает, но я его не знаю.