Великаны

Категория: Криптозоология, Дата: 13-07-2011, 00:00, Просмотры: 0

Титанами называется большинство потомков Урана (неба) и Геи (земли). Некоторых из них именуют также богами; более того, Зевс и прочий олимпийский пантеон — по большей части их потомки. Отец Зевса (а также Аида, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии) Крон — бог плодородия, а впоследствии времени — тоже титан. Титан Гиперион стал отцом Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и зари (Эос). Собственно, титаны и есть боги, предыдущее по сравнению с олимпийцами поколение. Пожалуй, будет разумно предположить, что они попросту способны менять свой размер, а то и форму — как и боги-олимпийцы, которые частенько такое проделывали. Превратиться в скалу, в речной поток, в зверя или в человека им должно быть вполне по силам.

И все же в обзоре великанов они оказались отнюдь не случайно: ведь во множестве языков слова «титан», «титанический» означают предельную степень как мощи, так и размера. Вспомним корабль «Титаник», 600-тонный карьерный самосвал «Терекс Титан» и так далее. Так начался век титанов, и сведения о нем весьма противоречивы. Кто-то считает, что то был век варварства и дикости, а с олимпийцами пришли просвещение и мудрость; кто-то, наоборот, полагает титанов благодетельной силой (приводя в пример того же Прометея). Желающим познакомиться с титанами с хорошей стороны можно порекомендовать знаменитую книгу Якова Голосовкера «Сказания о титанах» (в одном из лучших романов Г. Л. Олди, «Герой должен быть один», немало позаимствовано из этих «Сказаний»).

Закончилось правление титанов почти так же, как и началось: Крон имел неприятную привычку глотать своих детей, но его супруга Рея не послушалась и оставила на воле младшего, Зевса. Что закончилось для Крона весьма печально, а проглоченные братья и сестры вместе с Зевсом составили основу нового пантеона (в который вошли также их дети, Афродита и кое-кто из титанов — например, Фемида).

Титаны, однако, так легко власть не отдали — и произошла десятилетняя война, титаномахия. Решающую роль в ней сыграли неожиданные союзники богов, о которых речь пойдет ниже. Титаны были снова низвергнуты в материнскую утробу, Тартар, но не все — к примеру, Океан, Атлант, Фемида и многие другие остались в мире и продолжали править или служить.

Однако известно немало историй о том, что свергнутые на самом-то деле не покорились; часто титаны оказываются олицетворением мятежа (как в хорошем, так и в дурном смысле) и свободолюбия и противовесом слепой покорности; Прометей и тут оказывается любимым примером. Некоторые алхимики использовали слово «титан» как синоним понятия «хаос». Но не стоит забывать, что мятежниками их сделало противостояние с богами; до того они не стремились ввергнуть мир в беспорядок и безумие.

А в средневековой Европе после многих веков христианства бытовала легенда, что один титанид (сын титана) все еще правит крошечным государством в горной долине неподалеку от нынешней греко-албанской границы.Если титаны казались Урану уродливыми, то что, интересно, он думал о сторуких, пятидесятиголовых гекатонхейрах (по некоторым данным — еще и огнедышащих)? А ведь это тоже его детки. Именно они и оказались теми ценными союзниками Олимпа, благодаря которым титаномахия завершилась победой богов. Три братца — Гиес (по-гречески — «пашня»), Котт («гнев») и Бриарей («могучий», он же Эгеон) — оказались решающим аргументом в десятилетней войне.В большинстве мифов гекатонхейры выглядят, в общем-то, типичными великанами, несмотря на свою сторукость, — огромными, могучими и чрезвычайно тупыми. Такими они вошли и в современную литературу (например, в «Понедельник начинается в субботу» они трудятся грузчиками в НИИЧАВО, находятся фактически на правах животных и квартируют в виварии).

Однако существует и другой миф — согласно ему, три брата, ответив на призыв Зевса, надеялись свергнуть и его и стать главными победителями. В этом варианте конечным условием победы (по предсказанию мойр) было жертвенное сожжение останков нимфы Кампы, что сторожила титанов в Тартаре. И Бриарей попытался опередить в этом олимпийцев; однако орел Зевса выхватил тело нимфы у Бриарея и отнес на Олимп Зевсу.

Так или иначе, Зевс не осыпал гекатонхейров милостями; они отправились к воротам Тартара — сторожить, чтобы побежденные титаны не вырвались.

Бриарею еще раз довелось помочь Зевсу — когда против того ополчились Гера, Посейдон и Афина, Фетида призвала его на помощь.

Вообще, гекатонхейры в мифах чаще всего выступают в роли «последнего довода», абсолютного оружия. Они нечасто вмешиваются в дрязги других потомков Урана, но есть серьезные основания подозревать, что они превосходят в мощи и богов, и титанов... Даже если эта мощь и не поддержана соответствующим интеллектом.Циклопы

Правильнее называть их киклопами; это означает «круглоглазые». Это еще один народ, порожденный Ураном. Главную их особенность легко вспомнит каждый: единственный круглый глаз посередине лба.

Согласно изначальному мифу, их было всего три — Арг («сияющий»), Стероп («громовой») и Бронт («сверкающий»). Они были первыми и славнейшими мастерами-кузнецами, выковали оружие многих богов и перуны (молнии) Громовержца, поддержали богов в титаномахии...

«Вслед за сторукими родила Гея-Земля новых исполинов — Одноглазов-Киклопов, солнечных и громовых. Высоко в небе сверкал их круглый огненный глаз посреди покатого лба, свой подземный огонь превращая в небесное сияние. Их руки опускались молотами, оглушая землю и небо, и тогда колебались вершины гор и земля сотрясалась», — говорится о них в «Сказаниях о титанах».

Но однажды Зевс убил своей молнией сына Аполлона Асклепия (за то, что слишком хорошо врачевал и оживлял мертвых), и Аполлон сильно обиделся. С Зевсом он ничего поделать не мог, а потому сорвал злобу на тех, кто сделал эти молнии. Циклопы были уничтожены, а небесная кузница отошла к богу Гефесту.

Между прочим, этот миф создает изрядную путаницу в хронологии: ведь, Гефест служит кузнецом богам с давних пор, а история с Асклепием случилась, судя по всему, незадолго до Троянской войны — в ней участвуют среди прочих ахейских героев сыновья Асклепия Махаон и Подалирий, целители греческого войска, родившиеся еще до вознесения Асклепия на Олимп... Словом, что-то не так; но греков, как известно, такие противоречия в мифах отнюдь не смущали. Как мы уже писали, греки полагали, что каждый миф — отражение настоящей истории богов и героев, которая в полном виде непостижима и недостижима, и чем больше мы знаем таких отражений — тем лучше. А то, что они вроде бы не совпадают, — так ведь одна вещь может отбрасывать совершенно разные тени, смотря как ее повернуть...Однако, судя по всему, циклопы успели народить немало одноглазого потомства — иначе непонятно, с кем же имел дело Одиссей, а также многие другие персонажи мифов. Потомство это уже не отличалось особым искусством — только могучей силой, размером и, конечно же, единственным глазом. За вычетом последней особенности, они — самые что ни на есть «обычные» великаны.

Полифем, знаменитый противник Одиссея, мало того что циклоп, так еще и сын Посейдона и нимфы. Как и почему он оказался циклопом — неведомо. Между прочим, до ослепления Одиссеем он успел нехорошо прославиться, когда влюбился в нимфу Галатею. Та предпочла ему прекрасного Акида, и циклоп в приступе ревности завалил юношу скалой. Однако любви Галатеи ему это не принесло.

Если титаны в литературе чаще всего олицетворяют стихию, бунт, хаос или свободолюбие, то циклопы (благодаря Одиссею) сделались олицетворением грубого простодушия. Обычно под обличьем циклопа скрывается сатира на невоспитанную «деревенщину».