Ундины или ондины (от латинского unda, «волна») — это прекрасные девушки, иногда с рыбьими хвостами. У них роскошные волосы, иногда зеленоватые, и ундины (вот неожиданность, да?) любят расчесывать их, сидя на берегу или качаясь на волнах. Своим пением и красотой девы завлекают путников в глубины, где могут погубить их, а могут сделать возлюбленными в подводном царстве. Средневековые алхимики и каббалисты, начиная с Парацельса, считали ундин элементалями воды — стихийными духами, живущими в воде и управляющими водной стихией во всех ее проявлениях — к примеру, вызывая дожди. Ундины встречаются в озерах, реках и водопадах, причем на водопадах они любят кататься. древние германцы называли духов-хранителей вод, обитающих в реках, озерах и водопадах, никсами (Nix/Nixe/Nyx). Имя происходит от протоиндоевропейского «neigw» (купаться). В шведском оно имеет форму «нэкк», в финском — «накки», есть вариации и в других языках. Различаются никсы мужского пола (никс, Nix) и женского (никса, Nixie). Водные духи-оборотни очень часто принимают человеческий облик. Женщины-никсы прекрасны, по плечам их струятся золотые волосы, и нижняя рыбья половина тела не умаляет их привлекательности. Как вы уже догадались, они любят и умеют петь и своими песнями завлекают юношей в воду. Кувшинки в Скандинавии именуют розами нэкков.
В отличие от уродливых «морских мужей», мужчины-никсы тоже хороши собой и неравнодушны к человеческим женщинам. Разве что зубы у них зеленые, а так — красавцы хоть куда. Игрой на скрипке никс заманивает земных девушек под воду, а там уж как повезет: может оставить девицу в своих подводных владениях в качестве жены, а может и утопить. Иногда мужчины-никсы предстают нагими, а иногда — одетыми, причем весьма щегольски. Вот только с одежды у них постоянно течет вода, совсем как у батюшки Водяного в русском фольклоре. Трудно назвать истинный облик никсов, поскольку одно из главных их качеств — оборотничество. Водные метаморфы, кроме как в образе человека, способны предстать в виде рыбы, змеи, быка, кошки, собаки, коня. Финские накки (Näkki), они же ветехинен или весихииси, — это никсы, живущие в прудах, озерах, колодцах, у мельниц, под причалами и мостами через реки. В этом они похожи на славянских водяных. Накки могут утащить под воду человека (особенно ребенка), который перегибается через перила моста, разглядывает или трогает свое отражение в воде. Спереди они выглядят привлекательно, но если глянуть со спины, оказываются страшно уродливыми и волосатыми. Другие истории говорят, что накки — это рыболюди, которые могут превращаться в прекрасных чувственных женщин, в красоток с тремя грудями, в серебристых рыб, лошадей и собак. Шведские водные духи, никсы, нэккен или ноккен (näcken, nøkken), также называются стромкарлен (strömkarlen, от ström — «быстрый поток» и karl — «человек») или форскарлен (forskarlen, от fors — «водопад»). В Норвегии нэкка еще зовут фоссегрим (Fosse-Grim, от foss — «водопад»).
Самая известная из немецких никс — Лорелея, прекрасная и губительная дева. Она сидит над Рейном на скале, которая носит ее имя, расчесывает гребнем золотые косы и поет. «Нищему о королевском богатстве поет Лорелея. Рыцарю обещает победу и славу. Покой — усталому. Любовь — влюбленному. Каждый слышит в ее песнях то, чего жаждет его душа. Гибель несут песни Лорелеи. Околдует ее голос, а потом поведет за собой, заманит в страшный водоворот. Прочь отсюда, рыбак! Берегись, пловец! Если настигнет тебя ее песня — ты погиб!» Надо сказать, скала Лорелеи расположена в чрезвычайно опасном месте, где даже в наши дни затруднено судоходство, хотя подводные рифы уже частично взорвали.
Еще одна пресноводная дева из кельтских и средневековых легенд — Мелюзина (Мелизанда), которую иногда изображают с одним или двумя рыбьими хвостами вместо ног, иногда со змеиной нижней частью тела, иногда с крыльями или комбинацией хвоста и крыльев. По разным версиям ее считают либо феей водных источников, либо суккубом. Суккубы — это неотразимо привлекательные женщины-демоны, соблазняющие мужчин. Суккубом была мифическая Лилит, которая соперничала с Евой за внимание Адама — и, по слухам, успешно. Крылья и хвост (то ли змеиный, то ли классический русалочий) ей не мешали.
Валлийские гуараггед аннун (Gwragedd Annwn) — златовласые красавицы, обитающие на дне озер, особенно горных в безлюдной местности. Хотя их мужчины седовласы и длиннобороды, они вовсе не немощные старцы. Гуараггед аннун — посредники между мирами людей и фейри.Описания рыбохвостых существ (чаще — женщин, реже — мужчин) встречаются в стольких источниках, что просто глаза разбегаются. Бразильская черноволосая красавица Иара, мать вод, чудесным пением завлекает пловцов и рыбаков, соблазняет и зацеловывает до смерти. Чилийская Пинкойя, дочь подводного царя Мильялобо, голубоглазая блондинка, гораздо добрее — она наполняет сети рыбаков дарами моря и помогает потерпевшим кораблекрушение. Ее отец Мильялобо и сам с хвостом, он сын женщины и тюленя. Африканская Мами Вата, дух воды, одаривает человека здоровьем, но взамен требует безоговорочного повиновения. Насчет ее хвоста мнения расходятся — то ли он рыбий, то ли змеиный, то ли ее рыбий хвост обвивает змея. С индонезийской богиней южных морей Ньяи Лоро Кидул тоже неясно, обладает ли она рыбьим хвостом или змеиным туловищем... впрочем, что ей такие мелочи, если одно из ее свойств — менять облик семь раз в день.
Адыгейская госпожа моря Хыгуаше (Хыпэ-Гуащэ) с виду вполне русалка: человечий верх, рыбий низ. Таков же китайский Хэ-бо, дух реки Хуанхэ, — хорош собою, высокого роста, белолицый и с хвостом как у рыбы — он, в отличие от многих родственников, девушками очень даже интересуется: каждый год ему приносили по одной в жертву...
Самые ранние свидетельства о людях-рыбах дошли до нас из глубины тысячелетий, от шумеров и аккадов. Вавилонский историк Берос рассказывает, что люди жили как звери, пока из вод нынешнего Персидского залива не вышли рыболюди под предводительством Оаннеса, которые научили жителей Месопотамии всему — письму, геометрии, строительству, земледелию, обработке металлов — и дали им свод законов и священное писание о начале мира.
Оаннес — грецизированная форма имени, шумерское или аккадское имя осталось неизвестным. Оаннес был существом с телом рыбы, головой человека под головой рыбы, обладал одновременно человечьими ногами и рыбьим хвостом. Он каждый день выходил из моря, беседовал с людьми и на ночь возвращался обратно. Его дело продолжали другие подобные существа, которых Берос называет аннедотами.Финикийцам и филистимлянам Оаннес был известен уже под именем Дагона (Дагана) или Одакона. Есть несколько версий происхождения имени: от одного из древнееврейских корней «даг» — рыба, «даган» — зерно, или арабского dagana — «быть облачным». Соответственно, Даган — это морское божество, бог зерна или бог-громовержец. В текстах Саргона Аккадского Даган выступает как глава шумеро-аккадского пантеона.Богиня Луны и судьбы Деркето (греческое искажение арамейского имени Астарты — Атаргата или Тарата) почиталась в Северной Сирии, отчасти у хананеев и финикиян, но особенно у филистимлян, где ее, подобно Дагону, изображали с нижней частью тела рыбы. Некоторые изображения показывали ее рыбой с человеческой головой и ногами. Деркето-Атаргата была матерью ассирийской царицы Семирамиды и передала своей жестокосердой дочери способности к предвидению и к оборотничеству.