Шева

Категория: Легенды, Дата: 8-08-2011, 00:00, Просмотры: 0

Шева - воплощение порчи, злого духа, сидящего в человеке, месть колдуна добрым людям, одержимость. Предания коми о шеве схожи с историями, бытующими у большинства народов, населяющих планету. Самую большую известность в мире приобрели христианские «бесноватые» и вудуистическая практика коллективного транса. Древнегреческие пифии (предсказательницы) и шаманы со всех концов света становились одержимыми чаще по собственному желанию - когда нужно было заглянуть в будущее или в одно мгновение пересечь огромное расстояние. Их последователями можно считать медиумов, обретших особую популярность в конце XIX века.

«Тьпу, шева пыр»

И все-таки есть у шевы свой исключительный, если можно так выразиться, колорит. Начнем с того, что ее вполне можно было изготовить самому.

Занимались этим, за редким исключением, колдуны. Мастерили злокозненную шеву в основном из всякого мусора. В ход шли: иголки от печной метлы, черемуховые сердцевины, пепел, сор, засушенные, размельчённые в порошок части ящерицы. Бережно укладывали в берестяной кузовок и хранили в подполе или хлеву. Такая вот консервация. Если же в шеве возникала нужда, следующей задачей становилось подкинуть ее недругу в питье или пищу в надежде, что человек забудет перекреститься перед едой. Подкидывали и на порог дома, на лестницу, ведущую в хлев, в другие места, где человек мог споткнуться, стукнуться и непременно выругаться.

По мнению удорских коми, шева в виде ящерицы могла заползти в человека, неосторожно заснувшего на земле. Увидев соринку, волос в тарелке, почувствовав его на языке, на губах, следовало сплюнуть и сказать: «Тьпу, шева пыр» («Тьфу, шева заходит»).

Почему же этого так боялись? Считалось, что проникнув в человека, шева «грызла» наиболее вкусные ткани, особо выделяя глазной белок. Ее вселением объяснялись хронические заболевания.

Шева и пифия - сестры навек?

Но главное, повторяющиеся истерические припадки. В процессе «беснования» жертва шевы могла назвать имя ее хозяина. Присутствующие часто этим пользовались и, помимо имени, заодно узнавали ответы на интересующие их вопросы. В этот момент жертва шевы как раз уподоблялась пифии или медиуму. Бывали случаи, когда шеву подселяли специально. Вот что описывают исследователи мифологии коми. Способности одержимых шевами к ясновидению и чревовещанию использовались в деревнях еще в годы войны, когда у женщины специально вызывали припадок и от «сидящего в ней духа» узнавали о судьбе солдат, воевавших вдали от дома и не подававших вестей.

Наблюдались случаи травестизма: женщины, ссылаясь на находящихся в них и называвших себя мужскими именами шев одевались в мужской костюм, начинали курить, пить, сквернословить, отказываться от выполнения женских работ (Лит.: Лыткин, Гуляев 1970, Напольских 1998, Сидоров 1928, Налимов, Uotila 1989).

Изгоняли шеву в основном заговорами и походами в церковь. Изгнанный злой дух предполагалось зашить в кожаный мешочек и сжечь.

Чем кормят злого духа

Однако, судя по всему, сжечь удалось не всех. Шева до сих пор хоронится по баням и подполам в деревнях, сохранившись вместе со старинным жизненным укладом селян. Несколько лет назад в нашей газете шеве была посвящена целая статья («Красное знамя» от 17 ноября 2005 года, «Шепот шевы», Виктор Семенов). «...Что поделать, - пишет автор статьи, - если и абсолютно серьезные люди признают ее современное существование! Известные в Коми краеведы и этнографы супруги Анатолий Смилингис и Людмила Королева во время пеших походов побывали в десятках самых отдаленных таежных сел и деревень. Они записали множество свидетельств существования шевы: некоего страшного лесного существа, которое вселяется в человека и заставляет его действовать по своему усмотрению». Там же описан и случай подселения шевы в человека.

Жительница села Сторожевск Лидия Кузьпелева (имя и фамилия изменены) стала подвержена странным припадкам. Ее родственники утверждают, что во время их Лидия Ивановна начинала разговаривать сразу несколькими голосами. Голоса эти, то детский дискант, то мужской бас, спорили между собой. Случались приступы после того, как в доме женщины раздавались тяжелые шаги, а в тишине слышался шепот. Как и описывалась выше, шева сначала была создана и вскормлена, а потом подкинута.

«Однажды, рассказывает Лидия Ивановна, она зашла за соседками, с которыми договорились идти по клюкву, рано утром. В доме, куда постучалась, никого не было. Зато дверь в баню оказалась приоткрытой. Лидия Ивановна в поисках хозяйки заглянула туда. Увиденное в полутемной бане ошеломило ее. Соседка сидела на банной полке, обнаженная по пояс. А на ее груди шевелились насекомые размером с мизинец...

Может быть, соседка просто мылась? - спрашиваю я Лидию Ивановну. - А вы мыльную пену приняли за насекомых.

- Нет, - утверждает собеседница. - Баня была нетопленая. А шеву у нее на груди я хорошо разглядела. Шеву не спутаешь ни с чем! Она кормила шеву кровью».

С шевой люди знакомы давно. Ее имя восходит к прапермскому - «нечто с голосом, звуком, сообщением». Так что, даже по мифологическим меркам, шеву можно считать долгожителем.

Согласно представлениям некоторых религий (в том числе христианства), одержимость - состояние, в котором человек подчинён одним или несколькими духами, богами, демонами, бесами или дьяволом. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Чаще для одержимости необходимо вселение духа или т. п. в человека, иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии. Подобные представления появились как попытка объяснить различные заболевания человека.