Вендиго, оборотни, зомби, вурдалаки – все они давно известны, но под разными именами. Например, в Андах вурдалаков называли пиштако.
Пиштако – это пещерная нечисть, которая по ночам выходит из своих нор и нападает на одиноких путников, высасывая из них жир.
Почитаем, что пишет о пиштако Марио Варгас Льоса в своей книге «Литума в Андах»:
«Как-то раз Себастьян поздно вечером возвращался в поселок со стадом лам. Неожиданно он повстречался со знакомым вербовщиком из Санта-Риты. Тот курил, привалившись к камню. На нем было пончо и огромное сомбреро, надвинутое глубоко на уши. Себастьян узнал его с первого взгляда, так как не раз встречался с ним в селеньях округи, где тот вербовал крестьян на работу в Наккосе и для большей убедительности давал каждому по нескольку солей (монет).
Себастьян подошел к нему поздороваться, и тот угостил его сигаретой. Они курили и разговаривали о том, о сем, как вдруг вербовщик пустил клуб дыма в лицо Себастьяну и тот расчихался. Расчихался и почувствовал, что у него кружится голова, одолевает сон. Конечно, это был не табачный дым, а особый порошок, которым пиштако одурманивают своих жертв, и те не чувствуют, что из них извлекают жир. Что это за порошок? Почти всегда из толченых костей ламы или альпаки. Кто его вдохнет, ничего не чувствует, ничего не замечает вокруг. Пиштако из человека вынимает внутренности, а ему даже не больно. Вот таким порошком пиштако и одурманил Себастьяна».
Можно ли защититься от пиштако? Вот что рассказывает Марио Варгас Льоса дальше:
«Главное, надо быть осторожным и принимать необходимые меры. Хорошо поставить у входа в дом бадью с водой, чтобы лишить силы заколдованный порошок, которым пиштако осыпает свои жертвы. Еще помогает помочиться немного на рубашку или свитер, прежде чем надевать их. Всегда носить на себе что-нибудь шерстяное, женщины должны надевать пояс, иметь при себе ножницы, кусочек мыла, дольку чеснока и щепотку соли».
У этой легенды имелись и реальные последователи: в Перу были разбойники, которых тоже называли «пиштако». Они грабили путников, убивали, а потом съедали их. Излишки мяса "пиштако» продавали. Кстати, говорят, человеческим жиром они тоже торговали и весьма успешно: в Перу есть поверье, что если из человеческого жира приготовить мазь и подмешать ее в металл для колоколов, они потом лучше звенят.
Существует легенда о людоедах и в Бурятии. Ничего сверхъестественного в облике бурятских людоедов не имелось: они были неотличимы от людей, говорили человеческим языком, но питались только людьми.
Они ловили человека, держали его в плену, откармливая его, чтоб он сделался жирным до такой степени, что мог двигаться с трудом, а потом убивали.
По одной из версий, вендиго становятся те, кто был вынужден есть себе подобных для того, чтобы выжить.
Существует целый ряд свидетельств, о встречах с вендиго, собранных в течение многих лет. Так, например, в начале 1900-х годов в Миннесоте фермеры и охотники утверждали, что несколько раз замечали лесного людоеда. Особенно часто он встречался возле города Росесу. Каждый раз, стоило объявиться вендиго, бесследно пропадали люди, имеющие неосторожность отправиться в лес.
Существовали и те, кто охотился на вендиго, например, Джек Фидлер – реально существующее лицо, профессиональный охотник на нечисть.
Джек утверждал, что убил 14 вендиго. Но охота на вендиго закончилась для него не очень хорошо: в октябре 1907 года Фидлер и его сын пытались убить индейскую женщину племени кри.
Джек утверждал, что женщина уже заражена духом вендиго и ее необходимо уничтожить, прежде чем она окончательно не обратилась в людоеда и не начала убивать других.
Но Фидлера арестовали за покушение на убийство и как сложилась дальнейшая судьба Джека - неизвестно (сохранилась лишь маленькая отсканированая газетная заметка, где и говорилось о суде над охотником).
Но, возможно, индеанка, которую он не успел убить, став вендиго, сама отыскала охотника?
Говоря о вендиго, надо заметить одну очень важную вещь: не все, отведавшие человеческой плоти, «заражаются» людоедством. Тут уж, наверное, как повезет. Взять, к примеру, известнейший случай каннибализма: аиакатастрофу в Андах 13 октября 1972 года.
Давайте вспомним события. Чартерный рейс номер 571 уругвайских ВВС с 5 членам экипажа и 40 пассажирами на борту (члены регбийной команды и их родственники) потерпел крушение над Андами. Более четверти пассажиров погибло при падении и столкновении со скалой, ещё несколько умерли позже от ран и холода. Затем из оставшихся 29 человек погибло ещё восемь.
У оставшихся в живых был минимальный запас пищи - несколько плиток шоколада, немного крекеров и несколько бутылок вина.
Дальше события развивались, как в фильме-катастрофе (собственно говоря, по этим событиям и был снят фильм «Выжившие», в другом переводе «Живые» и если вы хотите узнать о тех событиях побольше, рекомендую посмотреть): по радиоприемнику ребята услышали, что «все мероприятия по поиску пропавшего самолёта прекращаются».
Помощи ждать было неоткуда, они были брошены в снежных горах, на обломках самолета и из еды оставались только…
Да. Когда запасы пищи иссякли, спортсменами было принято трудное решение: питаться телами погибших товарищей.
Пойти на это было нелегко: мало того, что приходилось есть трупы, так еще каждый из погибших был чьим-либо другом, однокурсником или родственником. Спасатели узнали о выживших лишь спустя 72 дня.
Другим повезло меньше: тень вендиго коснулась их. Речь пойдет о так называемой «экспедиции Доннера». Это один из самых тяжелых, самых трагических случаев переселения американских пионеров на Запад.
Отряд из девяносто одного человека двинулся через засыпанные снегом горы Сьерра-Невады в Калифорнию, где бушевала тогда «золотая лихорадка», сулившая людям легкое богатство. Неподготовленные, не имевшие опыта перехода по зимним горам, переселенцы, среди которых были женщины и дети, не захотели ждать весны, когда путешествие стало бы безопасней, а отправились в путь поздней осенью стремясь побыстрее достичь золотых приисков.
В ноябре снежная метель остановила их, заперев на горном перевале.
Уже в декабре люди начали погибать от голода. Отрезанные от внешнего мира, они знали, что помощи ждать неоткуда, а запасы пищи подходили к концу. Вскоре были съедены лошади и собаки. После этого, как считают историки, изучавшие этот случай, настала очередь слабейших.
Сорок четыре человека из девяносто одного погибли тогда в горах Сьерра-Невады, зимой 1846-1847.
Были ли они съедены? Если, как утверждается, легенды о вендиго основаны на историях, когда люди, отрезанные от окружающего мира снегом и льдом, начинают поедать себе подобных, то экспедиция под руководством Доннера – самый яркий, самый подходящий пример.
Местные жители утверждают, что возле озера Доннера (озеро было названо в память о погибших), вендиго встречаются до сих пор и, хотя с времен трагедии прошло немало лет, никто не рискнет отправиться в лес без оружия.
Слухи о людоедах, обитающих в горах, не умолкают. Стали ли выжившие вендиго? Многие из участников экспедиции Доннера, тем, кому посчастливилось остаться в живых, вскоре исчезли бесследно.
Никто не знает, сделались ли они вендиго или вынуждены были скрываться лишь потому, чтобы избежать обвинения в людоедстве? Так или иначе, озеро Доннера хранит много тайн.
Так что же произошло в горах Сьерра-Невады зимой 1846-1847года? Эта история еще долго пугала золотоискателей, которые позже прибывали в Калифорнию тем же маршрутом.
Людей манила «золотая лихорадка». Кто только не устремлялся в Калифорнию, в надежде быстро разбогатеть! И кому-то это удавалось, а кто-то находил себе могилу, так и не добравшись до этой «земли обетованной», усыпанной, как грезилось людям, золотыми самородками.
В 1846 году из города Спрингфилд штат Иллинойс двинулся отряд переселенцев под предводительством 62-летнего Джорджа Доннера.
Им предстояло пройти две с половиной тысячи миль. Они выбрали короткий путь через горы Сьерра-Невада, не подозревая, что двигаются навстречу смерти.
К июню, преодолев 720 км, они достигли Форт-Ларами в Вайоминге, а в октябре достигли Сьерра-Невады. Многим из них оставалось жить всего два месяца.
В октябре горные перевалы уже были покрыты снегом. Ожидались метели, холода, поэтому местные жители уговаривали переселенцев переждать зиму и продолжить путь весной.
Но отряд Доннера, не имеющий никакого опыта зимних переходов, не подозревающий о том, какие опасности могут ожидать неподготовленных людей в горах, не имея надежных проводников, все же двинулся через перевал.
28 октября отряд находился высоко в горах Сьерра Невада, на берегу озера Тракки (сейчас озеро Доннера). Внезапно начался снегопад, который перешел в буран.
Люди кинулись сооружать укрытия.
Строить хижины не было времени; удалось лишь поставить палатки и сделать навесы. Один из выживших рассказал потом: "Снег пошел так неожиданно, что нам едва хватило времени натянуть палатку и соорудить навес из кустарников, одна сторона которого так и осталась открытой. Мы накрыли этот навес еловыми ветками, а сверху - плащами, стегаными одеялами и т.д."
Палаток оказалось недостаточно, пришлось снимать тенты с повозок, делать навесы из елового лапника. Когда буран стих, оказалось, что все кругом завалило снегом, перейти перевал оказалось невозможно. Люди увязали в нем по пояс, повозки застряли намертво.
Нужно было заботиться о пропитании, но и это оказалось делом безнадежным - охота, на которую рассчитывали, не удалась: из-за снегопадов животные спустились с гор. Запасы провизии таяли. Вскоре пришлось забивать на мясо скот и лошадей.
Нельзя сказать, чтобы путешественники вот так сразу опустили руки и сдались. Они боролись, поскольку понимали, что речь шла об их жизнях. Но силы оказались неравными. Несколько раз отряд пытался прорваться через перевал, но из-за глубокого снега попытки эти оказывались неудачными. День шел за днем, неделя за неделей.
Наступил декабрь. На мясо принялись забивать собак.
17 декабря группа из шестнадцати человек предприняла еще одну отчаянную попытку прорваться через перевал, чтобы привести помощь к оставшимся в лагере.
Через три дня мучительного, медленного пути началась вьюга, а потом и буран из-за которого пришлось надолго остановиться.
Путь этой группы продолжался 32 дня. К концу путешествия только семеро из них остались в живых. Им удалось перейти через перевал и добраться до лагеря индейцев по другую сторону гор.
Вид этих людей был ужасен: обмороженные, истощенные, они еле смогли объяснить, кто они такие и рассказать о тех, кто остался в горах.
Однако, история на этом не закончилась. Вскоре после завершения спасательной операции, выжившие члены отряда Доннера предстали перед судом по обвинению в убийствах и людоедстве.
Судьи, выслушав показания подсудимых и свидетелей о пережитых людьми кошмарах, вынесли вердикт - обвиняемые неподсудны, ибо такие страдания лишают рассудка любого, даже самого сильного человека.
Считалось, что переселенцы начали употреблять в пищу человеческое мясо в феврале 1847 года, за месяц до того, как пришла помощь.
Вот запись из дневника одного из них: "Доннер сказал четыре дня назад, что людям придется есть мертвых, если мы не сможем найти скот, погребенный под снегом высотой в 10-12 футов".
Несмотря на то, что выжившие были оправданы судом, их страдания не закончились.
Их считали убийцами-людоедами, и сейчас праправнуки этих людей не избавились от позорного пятна — их имена упоминают в связи с самым известным в США случаем каннибализма среди белых людей.
Между тем, группа антропологов из университетов Орегона и Монтаны в течение нескольких лет исследовавшая останки переселенцев в лагере Алдер Крик, одном из двух лагерей, при этом не нашла никаких доказательств каннибализма.
Проведя анализ ДНК в некоторых из обнаруженных в лагере 16 тысяч фрагментов костей, ученые установили, что переселенцы употребляли в пищу домашний скот, лошадей и собак. Но среди этих костей не было обнаружено костей человека. Это говорит о том, что, даже если переселенцы и употребляли в пищу человечину, то крайне мало и неохотно, а, возможно, что в их лагере и вовсе не было каннибализма.
Сообщение о том, что группа могла быть совсем не причастна к каннибализму, очень обрадовало потомков капитана Доннера, которые всячески стремятся восстановить доброе имя своего известного предка.
А что по поводу вынужденного каннибализма думаете вы? Оправдан ли он? Если оправдан, то в каких случаях? Или лучше умереть, чем питаться себе подобными? Многие из выживших отряда Доннера ответили себе на эти вопросы.