Во многих музеях есть «свои» приведения. Во всяком случае, так уверяют их сотрудники, а также посетители. От одних можно услышать истории про непонятные явления, от других, что они слышали или даже наблюдали фантомных пришельцев собственными глазами. Вполне возможно, что призраков влечет в тихую, немного загадочную музейную атмосферу, которая способствует мистическому настрою.
30-летнему журналисту Би-Би-Си Крису Сэндису поступило задание от редакции: провести фотосессию для сайта компании в помещениях музея Эдварда Дженнера – английского врача, который прославился изобретением вакцины против оспы. Фотограф даже не предполагал, что на снимки попадет нечто необъяснимое.
Про дом Дженнера, в котором он жил с 1785 по 1823 году, уже давно ходили странные слухи. Многие говорили, что в нем живут приведения. Однако журналист не собирался охотиться за мистическими сенсациями.
Аномальные снимки он сделал на чердаке, куда раньше не пускали посетителей. На них отчетливо виден сгусток света, который напоминает человеческую фигуру, стоящую в дверях.
По мнению директрисы музея Сары Паркер, на фотографии может быть призрак одного из солдат, которые размещались здесь в XIX-XX веках. На стенах сохранилось множество надписей и рисунков, сделанных ими. Или, это может быть один из слуг Дженнера. Она отметила, что люди любят употреблять метафору «призраки прошлого», но легкомысленно относиться к таким вещам не стоит.
В России тоже много легенд о «музейных» призраках. К примеру, сотрудники музея-квартиры Максима Горького, который находится в Нижнем Новгороде, всерьез считают, что там живет призрак покойного писателя. Правда, его никто не видел, но ночью можно услышать, как кто-то топочет по лестницам. Иногда предметы обстановки и книги сами собой перемещаются в другие места. Особенно часто это происходит с букетом полевых цветов, который писатель подарил своей жене, Екатерине Павловне Пешковой.
Ночные сторожа, напуганные непонятным шумом, часто вызывали МЧС и ОМОН. Но спасательные службы не могли обезвредить невидимого нарушителя спокойствия.
Чаще всего призрак безобразничает в дни различных торжественных мероприятий, которые проводят в честь М. Горького. Нижегородский парапсихолог Эдуард Ермилов считает, что в эти дни музей посещает множество людей, которые подпитывают призрак воспоминаниями о писателе. Кроме того, в музее много личных вещей усопшего, которые сохранили память о нем. Как отметил исследователь, не стоит бороться с полтергейстом, так как он может представлять опасность для людей. Лучше оставить все без изменений и смириться с появлениями фантома.
Питерская Академия художеств – это не музей, но все же близкое к искусству заведение. Академия находится в старом здании, построенном в XVIII веке. Естественно, у него накопилось достаточно мистических преданий.
Первый ректор Академии – архитектор Александр Филиппович Кокоринов. По преданию, однажды случилось неприятное происшествие, которое стоило ему жизни. В академию приехала сама императрица Екатерина II. Находясь в заведении, она случайно вымазала свое платье об свежевыкрашенную стену. Естественно, она сделала выговор Кокоринову. Тот не смог этого перенести и той же ночью его нашли повешенным на стропилах под куполом Академии.
Впрочем, официальная версия гласила, что Кокоринов умер от водянки. Но история о его самоубийстве превратилась в легенду. Тем более что ночью в здании действительно можно услышать странные шумы.
Среди преподавателей Академии был Михаил Иванович Козловский, известный скульптор. Именно он является автором памятника Суворову, который находится на площади возле Троицкого моста и скульптуры «Самсон, разрывающий пасть льва». Скульптор умер в 1802 году, а похоронен был на Смоленском кладбище.
По легенде, в ночи больших наводнений, когда вода попадает в подвалы Академии, можно услышать громкий стук в ее ворота, а затем крик: «Это я – Козловский пришел со Смоленского кладбища, весь измок в могиле и обледенел. Отворяйте!».
В 1930-х года М. И. Козловского перезахоронили в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре. Но приведение продолжает приходить в Академию художеств. Впрочем, вполне вероятно, что крики и стуки просто чудятся ночным сторожам Академии в особенно ненастные ночи.