Принято считать, что на древних наскальных рисунках гибридов людей и животных изображены шаманы и колдуны в ритуальном облачении. Однако археологические находки и случаи рождения людей с характерными физическими отклонениями позволяют усомниться в бесспорности такой трактовки.
Р?С… изображали РїРѕ всей Земле…
Огромное количество изображений зверолюдей, выполненных более 10 000 лет тому назад, обнаружено на территории Европы, Южной Африки и Австралии. Часто головы этих существ украшают рога. Специалист по доисторическому искусству из Австралийского музея в Сиднее доктор Пол Такон в ноябре 2001 года в журнале New Scientist высказал предположение, что упомянутые существа – не люди, а «териантропы, гибриды людей и животных».
Вместе с другим специалистом по первобытному искусству, Кристофером Чиппендейлом, они провели первое серьезное исследование изображений териантропов. В Европе, в том числе в знаменитой французской пещере Труа-Фрер, а также в Южной Африке и Северной Австралии ими было изучено более пяти тысяч наскальных рисунков, древнее происхождение которых подтвердили самые современные методы датировки.
…и делали это «с натуры»?
Считается, что первобытные люди рисовали то, что видели в жизни: бизонов, лошадей, мамонтов и, разумеется, своих собратьев. Но тогда почему же они нарисовали столько териантропов, большинство из которых к тому же рогаты? Изучением этой проблемы занимается также и польский исследователь исторических загадок Тадеуш Ошубский.
До сих пор считалось, что странные персонажи пещерного изобразительного искусства – никакие не териантропы, а те же самые первобытные люди, только «работавшие» шаманами и изображенные в своей ритуальной «спецодежде». А что касается рогов, то они испокон веку служили символом принадлежности к иным мирам: в разные эпохи и у разных народов они либо были атрибутами солнечных и лунных божеств плодородия, либо отождествлялись с нечистой силой, агрессивностью, смертью.
Быть рогатым – нормально
Однако изучение старинных легенд и преданий, исторических документов, а также ряд деталей, обнаруженных исследователями, позволяют предположить, что гибриды териантропы – действительно существовавшие предки современного человека.
В развалинах города Ур, основанного шумерами на территории современного Ирака около 7000 лет тому назад, археологи раскопали царские гробницы, на стенах которых изображены рогатые и хвостатые человекоподобные существа. Похожие рисунки есть и на китайских керамических изделиях, изготовленных около 500 года до н. э.
Выдающиеся представители античной культуры и науки – поэт Овидий, историки Плиний Старший и Геродот – упоминали в своих трудах племя фавнов (людей, покрытых шерстью, с козлиными рогами, копытами и бородой), обитавшее в глухих лесных дебрях. Римский консул и писатель Филострат в одной из книг рассказал о поимке и приручении дикого фавна в Эфиопии. А древнегреческий историк Плутарх подробно описывает, как такого фавна заманили в ловушку на черноморском побережье близ греческого города Аполлония, на территории современной Болгарии.
Имеются и более поздние сведения о рогатых людях. Документально зафиксировано, что в XVII веке в английском графстве Лестершир жила Мэри Дейвис с двумя «бараньими» рогами на голове, а французский историк Коллин де Планси в начале XIX века писал о рогатом монахе из монастыря Сен-Жюстин. В 1880-х годах в США, в округе Брэдфорд штата Пенсильвания, экспедиция в главе с доктором Дж.П. Донахью и профессорами А.Б. Скиннером из Американского исследовательского музея и В.К. Морхедом из Академии Филлипса обнаружила внутри земляного холма
захоронение, датируемое 1200 годом. В нем находились останки 68 человек. Судя по скелетам, средний рост погребенных составлял более двух метров. Но больше всего исследователей поразили черепа: на некоторых из них по бокам выступали костные выросты, то есть рога!
А в 1903 году на одной из шахт вблизи американского города Айсола, штат Канзас, перед рассветом вдруг появилось рогатое длинноволосое человекоподобное существо с горящими красными глазами, вызвавшее панику среди рабочих ночной смены. Этот случай описан в книге «Более чем…» журналиста и писателя Ричарда Лазаруса.
Таким образом, существование рогатых людей можно считать бесспорным, а что касается наличия у них копыт и хвостов, то этот вопрос пока остается открытым «за недостаточностью вещественных доказательств».
Разновидность зверочеловека
Оборотень – человек, способный превращаться в животное. Мы с детских лет встречаемся с подобными перевоплощениями на страницах сказок. Братец Иванушка, который не послушался сестрицы Аленушки и напился водицы из ямки, проделанной козьим копытом, превратился в козленочка. У Пушкина в «Сказке о царе Салтане» фигурирует целое «созвездие» оборотней. Это и коварный чародей, обернувшийся злым коршуном и тиранивший прекрасную царевну, вынужденную стать на время лебедем, и князь Гвидон, который в виде комара, а затем мухи и шмеля проникает на купеческий корабль, чтобы увидеть родного отца, царя Салтана.
Легенды о людях, способных превращаться в животных (особенно в волков), известны с незапамятных времен. Во Франции таких монстров называли лугару, в Италии – люпоманаро, в Болгарии это были полтеники, в Германии и ряде западноевропейских стран – вервольфы. Именно последнее название и стало впоследствии общепринятым для человека-волка. Согласно многочисленным повествованиям об оборотнях, днем они выглядят как обычные люди, а по ночам превращаются в волков и отправляются на свою страшную охоту.
Как распознать оборотня
В эпоху Средневековья была широко распространена вера в то, что при изменении обличья дополнительную, сверхъестественную силу человек-оборотень получает от дьявола. В XV-XVI веках любого, в ком подозревали оборотня, уничтожали с той же жестокостью, что и ведьм. Их, как правило, либо судили и приговаривали к сожжению на костре, либо затравливали собаками. Причем стрелять в них из обычного оружия считалось бесполезным: убить такое существо можно лишь серебряной пулей. Во Франции в период 1520-1630 годов было зафиксировано более 30 тысяч случаев ликантропии (болезни, вызывающей изменения в теле, в результате которых человек превращается в волка).
Частично это явление можно объяснить каннибализмом бедных, обнищавших крестьян. Однако большинство «уличенных» действительно считали себя волками, убивая и поедая людей под влиянием своего заблуждения. Существовало множество способов, помогающих выявить оборотня. Бытовало поверье, что во время превращения в волка он срывал с себя одежду и при этом ранил свою кожу отросшими когтями. Потом, отправляясь разбойничать в зверином обличье, оборотень пробирался по лесу, и ветки деревьев непременно оставляли царапины на его теле. Поэтому, прежде чем подвергнуть казни человека, подозреваемого в том, что он – оборотень, его заставляли раздеться догола. Если на теле обнаруживались свежие царапины, с ним все было ясно.
В Германии, Франции и странах Восточной Европы верили, что нередко оборотень, меняя облик, выворачивает свою кожу наизнанку, поскольку она покрыта мехом изнутри. Превращаясь в человека, он всего лишь вновь выворачивает кожу, только теперь уже мехом внутрь. Поэтому иногда, пытаясь разоблачить подозреваемого, толпа резала человека на части, чтобы обнаружить у него под кожей волчий мех. Судя по древним рукописям, число людей, пострадавших от таких способов проверки, очень велико.
Р?стоки веры
В глубокой древности дикари постоянно сталкивались с миром животных, перед превосходством которых люди нередко преклонялись. Они видели, какой громадной силой обладают тигр, медведь, волк, бизон, крокодил. Поэтому первобытные народы почитали и обожествляли их. Ительмены – коренные жители Камчатки – поклонялись китам, волкам и медведям. Американские индейцы, убив медведя, приносили ему дары, словно извиняясь за убийство.
Многие древние народы выбирали себе покровителя из числа хищных животных, а некоторые даже считали их своими далекими предками. Поэтому очень часто примитивные религии были связаны с культом животных. Этим, в частности, исследователи объясняют изображения богов Древнего Египта с головами ястреба, коровы, волка, кошки. Такие религиозные представления и могли послужить основой веры в оборотней.