Легенда о великом потопе, уничтожившем всех людей на земле, кроме одной семьи, пожалуй, один из самых распространенных мифов, который известен и в Мексике, и в Южной Америке, и в других местах нашей планеты, а гора Арарат — далеко не единственное место, где люди спасались от потопов. В ранних вавилонских рукописях упоминается, к примеру, гора Нисир в Месопотамии, в то время как мусульмане склонны считать убежищем для Ноеве ковчега другую гору — Джуди, расположенную южнее. Конечно же в прошлом могло быть множество потопов и множество ковчегов, так что их вполне хватило бы для всех этих гор. Могло быть и так, что у того же Ноя под командой был не один ковчег, а целая флотилия. Первое из известных нам восхождений на гору Арарат совершено в 1829 г. французом Фридрихом Парро. Он не искал ковчег и не нашел его. Однако он оставил свой след в науке, получившей название ,,ковчегология”, нарушив старинное табу запрещавшее местным жителям подниматься на гору, и открыв тем самым путь для дальнейших исследований. В 1876 г. лорд Брайс обнаружил на горном уступе на высоте 13 тысяч футов кусок обработанного дерева длиною около 4 футов (возможно, это было то самое сосновое или еловое дерево, из которого Ной строил свой ковчег) Лорд Брайс отрезал себе маленький кусочек в качестве сувенира. В 1 92 г. архидиакон Нури, один из ведущих священников Халдейской церкви, отправился в Армению на поиск ковчега, 25 апреля он приблизился к вершине Арарата, и
наконец-то это свершилось. Как писал журнал ,,Английский механик” от 14 ноября 1892 г. Нури с замиранием сердца обошел ,,большое деревянное судно”, которое имели также возможность наблюдать пятеро или шестеро его спутников. Журнал продолжает: ,,Он был почти в экстазе от обуревавших его чувств. По словам Нури, вид ковчега наполнил его радостью и благодарностью к всевышнему: ведь подтверждалась истина священного писания, в которой он не сомневался, но которая нуждалась в подтверждении для убеждения маловеров”. Находка Нури, безусловно, не являлась первым открытием Ноева ковчега на Арарате, так как в соборе монастыря в Эчмиадэине, резиденции армянского католикоса, хранится небольшой кусочек дерева — реликвия, привезеннал из гораздо более ранней экспедиции, предпринятой одним монахом во времена св. Григория Просветителя. Говорят, что он предпринимал несколько попыток взобраться на гору, но каждый раз, поднявшись на некоторую высоту, странным образом засыпал, а проснувшись, обнаруживал себя уже в монастыре внизу. В конце концов глас свыше сообщил ему, что вершина Арарата, где лежит ковчег, — это запретная территория. Но в то же время в виде награды за его настойчивость ему был обещан небольшой кусочек дерева, из которого строился ковчег. Этот кусок, впоследствии полученный им, сегодня является главной реликвией монастыря в Эчмиаэине. Во время восхождения монаха на Арарат представление о том, что ковчег находится на вершине этой горы, было традиционным. Еще в 275 г. до н. э. вавилонский историк, чье свидетельство сохранилось в трудах более поздних греческих авторов, писал, что ковчег Ксисутроса, этого вавилонского Ноя, все еще можно видеть в курдских горах Армении и ,,люди отдирают смолу, чтобы использовать ее как противоядие или амулет”. Большой стимул для развития ,,ковчегологии” дало использование авиации. Русский пилот В. Росковицкий в 1916 г. сообщил, что видел большое судно, лежащее на склонах Арарата. Царское правительство отправило на Арарат экспедицию, которая обнаружила то, что в официальных сводках именовалось ,,ковчегом”. К несчастью, отчет экспедиции был утерян годом позже, во время революции. Такого рода потери не редкость для ,,ковчегологии”. Статья в американском журнале ,,Крисчен геральд” (август 1975 г.) содержит следующий рассказ об одном армянине и утерянной газетной вырезке. Этот армянин, который умер в Америке в 1920 г. рассказывал людям, что в 1856 г, когда он был молодым человекок и жил возле Арарата, ,,три безбожника-иностранца” наняли его и его отца, чтобы он провел их к вершине горы, — это была экспедиция с целью опровергнуть существование библейского ковчега. К своему разочарованию, они обнаружили ковчег. Сначала они пытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись и заставили своих проводников поклясться вместе о ними, что никогда и никому ничего не расскажут о своей находке. Утерянная газетная заметка, о которой упоминали несколько людей (ее видели, но никто так и не смог ее предъявить), сообщала о предсмертном признании одного британского ученого, подтверждавшего рассказ армянина. Другое свидетельство в пользу существования ковчега также имело не слишком счастливую судьбу. На сей раз речь идет о шести весьма четких фотографиях, снятых летом 1953 г. с вертолета, который летел на высоте каких нибудь ста футов над горой Арарат. Пилотом был американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин. На фото ясно видны очертания того, что казалось Ноевым ковчегом, наполовину ушедшим в горные породы и лед, покрывавший край горного уступа. После этого полета и получения фотографий Грин пытался собрать экспедицию на Арарат, однако его замысел провалился. После его смерти в 1962 г. фотографии пропали. Самым успешным ,,ковчегологом” можно считать на сегодняшний день Фернана Наварру, чья книга под Названием ,,Ноев ковчег: я его трогал” была опубликована в 1956 г. на французском языке, а в 1974 г, на английском языке. Из-под глетчера и из-подо льда замерзшего озера на вершине Арарата он извлек несколько досок обшивки судна и вытесанный в форме буквы ,,Г’ брус. В 1969 г. он возглавил экспедицию, средства для которой собрала амерканская организация ,,Сёрч”. В результате было обнаружено еще несколько досок, образцы которых экспедиция взяла с собой. Исследования радиоуглеродным методом установили, что возраст дерева примерно 1400 лет, хотя другие эксперты в лаборатории Бордо и Мадрида оспаривали этот вывод, полагая, что на результатах сказалось загрязнение дерева инородным изотопом. Полученный ими результат был близок к библейскому возрасту ковчега т.е. около 5 тысяч лет.