Спиритизм (от латинского ”spiritus” — «дух») — это не организация, а движение, даже, как считают его приверженцы, религия. Его основное положение заключается в том, что при определенных условиях становится возможно беседовать с душами умерших, пребывающих на нижних ступенях загробного мира. Те, кто не смог далеко продвинуться по «небесной» иерархии, находятся именно в этих плоскостях и в течение какого-то времени легко «выходят на связь». Содержание этих разговоров составляет основные постулаты спиритизма, поэтому так велико расхождение во взглядах у спиритов в разных частях света. По мере того как души переходят на высшие уровни, беседы с ними становятся затруднительными.
В определенном смысле спиритизм существовал еще в древние времена, когда человек сделал первые шаги в самопознании и понял, что, кроме физического тела, есть душа. Во все времена существовали шаманы, предсказатели — люди, одаренные незаурядными психическими способностями, утверждавшие, что они могут разговаривать с душами умерших. В разные времена таких людей либо почитали и возносили, предоставляя почетное место в обществе, либо преследовали и сжигали на костре. Говорили даже, что корни христианства — в спиритизме и что Иисус Христос был не более чем хорошим медиумом, с присущим ему даром исцеления и ЭСВ. Есть доказательства того, что на заре христианства церковь допускала беседы с мертвыми, но к III в. это прекратилось. Современный спиритизм, однако, был основан в 1848 г. сестрами Фокс.
Сёстры Фокс: Кейт (слева) и Маргарита Фокс стали «катализаторами» спиритизма после контакта с духом убитого в их доме коробейника в штате Нью-Йорк в 1948г.
Фермер Джон Фокс, страстный приверженец церкви, его жена и дочери — четырнадцатилетняя Маргарита и двенадцатилетняя Кейт — переехали в маленький деревянный дом в Хайдсвилле, штат Нью-Йорк, в декабре 1847 года. Первые три месяца семья плохо спала из-за необъяснимых, неведомо откуда доносившихся шорохов и постукиваний. 31 марта 1848г. они, как обычно, отправились спать. Позднее миссис Фокс описала, что случилось:
«В тот вечер мы пошли спать довольно рано, едва стемнело. Я чувствовала себя неважно: очень вымоталась за день. Только я легла, все началось, как, обычно. Дети, спавшие в соседней кровати, слышали постукивание и пытались повторить звуки, щелкая пальцами. Моя младшая дочь Кэти сказала, хлопая в ладоши:
«Мистер Сплитфут, делайте, как я». Моментально раздалось такое же число ударов, как у нее. Когда же дочь перестала хлопать, все на время замолкло. Затем Маргарита ради шутки сказала:
«А теперь повторяйте за мной: «считайте» один, два, три, четыре, одновременно хлопая в ладоши». Звуки раздались, как и прежде. Она даже побоялась повторить их. Тогда я решила сама задать вопрос, на который здесь вряд ли кто мог ответить. Я попросила у «шума» простучать возраст обеих дочерей. Тотчас же возраст детей был сообщен правильно. Между ударами была сделана достаточно долгая пауза, чтобы разделить их. Затем, после еще более долгой паузы, прозвучали три выразительных удара — столько лет было нашей младшей дочери, когда она умерла.
Тогда я спросила: «Тот, кто правильно ответил на мои вопросы, — человек?
Никакого постукивания.
Я спросила еще раз: «Может быть, дух? Если да, то дайте два сигнала.
Как только я закончила фразу, прозвучали два хлопка.
Призрак сообщил о себе, что был при жизни коробейником, звали его Чарльз Б. Росна, убит он был в этом доме кузнецом Джоном Беллом. Тем летом Фоксы раскопали погреб, как объяснил им мертвец, и обнаружили часть человеческого скелета. Пятьдесят лет спустя были найдены еще несколько костей и жестяная коробка. В дом толпами повалили охотники за сенсациями и те, кто хотел что-нибудь узнать о своих умерших близких. По этой причине сестры решили перебраться к родственникам. Маргарита переехала в дом своей замужней сестры в Рочестере, а Кейт — к друзьям, жившим неподалеку от города Оберна. Постукивание продолжалось и на новых местах. Вскоре девушки были выслежены любопытными обывателями. Возможно, что похлопывание являлось посланием от мертвых родственников и друзей присутствующих. Люди, видевшие девушек, возвращались домой и рассказывали, что странное явление последовало за ними.
Прессу заинтересовала новая сенсация. В 1849 г. в Рочестере девушки устроили первый публичный спиритический сеанс, а затем посетили и другие города в восточных штатах. Происходящее было подобно эпидемии. К толпе присоединялись другие медиумы — оплот этой новой, еще не обретшей силу религии. Вскоре «призрачное постукивание» распространилось по всем Соединенным Штатам, а затем проникло в Европу и в Британию. Таково происхождение спиритизма — движения, основанного вокруг феномена психических особенностей двух девочек-подростков. Его быстрый взлет был вызван естественным любопытством. Первые сеансы проходили в больших залах с элементами научного исследования. Люди приходили, чтобы проверить слухи о возможности мысленного контакта с мертвыми посредством проведения сеансов.
Те, кто достигал успеха, соединялись с другими группами, начинали появляться постоянные общества спиритизма и даже своя церковь.
В 1851 г. три профессора из университета в г. Буффало, штат Нью-Йорк, заявили, что в результате исследования обнаружено, что сестры Фокс прибегали к мошенничеству, чтобы создать «постукивающие» звуки, что включало в себя движение коленных суставов, и якобы получено от Кейт признание, что она щелкала пальцами ног. Но это заявление не нанесло ни особого ущерба сестрам, ни затормозило развитие спиритизма.
Кроме «призрачного стука», спиритизм вобрал в себя и другие феноменальные явления. Телекинез — паранормальное передвижение вещей, в том числе мебели, стал наиболее известным из них. Иногда показывали, как кисти рук, вылепленные из материала, называемого эктоплазмой, манипулировали различными предметами. Говорят, что видели, как существа, сотворенные из такого материала, даже беседовали с присутствующими.
Появились также медиумы с «прямым голосом». Присутствующие на сеансе могли слышать как бы голос умершего, образующийся голосовыми связками медиума. Музыкальные инструменты играли сами по себе и плавали в воздухе вокруг зрителей. Модными также стали «духовные гиды». Обычно для этого вызывались души детей или индейцев. Они «брали под контроль» медиума, вселяясь в его тело, и в таком состоянии транса тот мог говорить голосом усопших. Многие способы бесед с духами, появившиеся в то время, используются и сегодня, хотя и не в такой «театрализованной» обстановке. Ниже в этой главе рассказано, как работают медиумы.