Осмыслением смерти люди занялись одновременно с появлением самосознания. Жизнь и смерть в древних культурах всегда шли рядом, почти всегда ради выживания одного должен умереть другой. Но что происходит после смерти? Есть ли у человека что-то кроме смертного физического тела? Появляется концепция души, которая не обязательно умирает вместе с телом. И каждая культура, каждая религия объясняла по-своему дальнейшее посмертие.
Одним из вариантов посмертного существования стала концепция переселение душ. С развитием материалистических воззрений росло и желание «измерить душу». Но тут же приходилось признать и существование необъяснимых фактов, связанных с человеческим сознанием и памятью. Наиболее подходящим объяснением становилось переселение души или проявление какой-то внешней памяти. Особенно плодовитым на изучение таких явлений стал 20 век: психологи Хелен Вомбах, Сорвард Деслефсен и психиатр Ян Стивенсон из США в 1960х годах. Позже были основаны Институты парапсихологии в Великобритании и кафедра в Мюнхенском университете. Способностью говорить на неизвестном языке интересовался в 1970х Дон Джонсон (Великобритания), также он с американскими коллегами в созданном в США Центре вечного возвращения занимался обследованием семейных пар, бывших таковыми и в прошлых жизнях. И, наконец, в 1980 году была основана международная Ассоциация терапии и исследования прошлых жизней.
Сейчас среди всех случаев воспоминаний о прошлом выделяют три типа.
1. Первый из них – это знакомое практически каждому ощущение дежа вю. При этом некая ситуация, лица, события кажутся знакомыми, уже пережитыми. Но этот эффект уже неплохо изучен и является проявлением ошибок мозга. При большой частоте повторений может свидетельствовать о серьезных заболеваниях, в частности быть предвестником галлюцинаций и потери памяти.
2. Другим уже менее объяснимым является проявление родовой или генетической памяти. Этот мотив хорошо описан в фантастических романах. Предполагается, что память предков передается потомкам при рождении. Мы просто не можем добраться до нее, она хранится в самых дальних уголках нашего сознания. Кроме того, такая закрытость – защитный механизм, который дает возможность приспособиться виду, легче адаптироваться без давления прожитых ситуаций и принятых решений. А также последствий этих решений. Но в экстренных ситуациях, при травмах головы, во время глубокого сна или под глубоким гипнозом память предков прорывается на поверхность, помогает выжить.
Изучением такого вида памяти занимался Карл Юнг, психолог XIX века. Он кстати вспоминал некоторые детали своей жизни за 100 лет до собственного рождения. Например, он узнал на картине врача и особенно его туфли. Позже выяснилось, что один из предков Юнга действительно был местным лекарем. О подобных ощущениях заявляли и некоторые знаменитости, Сталлоне видел предка-кочевника, Киану Ривз – танцора при храме в Бангкоке.
3. И последним вариантом ложной памяти является память души о предыдущих реинкарнациях. В отличии от памяти предков, когда человеку передаются чужие воспоминания, то, что переживали его прародители, в случаи реинкарнации это опыт самой души. Просто та же самая душа сменяет разные тела, совершенно не связанные родственными отношениями. По мнению сторонников теории перерождений душа может пройти 5-50 реинкарнаций. Память о прошлых жизнях обычно не сохраняется, она может проявиться лишь при травмах, в состоянии транса или психическом расстройстве. Но зато опыт души от прошлых перерождений может сказываться и на текущей жизни, проявляться в страхах или привязанностях, необъяснимых и нерациональных.
Одним из крупнейших специалистов по переселению душ в результате реинкарнации является Ян Стивенсон, профессор психиатрии из США. С 60-х годов прошлого века он обследует множество таких случаев, документирует все подробности, проводит изыскание на месте происшествия по всему миру. Главными доказательствами факта переселения души Стивенсон считает наличие подобных отметин на теле у исследуемого и предшественника, способность говорить на незнакомых языках, исторические свидетельства.
Чаще всего информация о прошлых жизнях проявляется в детском возрасте 2-5 лет. Тогда дети рассказывают о своем прошлом, подробно описывают «свою» жизнь и смерть. Но по мере взросления эти воспоминания стираются, закрываются, и ребенок начинает жить уже только своей жизнью, без груза прошлого.
Так Стивенсон описал множество случаев, большую группу среди них представляют дети с врожденными физическими особенностями. У одного мальчика на голове была кожная складка, и ребенок рассказывал, что в прошлой жизни погиб от удара топором по голове. Стивенсон нашел семью, в которой погиб мужчина от топора и отметина от удара точно совпала со складкой на голове у мальчика. Девочка родилась без стопы и рассказывали, что в предыдущей жизни молодой женщины попала под поезд, в результате ей ампутировали стопу, и она умерла. Мальчик родился без пальцев на руке и вспомнил, что умер из-за травмы в поле. И такой человек был найден – ему оторвало пальцы в молотилке, он умер от потери крови.
Двухлетний Сьюджит из деревни в Шри-Ланке рассказывал маме, что имя его Сэмми Фернандо, он живет за восемь миль южнее и работает на железной дороге. Он был алкоголиком и погиб под грузовиком. В рассказе мальчика было обнаружено 59 совпадений с реально существовавшим человеком. И подробностями прошлой жизни мальчик делился до 6 лет, а потом все воспоминания исчезли.
Хуан – был новым пациентом психиатрической лечебницы в Мексике. Он жаловался на странные сны, в которых он был жрецом на острове. Главной задачей жреца огромного храма было захоронение мумий в глиняных кувшинах в храмовых алтарях. Сны были очень детализированные, Хуан заметил даже узоры на платьях жриц-ассистенток. Именно голубая расцветка их одежд и узоры из птиц, дельфинов и рыб принесли разгадку сну. Такие цвета и символы использовались в минойской культуре Крита. Знаменитый Лабиринт был на самом деле некрополем, голубой – символом скорби, а животные – проводниками в царство мертвых. Более того описание ритуалов точно соответствовало реконструкциям историков. А Хуан ничего не знал о Крите…
Ученые считают, что добраться до воспоминаний о переселении души можно, если заставить человека в гипнотическом трансе вспомнить себя в трехлетнем возрасте. Они, даже не осознавая, могут рассказывать о событиях, которые происходили не с ними, а с их предыдущими воплощениями, говорить чужими голосами на незнакомых языках.