Вода в календарной обрядности играет значительную роль, ибо жизнь без воды просто невозможна. «Вода - всему господин: воды и огонь боится» - гласит русская пословица. Вода нужна была человеку всегда: для утоления жажды и приготовления пищи, для скота и полива посевов, для омовения тела, мытья посуды и стирки белья и т.д. Вода известна и в качестве целебного средства. Но наряду с полезными свойствами вода обладает и другими, враждебными человеку качествами, она выступает и как устрашающая сила: волны на морях и озерах во время шторма, наводнения, опустошительные ливни, все сметающие на своем пути, градобитие. Эта двойственность нашла отражение и в обрядах календарного цикла.
Обряды и обычаи, связанные с водой, уходят своими корнями в глубокую древность. В первобытном обществе при низком развитии производства и знаний человек сильно зависел от сил природы, многое было ему в них непонятно. Отсюда и их обожествление. Как писал Ф. Энгельс, «ведь всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у разных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения».
Прежде чем человек пришел к пониманию неизбежного в природе круговорота воды, у него было много представлений о ее происхождении: наблюдая, как идет дождь, первобытный человек считал, что вся вода находилась на небе. По другим наблюдениям вода появлялась из-под земли, где, по поверьям, располагались обиталища духов и богов. Отсюда почитание источников, рек, морей, озер и других водоемов. Среди многих народов мира распространены мифы, согласно которым все, в том числе и сама земля, произошло из воды: вода – первооснова всего сущего, говорится в индийских Ведах; в библейской книге Бытия вода является первичным элементом мироздания. Эти мифологические представления повлияли и на раннюю античную философию: согласно Фалесу Милетскому ( V I в. До н. э.) начало всего в мире- вода.
Космогонические представления первобытных людей наряду с реальными факторами легли в основу календарной обрядности.
Обряды и обычаи, связанные с водой , до сих пор известны у всех народов земного шара. У народов зарубежной Европы к XX в. в силу их высокого экономического и научно-культурного развития соответствующие обычаи и поверья сохранились по большей части уже в виде реликтов или как развлечения и детские игры.
По поводу культа божеств воды и самой воды есть несколько различных точек зрения. Некоторые ученые полагали, что особого культа общего божества воды так и не сложилось, другие считали, что культ воды и общее божество все-таки были.
Изучив космогонию и мифологию земледельцев Триполья, мы увидим, что в гимнах Ригведы неразрывная связь неба с водой выражена в том, что сын Адиты-Прародительницы, Варуна, был не только богом неба (как в Греции), но и богом вод. Вода соединяла небо с землей, давала жизнь земле, и небесно-водный Варуна в более позднее время превратился в верховное божество Вселенной. Были боги воды и у других народов: богиня Апи у древних скифов, боги вод у догонов и других народов Западной Африки; олицетворением водной стихии являлся бог Яхве в библейской поэзии.
Судя по тому, что обычаи и обряды с водой распространены в той или иной форме до сих пор практически у всех народов земного шара, культ воды, конечно, существовал. Однако степень его развития была, видимо, разной – в зависимости от специфики географических и культурно-хозяйственных условий. Наиболее развитый культ божества водной стихии сложился лишь в более засушливых земледельческих районах с развитой ирригационной системой. У предков же современных европейских народов нам неизвестно общего божества вод. Древние эллины, римляне, кельты, германцы и славяне почитали духов и богов отдельных водоемов или источников. Так, у древних греков высокое положение в иерархии богов занимал бог моря Посейдон, окруженный морскими божествами более низкого ранга.
Равным верховному божеству Зевсу почитали греки Океан – кругосветный поток, омывающий землю. По поверью, он имел 3 тысячи сыновей – речных богов и 3 тысячи дочерей Океанид – богинь ручьев и источников.
Римляне почитали бога моря Нептуна.
Высокое положение морских божеств в иерархии богов объясняется ролью, какую играло море в жизни римлян и греков, особенно живших на островах, а также у других приморских народов. Большую роль в мифологии также играли боги-громовержцы, посылающие дождь: Зевс и Юпитер – у греков и римлян, Перун – древних славян, Тор – у германцев.
Уже в палеолите и мезолите, по мнению некоторых археологов, производились умилостивительные жертвоприношения различным водоемам. Считалось, что их дно является «резиденцией» духов. Если разливались реки или поднималась буря на море, первобытные люди думали, что это дух водоема за что-то прогневался на них, и прибегали к колдовским действиям, чтобы успокоить стихию. Но уже тогда не только страх руководил человеком: элементы магии плодородия зародились очень давно.
На севере Германии найдены останки диких оленей с камнями на груди. Исследователи древних культур пришли к выводу, что имело место насильственное утопление. Эти жертвоприношения были совершены с целью увеличения поголовья оленей. Позднее в раскопках, датируемых Железным веком, римским периодом, на местах бывших озер были обнаружены останки людей, также со следами насильственного умерщвления.
Еще в античное время приносили жертвы не только пресноводным водоемам, но и морям. Так, греки, благополучно вернувшись из плавания, посвящали модель своего судна в храм богу–покровителю мореходов. Как пережиток былого жертвоприношения морю или его духу, следует, пожалуй, рассматривать и бытующий в наши дни обычай разбивать бутылку шампанского о новое судно при его спуске на воду.
Известно использование воды в различных приемах гадания. Например, в Олимпии обнаружена дюжина глубоких колодцев, в которых находились различные дары, что свидетельствует о их культовом назначении. Вблизи них находилась расщелина в горе, которая якобы служила местопребыванием оракула.
Вода использовалась также довольно широко в качестве испытания, как в железный век, так и позднее – в средневековье. Испытание водой в Древней Греции, у германских племен и других народов играло большую роль. В средневековье с ее помощью расправлялись с подозреваемыми в колдовстве. Обвиняемого связывали по рукам и ногам и бросали в реку. Если он не тонул, то считали, что вода его отвергла, значит он невиновен. Конечно, трудно сказать, были ли все выше рассмотренные обычаи и обряды древних эпох связаны с определенными календарными датами или же производились по мере надобности, однако безусловно, в них следует искать корни календарной обрядности европейских народов.