С появлением звукозаписывающей аппаратуры многое изменилось.
Ещё в начале ХХ столетия американский антрополог Вальдемар Богораз провел первый известный науке эксперимент, во время которого голоса «вызванных духов» были зафиксированы электрическим звукозаписывающим устройством.
Однажды взяв с собой фонограф, Богораз отправился в Сибирь, чтобы пообщаться там с шаманом чукотского племени и записать на магнитную ленту процесс камлания. Вот тут-то всё и произошло. В затемненном помещении Вальдемар наблюдал ритуал заклинания. Он заранее настроил свою аппаратуру так, чтобы запись можно было производить, не включая света. Шаман сел в самом дальнем углу, метров за 5-6 от гостя, и, когда погасили свет, стал монотонно бить в свой бубен, все ускоряя темп, - это должно было вызвать у него состояние экстатического транса. В изумлении Богораз вдруг услышал странные голоса, которые стали заполнять все пространство вокруг. Казалось, что они исходят отовсюду, из всех углов и закоулков, бормоча что-то на разных языках, в том числе и по-русски, и по-английски.
По велению шамана духи стали говорить прямо в рожок, то есть в звукозаписыватель фонографа. Запись на магнитной ленте показала четкое различие между речью шамана, слышимой как бы издали, и голосами духов, которые, казалось, исходят непосредственно из звукоприемника фонографа. И голоса были слышны все время, пока шаман бил в бубен, - словно в подтверждении того, что духи находились здесь неотлучно…
Особенно показательным оказались магнитофонные записи 1971 года, поскольку они были выполнены с помощью инженеров в специальной звуконепроницаемой кабине, отсекавшей напрочь не только все внешние шумы, но также радио - и телесигналы. Инженеры звукозаписи терпеливо слушали голос Раудива, который в течение пятнадцати минут наговаривал на магнитную ленту вопросы. Никаких других голосов, кроме его собственного, никто не слышал. Однако, когда пленку перемотали и включили воспроизведение, все были поражены: на пленке записалось более двухсот самых разных голосов.
Раудив никогда не сомневался, что слышит мертвых, потому что многие голоса называли свое имя и заявляли, что находятся в другом измерении бытия. Правда, наряду с голосами, записанными на более сложной современной аппаратуре, «голоса Раудива» заметно отличались от обычной человеческой речи по высоте тона, тембру и силе. А их мягкий, неправильный ритм часто дает особенные модуляции.