В начале 70-х годов XX века в Куйбышеве стали строить первые одноподъездные жилые дома-пеналы с этажностью более девяти. Перемещаться с этажа на этаж в зданиях можно было либо шагая по лестнице, либо используя лифт. Обычно в домах их было два. Связь между лифтовыми шахтами и лестницей осуществлялась через коридорную систему и балконные площадки.
В доме, о котором идет речь, обычно работал только один лифт, расположенный ближе к входной двери. Второй лифт практически постоянно ломался или находился на профилактике. (В этой лифтовой шахте даже случилось несколько пожаров). Но иногда аварийный лифт все же работал. Любопытно отметить, что в редкие моменты работали оба лифта. И жильцы дома но привычке обычно использовали менее аварийный.
Так вот, воспользовавшись дальней кабиной, следовало подняться на предпоследний этаж и, пройдя коридорчик, выйти на балконную площадку. Местные жители так никогда не делали. Ведь воспользовавшись лифтом, они сразу же попадали в коридорчик, ведущий непосредственно к их квартирам.
И вот, выйдя на балкон, можно было довольно часто, но, впрочем, совершенно не всегда, в определенном направлении наблюдать пейзаж, разительно отличающийся от привычного. Какие-то большие конусообразные дома, пруды или озера. Много зелени. Первоначально даже делались попытки найти это место. Но ни разу не получилось. Как не получились и многочисленные попытки запечатлеть странный пейзаж на кино- или фотопленку. Иногда в той реальности шел дождь, и водяная завеса укрывала не только странный пейзаж, но и ближайшие дома. Капли воды стучали по балкону, хотя на других этажах и внизу, включая окрестные дома, было абсолютно сухо и светило солнце.
Следует добавить еще несколько обстоятельств. Первое: с других этажей дома, расположенных выше и ниже означенного, наблюдаемая картина всегда оставалась привычной. Второе: было достаточно достоверно установлено, что попасть на "блазнительный этаж" можно только из кабины аварийного лифта. Второй лифт в "наблюдательные" дни на этаже, где происходили "чудеса", не останавливался. Он или поднимался этажом выше, либо останавливался не доезжая. Третье: в дни наблюдения странного пейзажа перейти с балкона на лестницу и обратно возможности не представлялось. Дверь почему-то не открывалась. Как ни старались ее открыть, ломать чужую дверь в те спокойные советские годы ни у кого даже на ум не приходило. Не приходила и идея спуститься с балкона вниз, воспользовавшись альпинистским снаряжением. Вот бумажные самолетики отсюда пускали. Они улетали, а потом сколько их ни искали, найти не смогли ни одного. Куда их занесло, сказать крайне сложно. Четвертое: была еще одна странная особенность этого места. С "блазнительного этажа" спуститься вниз могли на любом лифте. Вернее, более правильно сказать, что пустыми обе кабины приезжали сюда одинаково хорошо. Но вот что запомнилось. На каком лифте исследователи ни спускались вниз, в коридор первого этажа, они всегда выходили из аварийной кабины. Данное обстоятельство фиксировали и специально оставленные внизу наблюдатели. Странный эффект проявлялся, даже если вниз ехали одновременно на двух лифтах. Просто пассажиры и первой, и второй лифтовых кабин выходили из дальней с определенной последовательностью. Сначала те, кто ехал в ближней кабине, потом те, кто в дальней. Как объяснить воспоминания, сказать невозможно. Также трудно сказать о том, что происходило во время проявления "блазнительного" эффекта на других этажах, а главное, в квартирах дома.
Местные жильцы отличались какой-то невероятной нервозностью, несдержанностью и грубостью, общаться с ними было практически невозможно. Впрочем, вероятно, их можно понять. Подобные эффекты и их исследователи наверняка доставляли множество хлопот.
Трудно сказать когда именно на подъездную дверь дома поставили первый замок, жильцам раздали ключи и доступ посторонним надежно перекрыли. Так что, сохранился ли в наше время эффект "блазнительного этажа" и "странного лифта", сказать невозможно.