Загадочное явление, известное вот уже почти два столетия и именуемое в народе икоткой, в разное время было предметом судебных разбирательств и научных изысканий, которые, однако, так и не смогли дать ему разумного объяснения.
Первое упоминание об икотке относится к 1785 году, когда епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в своем послании Синоду описывал заболевание как особую форму порчи и одержимости злым духом.
В 70-е годы прошлого века известный советский писатель Федор Абрамов в книге «Из колена Авакумова» писал: «Есть на Севере, а точнее сказать, на Пинеге и на Мезени, такая женская болезнь – икота, которая, правда, сейчас немного поутихла, а еще совсем недавно редкую работную бабу не трепала. Найдет, накатит на бедную – и мутит, и ломает, и душит, и крик и рев на все голоса: по-собачьи, по-кошачьи, и даже самая непотребная матерщина иной раз срывается с губ…»
83-летняя Анна Бушуева, жительница деревни Алексеевка Кудымкарского района, находит пропавших людей или позабытые где-то предметы и вещи. А однажды, как говорят местные, даже предсказала августовский путч 1991 года. Сама старушка объясняет, что это даже не дар, а проказы икотки, который живет в ее теле.
О том, сколько икотка живет в теле Анны Дмитриевны, сама старушка не знает. Говорит, что старая уже, все позабыла – и когда появился, и откуда взялся, и тем более, что говорит.
С первого взгляда бабушка Аня ничем не приметна – скромная и спокойная. В платочке и в валенках, рада чаю гостю налить и обогреть. - Старая совсем, плохо уже слышу, хожу, а раньше войну прошла, в тылу правда, – начала спокойно рассказывать старушка.
- Почему хозяйку мучаешь, – вдруг мягкий голос Анны Дмитриевны стал сиплым и низким, – она уже старая. Чего пришла? Убирайся отсюда! Уходи! Выгоню сейчас!
От услышанного мурашки бегут по спине. Жуть. Сердце замерло – «видимо не Бушуева говорит, не что, как икотка – прорицатель проснулся».
- Ух, пропадина, опять он, – заговорила старушка.
Когда Бушуевой было 35 лет, на нее навели порчу. Она испила домашний квас у одной недоброй старушки. Говорят, что в квасе были личинки бабочки. Вот и заглотнула Анна одну – «одарили ее злые люди икоткой». Вот уже 46 лет Настаович, так называет себя бес, живет в теле своей хозяйки и очень боится лягушек.
- Никто меня не любит, а я за людьми слежу, чтоб не воровали, – говорит Настаович устами старушки, – только дети хозяйки меня любят. Все! Ничего больше не скажу! Убирайтесь! Я – бабочка, а вы… Суки! – Женщина от стыда спрятала лицо руками.
О крутом нраве женщины, а вернее икотке, знают не только в Алексеевке, но и Егве, Корчевне, Батина, Радева. Все знают о даре старушки находить пропавшие вещи и людей. Письма пишут даже из-за рубежа.
Соседка старушки Валентина рассказывает, что Бушуева не раз находила ее мужа в деревне, прорицала, где будет служить ее сын.
- Помню… В мае это было, давно. Настаович в ней говорит – в Москве бульдозеры скоро пойдут, власть совсем переменится – плохо будет. Спустя три месяца – переворот ГКЧП, – дивится Валентина, – помню бульдозер башню атаковывал.
Сама Бушуева не знает, когда в ней «вещает» икотка. Но нередко, ей бывает очень стыдно за свое второе внутреннее я.
- Ой, матушка, вот червем тут сидит, – показывает на грудь Анна Дмитриевна, – мучает меня – ругается сильно! Вы уж на него не обижайтесь. Мужчина он резвый. Говорит, покой будто мой оберегает.