Для многих будет удивительно даже само название таких икон, а не только факт их существования, пусть он по прежнему доподлинно и не доказан.
Адописная икона — условное название икон, на которых под верхним слоем краски, левкасом – грунтовым слоем, либо под окладом обнаруживался образ Сатаны, бесов, либо же образы святых могли быть преданы глумлению: к примеру, к ним были пририсованы рога.
Адописные иконы считаются своего рода мифом по причине отсутствия сохранившихся примеров. Хотя образы представителей нижнего мира христианской мифологии присутствуют на канонических православных иконах при изображении сцен ада, Страшного суда и других апокалиптических эпизодов
Первые упоминания в современной истории России об адописных иконах появляются в литературе и публицистике второй половины XIX века. В них сообщается только о поздних, «наивных иконах», писавшихся непрофессионалами. Увлекшийся иконописью писатель Н. С. Лесков включает упоминание об адописной иконе в свою повесть «Запечатленный ангел» (1872 год), а в 1873 году публикует небольшую статью «Об адописных иконах».
Лесков Н. С в своей научной статье "Об адописных иконах" ("Русский мир", 1878, Љ 192, 24 июля), писал:
«Ради увеличения сбыта один иконщик заказывает так называемые подделки «под древность» с чертиками на грунте (левкасе, прим. авт.) и, набрав такого товара, едет и распродает иконы с чертиками, а следом за ним вскоре непременно по тем же местам, которые он только что снабдил своими иконами, едет другой иконщик, состоящий с первым в плутовской сделке; но у этого уже все иконы без чертиков. Приехав в село, следующий за первым второй плут предлагает свой товар, но ему отвечают, что «уже накупились»; тогда он просит показать ему, «чем накупились», и, зная, где искать потайных чертиков, объявляет, что это у них иконы «не христианские, а адописные», и в подкрепление своих слов тут же сколупывает на иконе, проданной его предшественником, краску и открывает изумленным крестьянам дьяволенков по всем их иконам. Крестьяне бывают по этому случаю в большом ужасе и отдают этому пройдохе все свои «адописные» иконы, на которых открыты чертики, чтобы только увез их подальше, а у него покупают или обменивают себе другие, на которых такого сюрприза для себя не ожидают». Как правило, подновив полученные «адописные» иконы, предприимчивый пройдоха продавал их снова, договариваясь о следующем «торговом обороте» с напарником.
Впервые термин «адописанный» встречается в Прологе за 13 ноября применительно к хоругвям еретиков-савелианитов. «Полный церковнославянский словарь» Г. Дьяченко даёт этому слову следующее объяснение — «написанный во аде, в подземном мучилище».Однако словосочетание «адописные иконы» известно в основном в старообрядческой среде, но не отражено в каком-либо языковом словаре.
Впервые о подобной иконе сообщает житие Василия Блаженного (XVI век): святой на глазах изумлённой толпы богомольцев кинул камень в образ Богородицы на Варварских воротах, который почитался чудотворным, а затем показал всем, что под краской было скрыто изображение чёрта. Успенский Б. А. видит в этом народное «представление о непременной связи записанного изображения и нового, его покрывающего, — то есть о влиянии первого на второе».
Написание адописных икон на Руси было разновидностью чёрной магии. Этнографические описания сообщают: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». В результате этого, молящийся перед такой иконой обращается не к Богу, а к Сатане, и молитва приобретает обратный эффект.
Среди исследователей есть и ещё одно объяснение назначения адописных икон: считается, что во времена раскола мастера-иконописцы, которые являлись приверженцами старой веры, писали на доске образы обитателей ада со злым умыслом: тем самым они хотели навредить своим врагам по вере, принявшим религиозные новшества. Согласитесь, трудно придумать более изощрённый способ мести в деле религиозных распрей.