Мистические истории » Основы мистики » Места обитания абаасы в трёх мирах

Места обитания абаасы в трёх мирах

Категория: Основы мистики, Дата: 17-02-2012, 00:00, Просмотры: 0

Божества абаасы верхнего РјРёСЂР°, обитающие по краям нижних небес (в западной, северной и южной частях видимого неба), в традиционных верованиях олицетворяют злое начало. В олонхо сохранился эпизод, в котором повествуется, как абаасы заселили видимые части неба, после того, как Юрюнг Айыы Тойон создал небо:

«А в сказаньях седых времён

Прежде слыхали мы,

От предков узнали мы,

Что,кроме рода айыы,

За гранью мятежных небес,

…Летящих с запада на восток,

…Утвердились вначале времён

Прародители девяти племён

Верхних адьараев-абаасы.

…Заселили весь южный край

Завихряющихся в бездну небес

…Шаманов,оборотней,ведунов,

Кружащихся,как снеговой ураган

Северных ущербных небес.»

Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая. С.10.

Глава божеств абаасы верхнего мира — Улуутуйар Улуу Суорун Тойон (величайший великий ворон господин). Чаще его называют Улуу Тойоном (великий господин). Он отец и покровитель воронов. Сам он в традиционных верованиях представляется в основном в образе ворона. Он не показывается и не является к людям, но иногда, когда он с грохотом и рёвом проносится по Земле, он воплощается в гигантского чёрного быка или чёрного жеребца, медведя или лося. В смену времён года (конец зимы и начало весны), он в образе медведя убивает сохатого лося.

Дети его — главы девяти племён небесных абаасы, обитающие на южной части видимого неба. Наиболее важнейший среди них — Мэнгнээх Бэгийэр Бэги Суорун Тойон — бог скота. Он старший сын Улуу Тойона. Небесные абаасы имеют своих коней. Они у них вороной масти с лысиной. Вообще количество небесных абаасы сосчитать невозможно, поскольку они со времён их появления размножились и стали бесчисленными. Абаасы означает понятие, которое олицетворяет угрожающую и довлеющую силу, враждебную для человека. В древности якуты в честь божеств абаасы устраивали кровавые жертвоприношения.

Духи абаасы среднего РјРёСЂР° причиняют незначительный вред людям и всему живому. Средний мир преставляется одноярусным, кроме абаасы в нём обитают обитают и другие духи и боги, в основном нейтральные духи природы иччи, а также духи юёр — не нашедши упокоения души умерших.

Даже с приходом христианства, страх перед абаасы сохранил своё прежнее значение. В якутских представлениях абаасы нисколько не боятся христианских верований и атрибутики, поэтому запросто могут проникать в христианские храмы, церкви, монастыри и часовни. Обряды, связанные с почитанием божеств и духов среднего мира соблюдались якутами и после принятия христианства. В современное время обряды, связанные с почитанием духов-хозяев местности и с охотой в основном сохраняются как дань традиции.

Божества абаасы нижнего РјРёСЂР°. Нижний мир представляется одноярусным. Этот мир означают разрушающее начало, смерть, бедствие, болезни и всё враждебное для человека. Абаасы нижнего мира воплощаются в образах рыб или пресмыкающихся. В нижнем мире находится Бухар Додар (Бухар Додор, Бухар Дабар) — демон смерти. Божества абаасы нижнего мира, как и абаасы верхнего мира, — бесчисленны. Главнейшим среди божеств нижнего мира является Арсан Дуолай.

Особняком от всех божеств нижнего мира стоит нейтральное божество Кыдай Бахсы Тойон (Кытай Баксы). Абаасы его боятся. Он отличается от абаасы, хоро и айыы. Он — глава одного из восьми родов подземных божеств, покровительствующий кузнецам. Он никому не причиняет вреда, кроме тех, кто причинил вред кузнецу.

Места обитания абаасы в трёх мирах

Места обитания абаасы в трёх мирах