Абасы (абаасы, якут. абааhы) — объединённое название бесчисленного множества злых божеств и духов верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии. Само слово происходит из корня “аба” – зло. Подчиняются только старшим по иерархии — основателям родов, и их сыновьям — главам основных племён (девять племён верхнего мира и восемь нижнего).
В якутском эпосе олонхо небесных и подземных абаасы часто называют ещё ‘адьарай’ (чудовище). Слова ‘абаасы’ и ‘адьарай’ используются как синонимы. Былинные и сказочные абаасы, в отличие от настоящих, древних, ничем не отличаются от людей, кроме физических уродств и скверного характера. Их создали великие абаасы для того, чтобы они сокращали род людской — творение “айыы” (добрых духов). Они смертны, и даже иногда могут вновь перевоплотиться в человека, если какая-либо существенная часть тела попадёт в руки родных умершего. Они подвержены всем человеческим страстям и воюют с людьми из-за обладания женщинами. От людей отличаются людоедством и уродливой наружностью, часто их представляют этакими половинчатыми людьми (одна рука, нога, глаз).
Они духи, поэтому обычно невидимы простым глазом. В тех случаях, когда они показываются человеку, они могут принимать любой облик, т.к. объединяют в себе все страхи и пороки людей. Чаще всего появляются в виде огня, большого человеческого силуэта, железного чудовища и т.п.
Все вредные и опасные вещи, животные и растения — созданы абаасы.
Абаасы искушают людей на плохие поступки, преступления, внушают страхи, насылают на них страдания и болезни. Питаются душами, как людей, так и животных, поэтому от них обычно можно откупиться жертвоприношением. Если человек не дожил до 70-и лет — считается, что его душу украли абаасы. Шаманы, лечащие больного человека, первым делом выясняют, что за абаасы причинил болезнь. Если абаасы не получится изгнать, то следует принести ему в жертву животное, душу которого как бы обменивается на душу больного человека.