Мистические истории » Основы мистики » Прежде чем решаться на занятия йогой, подумайте о душе

Прежде чем решаться на занятия йогой, подумайте о душе

Категория: Основы мистики, Дата: 21-06-2013, 00:00, Просмотры: 0

Несмотря на то что йога сегодня в среде т. н. «спортивных дилетантов» стоит в одном ряду с фитнесом, пилатесом и прочими тренировками, память о том, что эта система всё-таки имеет подтекст больше духовный, у большинства остаётся. Именно поэтому, наверное, у тех, кто всеми силами старается популяризовать йогу, ничего не получается - памятуя об индийских йогинах – странных и «замороченных» – средний человек думает: «Нет, что-то мне так же не хочется, лучше найти систему попроще». А выбирают йогу, как правило, те, кто либо понимает, что одними «ужимками и прыжками» телесной красоты и здоровья не достичь, либо те, кто ищет для себя систему для совершенствования духа, но при этом далёк от религии.

Однако прежде, чем решать окончательно «удариться в йогу», необходимо прояснить для себя ряд моментов, которые помогут в постижении смысла и сути не только йогической философии как таковой, но и позволят новыми глазами взглянуть на себя и свою жизнь.

А кто вы, собственно?

Итак, первое: что вы подразумеваете под понятием «Я»? Кто вы? Мужчина/женщина, рабочий, бизнесмен, просто хороший человек… - к сожалению, что бы вы ни ответили – всё по сути своей будет являться ложью, заблуждением, так как любые приведённые определения вашего «Я» - не более чем роли, которые по тем или иным причинам вы примеряете на себя в повседневном существовании.

Помните великую шекспировскую фразу, про жизнь, выступающую в качестве театра, и многочисленных актёров в каждом из нас? Она у всех на слуху, поэтому (по закону жанра) никто толком не вдумывается в её смысл, а он между тем очень глубок и… буквален. С той лишь разницей, что большая часть труппы настолько срослась с масками, что полностью идентифицирует себя со своими сценарными героями – присущими их образам характерами, эмоциями, стереотипами и внутренними установками.

Так, например, банальное: примерная мать троих детей навряд ли отправится за покупками в модный бутик, так как её роль диктует иную манеру поведения: более скромную и экономную. И наоборот – привыкшая к роскоши светская львица, даже испытывая материальные затруднения, не пойдёт за одеждой и продуктами на рынок. Не её это.

Таким образом, логично предположить, что, потянув человека за свойственные его роли ниточки, им можно очень легко и незаметно для него самого управлять. (К слову, именно на данном «дёргании» и ни на чём ином и строится, процветая, современная система «продавец-потребитель», но об этом как-нибудь в другой раз.) Даже если абстрагироваться от ролей типично социальных и перейти «на личности»: у каждого человека есть установленный набор т. н. условных рефлексов, входящих в перечень определённых для текущей роли. К примеру, мне наступили на ногу – я разозлился; мне сделали комплимент – я смутилась и так далее. Как правило, реакция на эти и другие воздействия настолько молниеносна, что пытаться контролировать её – раздумывать и выбирать: это мне сделать в ответ или то – не представляется возможным.

Однако суть этих примеров не в пропаганде попыток отказа от автоматизма, а немного в другом. А именно: согласно заверениям психологов, основных сценариев поведения в той или иной ситуации всего шесть, следовательно, одновременно с вами в этот момент ту же самую роль играет ещё как минимум миллиард человек (если исходить из данных о численности населения в шесть миллиардов). Вопрос: а где во всём этом вы? «Да как где?! Вот же я, здесь!» - возмутитесь вы непонятливости автора статьи. Но где «здесь» и откуда, опять-таки, вы знаете, что это вы, а не житель Владивостока или Костромы, читающий этот материал одновременно с вами и реагирующий подобным же образом? «Я просто это чувствую, я осознаю, что я – это именно я», - приведёте вы последний железный аргумент и на этот раз будете абсолютно правы. Однако только до тех пор, пока вас не поглотит очередная роль… Ведь ответить, и прежде всего самому себе, на вопрос о самоопределении можно только на уровне чувств, ощущений, тогда как ролевое поведение не предполагает подобных остановок и сомнений в правильности и смысле происходящего.

«Выход из себя» как способ найти своё «Я»: долой маски!

К сожалению, ощущение «чистого Я» возникает нечасто – преимущественно в тех случаях, когда вы по тем или иным причинам освобождаетесь от роли либо ваши маски начинают конфликтовать между собой. В этой связи получается, что то счастье и благополучие, к которым все гласно и негласно стремятся, - по сути злейшие враги духовного развития, способы забить собственное «Я» как можно дальше. Судите сами: когда у человека всё хорошо, разве будет он задумываться над смыслом происходящего? Пытаться что-то понять, изменить – иными словами, выпасть из текущей роли? Конечно, нет. Зачем?

В озвученном контексте современная социальная структура представляет собой адский механизм, оснащённый всем необходимым для уничтожения «Я». Попробуйте спросить у родителей новорождённого малыша о том, какими, по их мнению, должны быть основные этапы его будущей жизни. Один из немногих вариантов ответов на этот вопрос будет примерно таким: научится ходить и говорить - отдадим в детский садик, далее пойдёт в школу, потом в институт, дальше женится/выйдет замуж, заведёт своих детей… Весьма безобидно звучит, не правда ли? Все ведь так живут. А на самом деле, скорее всего, произойдёт следующее: едва научившись воспринимать этот мир и понимать, что происходит вокруг, малыш, словно губка, постепенно впитает все те сценарии, что будет видеть вокруг себя, и начнёт по примеру взрослых примерять разные роли, пока не найдёт ту, которая по ряду признаков устроит его более других. Дорастя до переходного возраста, когда самой природой создаётся благодатная почва для проступания «Я», и пожив некоторое время «свободным от сцены», он войдёт (к облегчению родителей) в пору юношества, уже будучи жёстко привязанным к какой-либо роли, потому как, во-первых, деструктивные элементы обществу не нужны, и механизм вернуть «винтик» назад найдётся (дома либо в школе), а во-вторых, гормональная перестройка рано или поздно закончится – вместе с ней уйдут и «Я»-ощущения.

Самое страшное во всём этом то, что, возможно, начиная со школьной скамьи, человеку больше никогда не придётся действовать самостоятельно, напрямую от «Я». Зачем? Если общество всё давно предусмотрело и буквально на каждый шаг предлагает свой сценарий: окончили школу – добро пожаловать в институт; не поступили – пора работать; не хочется работать – к вашим услугам возможность пойти в армию либо – женский вариант – выйти замуж и т. д. и т. п. вплоть до выхода на «честную пенсию» и… смерти.

При этом если вам на любом этапе взрослой жизни вдруг осточертеет текущая роль и захочется поиграть за какой-то другой персонаж, разительно отличающийся от привычно вашего, будьте готовы к сопротивлению социального эгрегора – система не любит, когда пытаются нарушить её работу. Не верите во все эти «глупости»? Тогда почему, увидев, к примеру, человека, гуляющего по улице абсолютно голым, вы не останетесь равнодушным к этому событию и навряд ли воспримите его как должное? Вам-то, по сути, какая разница?... А выказывая в адрес «чудака» неодобрение/гнев/удивление/смущение, вы подпитываете общую систему и таким образом давите на несчастного, вольно или невольно своей реакцией пытаясь вернуть его «в строй».

Помимо раннего детства и периода полового созревания, выделение «Я» может произойти тогда, когда играемые роли начинают противоречить друг другу либо исчезает сама сцена. Так, в частности, если человек прочно сросся с маской «доброго самаритянина» и вдруг попадает в такую ситуацию, в которой невозможно поступить по совести и обойтись без обмана и злых поступков, роли могут наслоиться друг на друга и в результате обнажить настоящее «Я». Или другой пример: удачливый подчинённый, которому удалось дослужиться до начальника, однажды вдруг остаётся буквально на улице, так как фирма прекратила свою деятельность – обанкротилась и развалилась. В данном случае, оставшись без каких-либо зацепок за социальную принадлежность, у человека также может показаться истинное «Я».

Таким образом, можно сделать общий вывод: самоосознанность и свобода от ролей способны проявляться только тогда, когда мы испытываем дискомфорт.

Пути духовного развития: ученик или вечный больной?

На основе изложенной выше информации кому-то может показаться, что после того, как «Я» один раз покажется наружу, оно останется наверху навсегда. И это является большим заблуждением, так как жить долгое время вне роли невозможно в принципе, и даже если вы возомните себя Великим Просветлённым – это будет всего лишь очередная маска. Вспышки самосознания стремительны и сиюминутны – их нельзя удержать, но их возникновение можно стимулировать, о них можно помнить, не позволяя себе раствориться в очередном сценарии.

И вот как раз подобный образ жизни, поведения и мыслей и есть то самое духовное развитие, о котором сегодня все говорят, но не могут толком объяснить, что же это такое и в чём оно заключается. Ведь развивать следует именно то самое «Я», дух, а не героя в рамках очередной роли.

Однако и на пути развития духа есть два направления: больного и ученика. Первый чаще всего просыпается в результате длительного воздействия непреодолимых проблем и начинает отчаянно искать способ их разрешения: идёт к целителям, читает какую-то литературу, посещает практики, осваивает методики… Но только до тех пор, пока проблема, разбудившая его, не устраняется. После того как жизнь входит в мирное русло, «Я» снова укладывается спать, пока не возникнет следующее препятствие и т. д. до бесконечности. Второй же путь – ученика – предполагает отказ от спячки вообще: через постоянную поддержку себя в некотором напряжении, т. н. искусственное создание проблем.

Далёким от данной темы и никогда не задумывающимся об этом ранее путь ученика может показаться абсурдным – какой смысл напрягаться на пустом месте? Вместе с тем: а) не стоит путать внутренний напряг с состоянием депрессии и общей неудовлетворённости; б) а какой, в свою очередь, смысл в жизни неосознанной?

Состояние напряженности в первую очередь следует понимать как вызов окружающему миру, выработку привычки помнить о том, что ты прямо сейчас играешь роль: грустную или комедийную, но всего лишь роль. Систематическая практика указанных установок со временем приведёт к тому, что повседневность станет более насыщенной и исполненной смысла, а вы превратитесь в спокойного, гармоничного и уверенного в себе человека, потому как понимание театральной сущности мира автоматически сводит на нет все те треволнения, которые каждый день провоцируют нас на ненужные выбросы энергии. Но до указанного состояния ещё нужно дойти.

Как раз один из способов сделать это – заняться йогой. Даже не так: невозможно освоить йогические практики, не встав на путь ученика. До тех пор, пока ваше «Я» будет оставаться в тени, вы ни на шаг не приблизитесь к развитию духа, постепенно слившись с ролью йога (или любого другого практика: мага, знахаря, шамана и т. д.), которая растворится без остатка, как только вы перестанете дышать…