Бовешь - согласно славянскому бестиарию мифическое животное с пятью ногами.
Вепреслон - бестиарское животное, объединяющее льва и вепря.
Вергиены - африканские и игровые гиены-оборотни.
Так, РІ нигерийском штате Борно вергиен называют bultungin, что переводится РІ "превращаюсь гиену" (так сказать, in hyaenas corpore transmuto). Традиционно считается, что пара деревень этого региона была сплошь заселена исключительно вергиенами. Р’ Рфиопии считают, что каждый потомственный кузнец РЅР° самом деле является мастером РІ силу того, что может превращаться РІ гиену (теоретически, это связано СЃРѕ следующей ассоциативной цепочкой: гиены – солнце – РѕРіРѕРЅСЊ – кузнечное дело; Р° кузнецы Сѓ всех народов были чародеями). Р?С… называют Р±РѕСѓРґР° Рё подозревают РІ полуночном осквернении РјРѕРіРёР». Характерно, что эти оборотни зачастую РІ своем феральном* облике сохраняют украшения, которые носили, будучи человеком. Так, РѕРґРёРЅ белый охотник рассказывал, что однажды ему приходилось охотится РЅР° гиену, Сѓ которой были солотые серьги. Р?нтересно, что РјРЅРѕРіРёРµ эфиопские христиане РІ таких наклонностях подозревают эфиопских же евреев (среди которых РјРЅРѕРіРѕ кузнецов).
Р’ СЃРІРѕРµ время РЅР° территории современной Рфиопии существовало королевство Каффа. Так РІРѕС‚, РІ законодательстве этого королевства был прописан запрет РЅР° превращение РІ гиен. Подозреваемого РІ этом преступлении связывали Рё доставляли Рє местному священнику Рё тот должен был разобраться, действительно ли задержанный виновен РІ приписываемом ему злодеянии. Если выносился обвиняющий вердикт, qora (вергиена РїРѕ тамошнему) приговаривался Рє рабству, смерти или изгнанию.
Вера в боуда распространена среди берберских народов Танзании и Марокко, которые считают, что боуда по ночам превращается в гиену, а утром возвращает себе человеческий облик. Племена западного Судана считают вергиен каннибалами, ночными оборотнями, которые терроризируют людей и почему-то крайне негативно относятся к влюбленным (Хотя отчего «почему-то»? Конкуренция за одну и ту же ночную экологическую нишу). Часто считается, что в гиен оборачиваются деревенские знахари и целители, те же кузнецы, а еще и дровосеки. Для таких умельцев, как говорят, характерно избыточное оволосение тела, красные слезящиеся глаза и постоянно «текущий» нос.
РќР° азиатском континенте присутствие гиен отмечается некими демоническими чертами: ночные нападения Рё перевозка ведьм, РіРёРїРЅРѕР·, вампиризм… Р? своеобразная ликантропия — персидский автор РѕРґРЅРѕРіРѕ медицинского трактата предлагает медикаментозные средства лечения людей, известных СЃРІРѕРёРј именем В«kaftarВ» (С‚.Рµ. полосатая гиена) Рё нападениями РЅР° детей. Хотя РІ данном регионе (особенно Пенджаб, Пакистан, Средняя РђР·РёСЏ) гиены больше рассмотривались как ходячие источники магико-фармацевтических ингридиентов. Особенно приветствовалось приобретение гениталий Рё ануса — желательно РёР· еще живых гиен — для повышения СЃРІРѕРёС… сексуальных потенций. Говорят, еще РґРѕ недавнего времени были РІ С…РѕРґСѓ такие фразеологизмы как "СЃРєРІРѕР·СЊ... вульву гиены", что значит "как РїРѕ маслу". Р?ли РІРѕС‚ еще "имеет анус полосатой гиены" — Сѓ нее (хотя больше "Сѓ него") РјРЅРѕРіРѕ любовников.
Продолжая шествия РїРѕ континентам, переносимся РІ Америку. Р? хотя американские территории РЅРµ являются природным ареалом естественных гиен, вергиены здесь РІСЃРµ-таки встречаются. Р’ частности, РёР· американского фольклора известен такой монстр как Shunka Warakin, больших размеров полуволк-полугиена. Р’РѕС‚ только РЅРµ очень известно, как там Сѓ него СЃ оборотничеством, потому что последнего убили РІ Монтане РІ 1869 РіРѕРґСѓ. Зато очень хорошо известно, что РІ современном Сент-Луисе (РЎРЁРђ, штат РњРёСЃСЃСѓСЂРё), описанном Р›.Гамильтон, вергиены РІ совокупности СЃ волками-оборотными Рё крысолюдами составляют РѕРґРЅСѓ РёР· мощнейших РіСЂСѓРїРї власти РІ местной фракции оборотней. Р? то, что РјРЅРѕРіРёРµ РёР· РЅРёС… (РёР· местных вергиен) являются гермафродитами, РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ смущает.
Не смущать то оно не смущает, но обычно вергиены проигрывают в противостоянии с традиционными оборотнями-werewolf'ами. Так было в черной Африке, которую покорила белая Европа, так случилось и в мире Гайи, где гиены-оборотни (Аджабы или Ajaba) практически прекратили свое существование, утратив аутентичную культуру после войн с волками-оборотнями (гару) и львами-оборотнями (симба). А жаль. Не взирая на сопутствующее им амбре, аджабы были достаточно колоритными фигурами. Тяжелая нижняя челюсть, крупные белые зубы, щетинистая шевелюра, широкие плечи и хриплый голос... У американцев, вон, точно такой же типаж (подозреваю, с тем же душком) идет и для внутреннего использования, и на экспорт под брендом "Капитан Америка", а вот вергиенам не повезло.
Увы. Гайя создала из гиен мусорщиков, а царственные симба и воинственные гару их уничтожили. Как теперь Гайя без массовой культуры будет выживать?
Увы ей. Увы...
Гала - животное славянских бестиариев, которое сражается рогами, попеременно складывая их.
Гухьяки - полукони-полуптицы индуистской мифологии.
Да, главный среди гухьяков — Реванта, сын бога Сурьи.
Дэвы - противоречивые сущности духовного плана, у разных народов, вышедших из лона праиндоевропейской общности, игравших различные роли.
Ксеркс, царь персидский
Где вода, как кровь из раны, там пути к Мазандерану,
где задумчиво и странно — там пути к Мазандерану,
где забыт аят Корана, где глумится вой бурана,
где кричат седые враны — там пути к Мазандерану.
Где, печатью Сулаймана властно взяты под охрану,
плачут джинны непрестанно — там пути к Мазандерану,
где бессильны все старанья на пороге умиранья
и последней филигранью отзовется мир за гранью,
где скала взамен айвана, и шакал взамен дивана,
где погибель пахлавану — там пути к Мазандерану.
Где вы, сильные? Пора нам в путь по городам и странам,
где сшибаются ветра на перекрестке возле храма,
где большим, как слон, варанам в воздухе пустыни пряном
мнится пиршество заране; где в седло наездник прянет,
и взлетит петля аркана, и ударит рог тарана,
и взорвется поле брани... Встретимся в Мазандеране!
"Касыда о путях в Мазандеран" Абу-т-Тайиба аль-Мутанабби
Дэвы – это противоречивые сущности духовного плана, игравших различные роли у разных народов, вышедших из лона праиндоевропейской общности.
Так, РІ различных РёРЅРґРёР№СЃРєРёС… религиозно-мифологических традициях РїРѕРґ этим именем – "Дэвы" (РІ переводе СЃ санскрита "сияющий" или "небесный", РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ праиндоевропейского *deiwos СЃ тем же значением) – принято понимать множество сверхъестественных существ, называемых также божествами, богами или полубогами (РїСЂРё всей условности использования этих слов РїРѕ отношению Рє РёРЅРґРёР№СЃРєРѕРјСѓ материалу): умбханды (типа РіРЅРѕРјРѕРІ), гандхарвы (небесные певцы), наги (человекозмеи) Рё якши (типа гоблинов). Рљ этому РјРёСЂСѓ относят также небесную птицу Гаруду. Р’ некоторых сочинениях Р±СѓРґРґРёР·РјР° Рє дэвам относят Рё высших Р±РѕРіРѕРІ. Р’ РёРЅРґСѓРёР·РјРµ такие Р±РѕРіРё высшего РїРѕСЂСЏРґРєР° как Р?РЅРґСЂР°, Варуна, РђРіРЅРё Рё РґСЂСѓРіРёРµ так же являются РґСЌРІР° (Р’ «Риг-веде», самой древней РёР· четырёх Вед, описываются 33 основных девов, тогда как РёС… общее число, согласно разным интерпретациям, составляет 330 млн или 33 млн.). Врагами РёРЅРґРёР№СЃРєРёС… божественных РґСЌРІРѕРІ являются ракшасы Рё асуры.
Р’ иранской мифологии РІСЃРµ обстоит СЃ точностью РґРѕ наоборот. Богами являются асуры (РІ скандинавской мифологии РѕРЅРё стали асами), Р° РґСЌРІС‹ – это откровенно демонические сущности. Р’ такой этико-ролевой инверсии РІ оценке РґСЌРІРѕРІ ученые РІРёРґСЏС‚ отзвуки противостояния племен, РЅР° которые раскололись праиндоевропейцы. Р’ авестийской традиции ("Р’СЃРµ РїРѕРјРЅСЏС‚, что РіРѕРІРѕСЂРёР» Заратустра?") РґСЌРІС‹ есть порождение злой мысли, лжи, РѕРЅРё служат РђРЅРіСЂРѕ-Майнью (Ахриману). Р?С… бесчисленное множество, образы РґСЌРІРѕРІ слабо индивидуализированы. Р?менно против РЅРёС… был «Видевдат» (среднеиран. «Кодекс против РґСЌРІРѕРІВ») – СЃРІРѕРґ законов Рё религиозных предписаний.
Легендарные иранские цари и богатыри часто выступают как дэвоборцы. Главный дэвоборец — Рустам. Согласно дошедшему до нас фрагменту раннего согдийского сочинения V в., Рустам осадил дэвов в их городе, и те, решив погибнуть или избавиться от позора, пошли на вылазку:
«...многие взобравшиеся на колесницы, многие на слонах, многие на свиньях, многие на лисицах, многие на собаках, многие на змеях и ящерицах, многие пешком, многие шли летая, как коршуны, а также многие шли перевёрнутыми вниз головой и ногами кверху… Они подняли дождь, снег, град и сильный гром; они издавали вопли; испускали огонь, пламя и дым».
Как это происходило тысячу раз до этого, и как будет еще тысячу раз после, поверженные боги демонизировались и ушли в фольклор, где стали великанами-людоедами. Типа европейских огров. Кстати, как и у огров, сожительницы дэвов (дэвицы, как их называл Абу-т-Тайиб аль-Мутанабби (334)) к людям относятся намного лучше, нежели сами дэвы. Хотя выглядят эти дэвицы обычно не очень — у них длинные, как и у албасты, груди, которые они забрасывают за плечи.
Фольклорные РґСЌРІС‹ иранских, тюркских, армянских, РіСЂСѓР·РёРЅСЃРєРёС…, дагестанских народов — это великаны, покрытые шерстью, СЃ острыми когтями РЅР° руках Рё ногах, СЃ ужасными лицами. Нередко весьма богаты, С‚.Рє. владеют (управляют, охраняют) сокровищами земли — драгоценными металлами Рё камнями. Дэвы часто имеют Рё зверовидный облик, Р° РёРЅРѕРіРґР° Рё РїРѕ нескольку голов (РґРѕ ста голов — Сѓ РіСЂСѓР·РёРЅСЃРєРёС… РґСЌРІРѕРІ, например, СЃ увеличением числа голов возрастает РёС… сила, Р° РЅР° месте срубленной головы вырастает новая), встречаются Рё циклопоподобные. Любят похищать девушек, особенно принцесс, Р·Р° что РёРј периодически достается РѕС‚ странствующих героев. Обитают РґСЌРІС‹ обычно РІ РґРёРєРёС…, труднодоступных местах, или внутри РіРѕСЂ, РЅР° РґРЅРµ озёр, РІ недрах земли (хотя РјРѕРіСѓС‚ жить Рё РІ больших дворцах РЅР° поверхности). Действуют РґСЌРІС‹ обычно группами — три, семь, СЃРѕСЂРѕРє братьев. Р?РЅРѕРіРґР° РґСЌРІС‹ вступают РІ дружбу СЃ героями, помогают РёРј РІ РёС… подвигах. РЈ народов Средней РђР·РёРё сохранились представления Рѕ былой благодетельной роли РґСЌРІРѕРІ как строители РјРЅРѕРіРёС… крепостей Рё РіРѕСЂРѕРґРѕРІ. Р’ тоже время РІ шаманских мифах узбеков, казахов Рё РєРёСЂРіРёР·РѕРІ РѕРЅРё фигурируют РІ числе РґСѓС…РѕРІ — помощников шаманов (обычно, однако, считалось, что РґСЌРІС‹ причиняют человеку болезнь, Р° шаман должен изгнать её или умилостивить РґСЌРІР°).
Отдельного упоминания заслуживают РґСЌРІС‹ Мазандерана (это целая дэвская страна РіРґРµ-то РІ Р?ране), которой посвятил СЃРІРѕСЋ ""Касыду Рѕ путях РІ Мазандеран" РђР±Сѓ-С‚-Тайиб аль-Мутанабби:
Здесь, РІ Мазандеране, РґСЌРІС‹ были разными. Р? «разные» — еще очень РјСЏРіРєРѕРµ словцо! РЈ РєРѕРіРѕ-то, как сказала однажды сгоряча первая жена РђР±Сѓ-С‚-Тайиба, было «семь пядей РІРѕ лбу, Рё РїСЏРґРё эти загибались бараньими рогами»; РґР°-РґР°, именно рогами, самыми настоящими, так что РІРїРѕСЂСѓ было уверовать: перед тобой шайтан РёР· шайтанов! Р?ли СЂРѕРґРЅРѕР№ РґСЏРґСЏ Златого РћРІРЅР°. Зато дружки рогача, ростом ему РїРѕ плечо, были РїСЂРё этом настолько массивны, что РёРЅРѕР№ слон гляделся СЂСЏРґРѕРј СЃ РЅРёРјРё изящной лебедушкой. Р?ные мазандеранцы щеголяли розовыми крысиными хвостами, суставчатыми ногами, напоминающими лапы саранчи; Р° Сѓ трех-четырех имелись зачатки кожистых крыльев. РЈ РѕРґРЅРѕРіРѕ РґСЌРІР° РёР· задних СЂСЏРґРѕРІ крылья оказались вполне развиты, Рё РѕРЅ РІСЃРµ время подпрыгивал, желая получше рассмотреть гостей, СЃ треском распахивал СЃРІРѕРµ сокровище Рё зависал над толпой, гнусаво каркая. Рђ РІСЃРєРѕСЂРµ вперед протолкался РґСЌРІ-РіРѕСЂР±СѓРЅ, чья шелушащаяся кожа настолько походила РЅР° чешую, что РїРѕСЌС‚ заподозрил родство РіРѕСЂР±СѓРЅР° СЃ давешним драконом, чей костяк РѕРЅРё видели РїРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ.
Грудастые дэвицы приветливо скалили желтые клыки, растягивали до ушей жабьи рты, махали шаху лапами (кто — когтистыми, кто — с перепонками), шушукались между собой, масляно подмигивая. Дэвы-самцы одобрительно ворчали, стараясь протолкаться поближе; и в то же время они вели себя осторожней лекаря у ложа опасно больного — как бы ненароком не зашибить гостя, не обидеть, не покалечить…
«Е рабб, это же дети! Взрослые дети!» — пришло на ум Абу-т-Тайибу.
А потом правительство направило в Мазандеран новые, еще более многочисленгые отряды войск с артиллерией. Но попытки взять... штурмом не удалось. Осажденные продолжали тем не менее бороться с изумительной храбростью. Редко у кого из них были ружья. Обычно они шли в атаку с самодельными саблями, копьями и кинжалами. Сомкнутым строем они бросались на врагов и сражались до последнего человека.
Такие вот дела...