В разное время в Центральной Сибири было опрошено более полутора тысяч человек. Как выяснилось, взрыв в небе наблюдали жители не только всего Красноярского края, но и Иркутской, Читинской областей и даже Монголии. Люди говорили совершенно разные вещи. Одни уверяли, что предмет летел с юга на север. Другие - с востока на запад. Кто видел летящий с невероятным грохотом серебряный шар. Кто огнедышащую “метлу с хвостом”, кто бесшумно зависшее сигарообразное тело… Одни говорили, что болид несся стремительно, как луч молнии. Другие - “оно летело медленно, не быстрее самолета” … Решив, что очевидцы (большей частью простые люди) все перепутали, ученые потеряли интерес к их показаниям.
Группа красноярских ученых под руководством Юрия Лавбина решили еще раз обратиться к документальным свидетельствам. Проведя компьютерный анализ воспоминаний, исследователи пришли к выводу, что летело несколько тел и что камнепад охватил гораздо более обширную территорию, нежели предполагалось раньше. Искать обломки пришельца из космоса, решил Лавбин, надо не только под Ванаварой-по всей Центральной Сибири. После выступления ученого на краевом радио хлынул поток сообщений. ”Приезжайте к нам”, - звали Лавбина из Канского, Емельяновского, Большемуртинского и ряда южных районов края. - У нас с незапамятным времен в лесу лежат куски метеорита. Мы их так и зовем - “камни с неба”.
Более того, нашлась бабушка, утверждавшая, что один из болидов падал над Красноярском. Эта женщина родилась 30 июня 1908 года. Ее семья жила на Базаихе. В ожидании, пока жена разродится, отец стоял во дворе и смотрел в небо. За минуту до того как раздался крик новорожденной, он увидел летящий предмет. ”Этот предмет был в огне, - вспоминал отец. - Когда он упал за горой Такмак, тайга загорелась, и дым закрыл город”.
Объездив край, Лавбин и его группа собрали огромную коллекцию “небесных камней”. Экземпляров весом более килограмма набралось свыше тысячи!Самый крупный обломок весит две тонны. Внешне “небесные камни” похожи на дырчатый шлак. Но кто и зачем повезет шлак в тайгу и будет там его закапывать (несколько обломков обнаружено магнитометром под слоем песка,Лавбин считает, что камни пробили песок под воздействием ускорения).
Но главное, найденные обломки составлены из разнородных камней, спаянных в единое целое. В земных условиях спаять кварц и силикат невозможно. “Мы пробовали их паять в плазме прямым огнем при температуре шесть тысяч градусов, - рассказывает Лавбин. - Но образцы лишь слегка оплавились сверху. Чтобы камни стали мягкими, как пластилин, и прилипли друг к другу, нужны миллионы градусов. Это может произойти лишь в короне Солнца, где два миллиона градусов. Только там под действием протуберанцев камни могут так “прожариться”. Известно, что кометы часто пролетают в короне Солнца. Значит, в небе над тунгусской тайгой пролетела комета”.
Чтобы подтвердить эту версию, некоторые обломки подвергли спектральному анализу. Выяснилось, что это - тектиты. Так называют куски космического вещества, обнаруживаемые в астроблемах. Иначе говоря, в древних ударных кратерах - в доисторические времена космического тела падали на нашу планету довольно часто.Из космоса астроблемы кажутся оспинами на теле Земли.Следы от ударов космических тел есть в Лаосе, Вьетнаме, Австралии, США. Есть астроблемы и в нашей стране. Наиболее крупная - Папигайская на Таймыре.
Во многих астроблемах находили тектиты. Так что трудностей с проведением сравнительного анализа не возникло. Исследования показали, что найденные в Центральной Сибири “камни с неба” идентичны камням, прилетевшим на Землю из космоса 50, 100, 200 миллионов лет назад.
Но оставался вопрос: почему комета в этот раз не упала? Почему, развалившись в воздухе на десятки тысяч кусков, разлетелась на огромном пространстве?Единственное объяснение - взрыв. Но сама комета взорваться и породить геомагнитный эффект не может. От простого столкновения с другим космическим телом (допустим, с метеоритом) такого бы тоже не произошло. Характер случившегося позволил Лавбину вслед за писателем - фантастом Казанцевым предположить ,что в небе над Ванаварой произошел направленный взрыв, который произвело техногенное устройство.
Ученые стали искать инопланетный корабль - то самое сигарообразное тело, которое, по словам людей, живущих между Енисеем и Ангарой, лететь медленно может только техногенный объект, -подчеркивает Юрий Дмитриевич. - Еще одним аргументом в пользу инопланетного корабля были куски светлого, как олово, металла, которые, по словам эвенков,и х деды находили в тайге”.
Прежде чем отправиться в экспедицию, Лавбин совместно с Красноярским государственным центром “Природа” исследовал космические снимки Центральной Сибири. В районе реки Иркинеевой (юг Эвенкии) были отчетливо видны сильные разрушения земной поверхности.Одно большое - 25 квадратных километров.Другие поменьше, похожие на кластерные следы. А также несколько огромных воронок-до 500 метров в диаметре.
Сделанные с орбиты снимки показали космонавту Георгию Гречко. О большом отпечатке Гречко сказал: “Здесь был старт космического корабля. Огромного - на Земле таких нет”. Ученые предположили, что кластерные следы образовались из-за того,что корабль шел на бреющем плолете, воздействуя излучением на поверхность Земли мощным излучением. А воронки - следы мощного взрыва или удара о землю.
К сожалению, добраться до данного места исследователи не смогли - не было времени (а впоследствии не было денег). Но домой они вернулись не с пустыми руками. Приборы зафиксировали в этом районе гигантскую намагниченность и перемагниченность. Такой магнетизм может дать молния. Но она бьет точно. Здесь же намагничена огромная территория. “Это космический корабль, - снова и снова убеждался Лавбин. - Пролетев у самой Земли, он воздействовал на нее неизвестным науке излучением”.
Вернувшись на “Большую землю”, Лавбин снова выступил в СМИ. Вскоре в офисе Сибирского общественно-государственного фонда “Тунгусский космический феномен” раздался звонок: “Меня зовут Александр Кавацкий. В конце 40-х годов я был лямщиком, иначе говоря, бурлаком, мы тянули баржи по быстро мелеющим Нижней и Подкаменной Тунгускам. Обычно шли по правому берегу. А однажды пошли по левому. Во время обеда пошли в распадок. И увидели разбившийся космический корабль. Если нужно, могу показать место”…
Продолжение следует...